Наверх
20 октября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "Время прохлаждаться"

Финансовый план продавцов кондиционеров составляется с оглядкой на прогноз погоды и объемы строительства. От жары и количества новых зданий зависят объемы продаж подобной техники.   Продавцы климатической техники до сих пор мечтательно вспоминают лето 2002 года, когда на Россию обрушилась жара и продажи кондиционеров в стране подскочили втрое — с 80 тыс. штук до 240 тыс. Подтверждением того, что рынок кондиционеров, как ревматик, зависим от погоды, стал и прошлый сезон. Так, в мае 2005 года на большей территории России вдруг началась жара, и люди начали сметать с прилавков все: начиная с вентиляторов и заканчивая навороченными охлаждающими агрегатами. Однако позже пыл покупателей остудил довольно прохладный июнь. Спрос на кондиционеры стабилизировался, продавцы пополнили опустевшие склады. Июль тоже не принес жары. Склады начали угрожать затовариванием. Однако на выручку пришел август. Этот месяц, особенно на юге России, выдался жарким, столбик термометра держался у отметки 30 градусов почти до начала сентября, что стимулировало людей отправляться в магазин для закупки кондиционерной техники. В целом продавцы оказались довольны итогами продаж прошлого сезона. По данным компании «Литвинчук Маркетинг», в 2005 году продажи кондиционеров для жилых помещений в России увеличились почти на 30% и достигли отметки в 170 млн. штук. Если нынешнее лето не поскупится на тепло, рынок кондиционеров в России вырастет еще минимум на 20—30%. Например, в сегменте техники для жилых помещений он может превысить отметку в 200 млн. штук.

   Впрочем, продажи вряд ли упадут при любой погоде. «В России мы наблюдаем две тенденции роста рынка кондиционеров, — говорит Константин Фришберг, бренд-менеджер российского представительства компании Samsung. — Первый вид спроса — это сезонный. Ему подвержены более дешевые модели, которые люди покупают импульсивно в зависимости от погоды. Второй вид спроса на кондиционерную технику — так называемый натуральный спрос. Он связан со строительством офисных и жилых зданий. Ведь сейчас неотъемлемой частью престижной квартиры или офиса является кондиционер. А так как в стране наблюдается настоящий строительный бум, то, соответственно, спрос на кондиционеры растет вне зависимости от погоды. Причем в этом случае речь идет о более дорогих и продвинутых моделях климатической техники».

   Ожидаемый рост спроса на кондиционеры в этом году связан также с развитием региональных рынков. Если в начале 2000-х годов примерно 50% продаж всех кондиционеров в России приходилось на Москву и около 20% — на Санкт-Петербург, то сейчас в общей сложности около 60% всей климатической техники уходит в регионы. «Кондиционеры продаются в России не обязательно там, где жарко, но там, где есть деньги, — говорит Николай Милючихин, руководитель подразделения климатической техники российского представительства компании Mitsubishi Electric. — Например, в этом году мы возлагаем большие надежды на некоторые поволжские регионы или же на богатые регионы Урала, где кондиционеры, так же как и в Москве, становятся символом престижного жилья».

Выгляни в окошко
   Одна из самых заметных тенденций нынешнего сезона — «вымирание» оконных кондиционеров. Они заметно дешевле других типов климатической техники, однако их недостатки уже превзошли подобное преимущество. Дело в том, что «оконники» загромождают значительную часть оконного проема, к тому же издают много шума.

   На смену морально устаревшей технике приходят так называемые сплит-системы (когда кондиционер разделен на две половинки, одна из которых вешается снаружи окна, а другая — внутри помещения). Ведущие мировые производители, в частности компании LG, Panasonic, Fujitsu General, Hitachi, переориентируют свое производство на этот тип техники и полностью сворачивают производство «оконников».

   Нет производства — нет и продаж. По прогнозам маркетологов, в России в 2006 году будет продано рекордно низкое за последние годы количество подобной техники — около 120 тыс. Это почти в два раза меньше, чем в 2002 году.

   Наиболее активно на российском рынке ведут себя производители сплит-систем из Японии (марки Mitsubishi Electric, Panasonic, Daikin, Hitachi, Chofu, Sharp), Кореи (Samsung, LG, Hyundai), а также активизировавшиеся за последние два года китайские производители (Haier, Greе, Mideа, Chigo).

   Японские марки в большинстве своем служат дольше и, соответственно, дороже. В среднем сплит-система мощностью 2 кВт, предназначенная для охлаждение комнаты в 20 кв. м, стоит $800—1200. Модели из Кореи доступнее по цене — в среднем $600—800 за модель мощностью 2 кВт. Наконец, китайские кондиционеры можно приобрести вдвое дешевле японских ($400—500 за модель в 2 кВт).

   Присутствие большого числа игроков на рынке кондиционеров приводит к приятным для потребителя последствиям — цена на товары падает. По информации продавцов, за последний год некоторые модели кондиционеров снизились в цене на 5—7%.

   «Китайцы все сильнее давят на корейцев, корейцы — на японцев, в результате игроки, чтобы удержаться на рынке, по чуть-чуть снижают цену, — говорит Николай Милючихин из Mitsubishi Electric. — Впрочем, вполне вероятно, что снижение цен в ближайшее время приостановится. Во-первых, потому, что производители подошли к грани, когда опускать стоимостную планку дальше уже невозможно. А во-вторых, не стоит забывать про неуклонный рост мировых цен на медь — основной материал в производстве кондиционеров».

Будь проще, и народ к тебе потянется
   Помимо снижения цен производители стараются завоевать симпатии потребителей новыми возможностями своих продуктов. В этом сезоне попытки вмонтировать в кондиционер какую-то сверхъестественную и поражающую воображение функцию наконец-то сходят на нет.

   Напомним, еще пару лет назад модные новинки помимо своих основных служебных обязанностей могли, например, «видеть» — благодаря особому датчику кондиционер определял, есть ли в комнате человек (в противном случае техника отключалась). Или вот другой шедевр технической мысли: какое-то время назад кондиционеры наделяли способностью подчиняться своему владельцу на расстоянии по мобильному телефону (в технику встраивали GSM-модуль, который позволял привести его в действие по пути с работы домой). Но, похоже, такие технологические изыски оказались непонятны массовому потребителю (а также мастерам-наладчикам, которые просто отказывались ремонтировать не по делу «умную» технику).

   Сегодня — новый тренд. Производители кондиционеров решили сосредоточиться на простых и понятных народу вещах, например выпуская кондиционеры, способные не только охлаждать, но и очищать воздух. «Функция очищения воздуха находит большой спрос в России, — говорит Константин Фришберг из Samsung. — Особенно в больших городах, где люди страдают от загрязненного воздуха».

   Та же компания Samsung продвигает на рынке кондиционеры с целой системой очищающих воздух фильтров. Первая часть системы — это воздушный фильтр со специальным веществом катехин, который содержится также в зеленом чае и обезвреживает захваченные фильтром вредные бактерии. Вторая часть — дезодорирующий биофильтр, он удаляет из воздуха запахи сигаретного дыма, пищи, домашних животных и т.д. Третий «заслон» — фильтр Silver Nano, содержащий ионы серебра, которые позволяют уничтожать вредные микроорганизмы. И, наконец, четвертая часть системы — ионизатор воздуха, он насыщает проходящий через кондиционер воздушный поток полезными для человеческого организма ионами (цена таких моделей Samsung — $600—800).

   Другое направление в кондиционерной моде — способность техники как можно эффективнее распределять охлажденный воздух по всему помещению. Так, новинка от Mitsubishi Electric благодаря инфракрасному датчику может определять температуру в разных частях помещения и автоматически распределять прохладный воздух в зависимости от этих данных (цена — $1500—1860).

   Что касается минимизации шума (еще одной предельно понятной потребительской характеристики), то здесь производители кондиционеров, похоже, подошли к пределу совершенства: уровень шума сейчас составляет 22 дБ — это аналог человеческого шепота. Производители считают, что более бесшумной технику делать уже нет смысла.

   Иначе обстоит дело с экономией электроэнергии. По словам продавцов, в России вслед за остальным миром потребители начинают обращать внимание на то, сколько ватт съедает кондиционер. В нынешнем году одни из самых экономичных кондиционеров (например, Mitsubishi Electric, Panasonic) потребляют порядка 600 Вт. Не так мало, как могло бы быть.

   В конце парада полезных функций хотелось бы представить новинку сезона — функцию автоматической очистки фильтров. «Мы проводили исследования и выяснили, что фильтр в кондиционере люди чистят крайне редко и неохотно, — говорит Сергей Кожевников, менеджер российского представительства компании Panasonic. — Занятие это неприятное: нужно вычищать грязь, которая к тому же может испачкать окружающую мебель. Все это приводит к тому, что многие годами вообще не чистят фильтры, а это ведет к порче кондиционера — он начинает работать с перегрузкой, у него появляется неприятный шум. К тому же внутри кондиционера из-за грязи начинают развиваться вредные для человека микроорганизмы».

   Новые автоматические системы позволяют человеку вовсе не участвовать в процессе очистки фильтров в кондиционерах. Например, подобное устройство в кондиционерах Panasonic (цена $800—1000) называется AC-Robot. «Робот-уборщица» в этих моделях представлен в виде специальной детали, которая регулярно по мере засорения сама чистит от грязи фильтры климатической техники.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK