Наверх
6 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА"

Для большинства IT-компаний нынешний год пройдет под флагом восстановления объемов бизнеса, а развитие новых направлений придется отложить на будущее.    По подсчетам экспертов, объем рос-сийского IT-рын-ка по итогам прошлого года составил 330 млрд рублей, что ниже даже результатов 2007 года. Совокупная выручка IT-компаний сократилась на 17%. Влияние общеэкономической конъюнктуры на рынок программного обеспечения для бизнеса очевидно — налицо определенный спад, но системным кризисом отрасли специалисты это не называют. Прогноз участников рынка на этот год — сдержанно оптимистичный.
   
ШОК — ЭТО ПО-НАШЕМУ


   «У каждой IT-компании свой субъективный взгляд на метаморфозы 2009 года, — считает заместитель генерального директора компании «Ай-Теко» Армен Кочаров. — Во многом разница обусловлена тем, как клиенты компаний переживали кризис. На мой взгляд, рынок бизнес-приложений в прошлом году испытал шок негативных ожиданий, но как такового системного коллапса и «схлопывания» рынка не произошло». Отдельные IT-компании, не имевшие диверсифицированного про-дуктового портфеля или сфо-кусированные на подверже-нном кризису клиенте или отрасли, действительно испытывали большие трудности, вплоть до фактических банкротств. «Но это следст-вие недальновидности или неготовности конкретного менеджмента к жестким внешним условиям, а не системного кризиса», — уверен эксперт.
   Оценить же в реальных цифрах долю сегмента ПО в общем IT-рынке практически невозможно — из-за размытости границ категории ПО для бизнеса и традиционной для IT-рынка закрытости цифр. Поэтому большинство опрошенных «Профилем» экспертов оперируют качественными показателями.
   Так, компания «Ай-Теко» входит в тройку лидеров рынка систем управления знаниями (собственные продукты компании — Х-files и «Аналитический курьер»). По ключевым для компании бизнес-приложениям (хранилища данных, ERP-решения, BI-решения, системы документооборота, системы управления промышленными активами и т.д.) «Ай-Теко» входит в Топ-10 отечественных компаний. «Не хочу прослыть «антикризисным оптимистом», но, скажем, наш оборот в кризисном, 2009 году вырос на 5%», — отмечает Армен Кочаров.
   Другой участник рынка — компания «ФОРС — Центр разработки» — в сегменте «Дистрибуция ПО» занимает седьмое место среди российских поставщиков лицензий на программные продукты. Традиционно сильны позиции «ФОРС» и в разработке ПО на заказ. По этим двум направлениям выручка компании возросла в прошлом году почти на треть. «Что касается структуры выручки, то, как и в прежние годы, услуги в сфере информационных технологий составляют более половины нашего оборота — 56,2%, — уточняет директор по развитию бизнеса компании «ФОРС — Центр разработки» Николай Зезюлинский. — Из года в год мы наращиваем свою долю в интеграционных и BI-про-ектах». При этом государст-во по-прежнему остается для компании ключевым заказчиком — на долю государственного сектора и ЖКХ в «ФОРС» приходится более 70% выручки.
   Успешно закончился год и для компании «СИТРОНИКС Информационные Технологии». «Мы сделали больше, чем планировали, — заяви-ла заместитель генерального директора компании Мария Юргелас. — Вырос показатель маржинальности проектов, увеличена доля интеграционных проектов на внешнем рынке».
   
ПРИЗНАКИ ВЗРОСЛЕНИЯ
    По словам Николая Зезюлинского, кризис в разной степени затронул те или иные сегменты рынка программного обеспечения (ПО). Если говорить о дистрибуции, проектах по внедрению ERP-систем, бизнес-приложений, то по этим направлениям выручка действительно сократилась у большинства компаний. Однако ситуация смягчилась тем, что по другим направлениям наметился весьма ощутимый рост. Прежде всего это рынок автоматизации на основе процессного подхода к управлению с использованием BPM-систем, интеграционные про-екты на основе SOA, внедрение аналитических систем и хранилищ данных, проекты по оптимизации внутренней структуры организации и уп-равления — иными словами, наиболее востребованными сейчас являются такие IТ-ин-струменты, которые позволяют напрямую влиять на биз-нес, повышать операционную эффективность и контролировать в реальном времени финансовые результаты деятельности компании.
   Вместе с тем, как отмечает Армен Кочаров, программное обеспечение для бизнеса — это весьма консервативная часть IТ: «Все новинки должны пройти небыстрый период апробации, поэтому мы не ожидаем какого-то революционного мегапрорыва в краткосрочной перспективе». По словам эксперта, есть, конечно, модные тенденции, среди которых виртуализация, «облачные» вычисления, OpenSource-решения и уже порядком набивший оскомину аутсорсинг, но доминирующего значения в бу-дущем эти тенденции все равно не приобретут.
   Согласна с коллегой и Мария Юргелас: «Не думаю, что в посткризисный период российский IТ-рынок ждут массовые продуктовые прорывы в области ПО. Что касается трендов этого года, то, на мой взгляд, для большинства IT-компаний он пройдет под флагом восстановления прежних объемов бизнеса, а основное развитие новых перспективных направлений придется все-таки на следующий год».
   А вот изменение в требованиях и ожиданиях клиентов заметны уже сейчас. «Стало больше прагматизма, больше нацеленности на решение текущих проблем, наметился переход от «романтичного» подхода к IТ к более матерому, расчетливому, — отмечает Армен Кочаров. — Основной вопрос клиентов: что даст этот IТ-проект бизнесу конкретно, сейчас и какой ценой». Это, по мнению специалиста, позитивный признак взросления рынка.
   «Рынок 2010 года — это рынок требовательных заказчиков, прекрасно знающих, что именно и за какие деньги они хотят, — вторит коллеге Мария Юргелас. — В этих условиях основная задача системного интегратора — постоянный рост качества сервиса при разумных бюджетах IТ-проектов».
   
В ОДНУ ЛИНЕЙКУ
   Основными драйверами развития клиентоориентированной продуктовой линейки, особенно в посткризисный период, являются повышение доходности бизнеса клиента, оптимизация расходов и повышение конкурентных преимуществ заказчика за счет внедрения того или иного продукта.
   «В этой связи основной упор мы сейчас делаем на решения, позволяющие повысить эффективность, управляемость и прозрачность бизнес-процессов, — расска-зывает Мария Юргелас. — К таким решениям относятся аналитические CRM-системы, решения класса BI для финансовой консолидации, планирования и бюджетирования. Основной вектор развития продуктовых линеек, которые мы предлагаем, нацелен на достижение совершенствования в управлении всеми аспектами бизнес-процессов».
   Армен Кочаров считает, что ключевой фактор, сказывающийся сейчас на формировании продуктовой линейки ПО для бизнеса и напрямую связанный с кризисом, это экономическая эффективность решений. «Раньше этот эффект часто терялся или в завышенных требованиях безопасности, или в других корпоративных ограничениях, — поясняет представитель «Ай-Теко». — Не всегда проекты имели конкретный измеримый экономический или бизнес-эффект. Кризис заставил считать, думать, принимать решения, которые раньше можно было отложить».
{PAGE}
   Ряд других немаловажных факторов называет и Николай Зезюлинский. «С одной стороны, функциональность ПО постоянно расширяется, технологически системы становятся все сложнее, — рассказывает эксперт. — Однако при этом важно, чтобы эта сложность не ощущалась пользователем — ему должно быть максимально комфортно и удобно работать с интерфейсом». По его мнению, производителям ПО важно предусмотреть возможность самостоятельного изменения клиентом настроек в соответствии со своими профессиональными потребностя-ми, получения ответов на за-просы, формирования отче-тов по своему усмотрению и многое другое.
   Еще одно существенное требование — совместимость и интегрируемость систем. «Приобретение нового продукта не должно требовать отказа от используемого ПО, — поясняет эксперт из компании «ФОРС». — Информационная система должна быть единым целым, все элементы которого взаимодействуют между собой на основе единой базы данных».
   Влияет на формирование продуктовой линейки ПО для бизнеса и комплексность решения. Производители сейчас уделяют огромное внимание обеспечению полноценной функциональности всех элементов IТ-инфраструктуры. Яркий при-мер тому — компания Oracle, которая, объединившись с SUN, поставляет законченную линейку: набор приложений плюс оборудование. Тем самым в одном пакете можно получить все, что необходимо для создания современной IТ-системы, отвечающей самым высоким требованиям, для любого вида бизнеса.
   Не стоит забывать и о традиционном для российских IТ-компаний эволюционном драйвере — следованию обозначенным на Западе тенденциям, напоминает Ар-мен Кочаров. Таким, напри-мер, как виртуализация биз-нес-приложений, ПО как сервис (SaaS), включая кор-поративные «облака», сер-вис-ориентированные архи-тектуры для разнородного ландшафта бизнес-ПО, OpenSource-решения для государственного сегмента и круп-ного бизнеса и т.д.
   
РАЗРАБАТЫВАТЬ УМЕЕМ, А ПРОДВИГАТЬ — НЕТ
   А вот перспективы российского программного обеспечения для бизнеса на мировом IТ-рынке наши эксперты оценивают как малореальные. «С одной стороны, ПО не нефть, оно не привязано к скважине, носители знаний подвержены международной миграции и «перекрестному опылению» знаниями, что, по идее, должно бы упростить импорт знаний в Россию и экспорт готового ПО из России, — рассуждает Армен Кочаров. — Однако пока наблюдаем обратное: многие отечественные программисты, работая в России, производят код, который потом попадает в ПО, импортируемое обратно в Россию уже как «западное ПО».
   Вместе с тем эксперт отмечает и позитивные моменты: «Если раньше российское ПО безнадежно отставало от западного технологически, компенсируя это отставание проработанной локальной спецификой и технической поддержкой, то сегодня на-ше ПО стремительно наверстывает упущенное в качестве конечного продукта».
   «По своему профессиональному уровню российские разработчики и интеграторы уже ни в чем не уступают западным. Проблема у нас в другом — маркетинг и продвижение. Именно в этом состоит наша главная трудность», — резюмирует Николай Зезюлинский.

   ЧТО НОВОГО ПРЕДЛОЖИТ ВАША КОМПАНИЯ РОССИЙСКИМБИЗНЕС-ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМВ ЭТОМ ГОДУ?
   ЭКСПЕРТЫ
   АРМЕН КОЧАРОВ,
   заместитель генерального директора компании «Ай-Теко»:
   «Мы предложим нашим промышленным клиентам решения в области энерго- и ресурсосбережения; в области управления промышленными активами. Компания «Ай-Теко» стала партнером глобальных лидеров EAM-рынка (Enterprise Asset Management) — компании IBM и австралийской компании Mincom Plc, ведущего игрока на рынке EAM-решений по управлению активами предприятия и лидера решений для горнорудных предприятий. Сейчас у нас идет несколько совместных проектов в крупнейших российских промышленных холдингах. На базе дата-центра «ТрастИнфо» мы предложим клиентам доступ к бизнес-ПО по модели SaaS. Постараемся не отрываться от клиентских потребностей с новомодными и слабо востребованными решениями — будем предлагать клиентам решения, работающие здесь и сейчас и приносящие клиентам конкретный экономический эффект».
   
   НИКОЛАЙ ЗЕЗЮЛИНСКИЙ,
   директор по развитию бизнеса компании «ФОРС — Центр разработки»:
   «После приобретения компанией Oracle компании SUN мы всерьез задумались о том, чтобы также предложить нашим заказчикам законченные решения — от оборудования до прикладных систем. В первую очередь предполагается поставка действительно принципиально нового продукта — Oracle Exadata, который представляет собой специализированный сервер с предустановленным ПО Oracle для надежного и высокопроизводительного функционирования прикладных программ — транзакционных систем и систем хранилищ данных. Именно такая архитектура решения позволяет использовать приложения, построенные на базах данных Oracle, наиболее эффективно».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK