26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "ВРЕМЯ ПРОВЕРЕННОГО"

Архивная публикация 2010 года: "ВРЕМЯ ПРОВЕРЕННОГО"

Зима традиционно начинается морозами и ярмаркой интеллектуальной литературы. Non/fiction № 12 можно считать адекватным отражением современного российского книжного рынка. Есть три новости. Одна хорошая и две... не очень. Как водится, начинаем с "не очень".
Согласно компетентным социологическим исследованиям, ежегодно количество читающих соотечественников уменьшается примерно на 2%. Это первое.
Второе - уровень продаж книг продолжает снижаться. Точных цифр пока нет, однако, анализируя положение после провального летнего сезона, издатели и книготорговцы оценивают падение на 15-20% как минимум.
Хорошая новость в том, что интеллектуальную, или, скажем корректнее, качественную литературу продолжают не только выпускать, но и читать. Нынешняя ярмарка в ЦДХ помогает взглянуть на ситуацию объективно - уловить тенденции, почувствовать настроения, прояснить ожидания.
Первое, что бросается в глаза, - участников чуть меньше, чем в прошлом году. На общей картине это не сказывается - самые интересные книги издательств, которым отдельный стенд показался непозволительной роскошью, так или иначе присутствуют среди новинок.
А вот всевозможных акций-презентаций, как всегда, изобилие. Почетный гость - Франция, что логично: именно здесь завершается Год Россия-Франция, по этому случаю высадился большой французский десант.
Несколько примечательных обсуждений особенно выделялось на общем фоне. Например, круглые столы, посвященные электронному книгоизданию, проведенные совместно с Франкфуртской книжной ярмаркой и Британским советом, и дискуссии на сложные, острые темы: "Гопник, или Нужна ли детям "чернуха"?" и "Как говорить с детьми о смерти".
Из совсем нового - отдельная программа "кулинарный Non/fiction", угощали, потчевали и показывали мастер-классы готовки. Книги про еду, кстати, во время кризиса популярны, как никогда.
Одна из самых ярких премьер ярмарки - книга "Все" классика авангарда Александра Введенского. В 700-страничный том вошли все известные на сегодняшний день "взрослые" тексты знаменитого обэриута; кроме них, в книгу включены переписка, биографические материалы, воспоминания о Введенском и редкие фотографии.
Публиковать умные книги нынче престижно. Довольно долго такие издательства, как АСТ или "ЭКСМО", вообще не считали Non/fiction своей площадкой. Теперь они в первых рядах.
Естественно, некоммерческая литература кассы им по-прежнему не делает, зато отлично работает на имидж. А когда с ней правильно работают, грамотно занимаются распространением, никто не будет в убытке.
"Сейчас, если человек выделяет, к примеру, 300 рублей на книгу, он делает выбор очень тщательно, покупает то, что и увлекательно, и развлекательно, и дает пищу для ума. Поэтому особенно актуальна качественная научно-популярная литература, - говорит главный редактор издательства Corpus Варя Горностаева. - Вначале делаем осторожные три-пять тысяч, затем всегда следуют допечатки. Хиты 2010 года - "Ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческих обществ" Джареда Даймонда, общий тираж которой уже превысил 10 тыс. экземпляров, и "Поверженный разум" Хосе Антонио Марина. Впервые в нашем портфеле соотношение фикшн и нон-фикшн - 50 на 50. В этом - отражение реального спроса".
"Книги о религии и психологии, саморазвитии и самопознании, да и весь научно-популярный спектр работ сейчас востребован, - уверен генеральный директор издательства "Альпина нон-фикшн" Павел Подкосов. - Мы не пытаемся конкурировать с детективами и фантастикой. У интеллектуальной книги свой круг читателей, и он быстро растет. Судя по нашей практике, работы научных журналистов и профессионалов из самых разных областей пользуются в этом году серьезным спросом. Еще одно любопытное наблюдение: растет интерес к литературе, предлагающей критически осмысливать общепринятые постулаты нашего времени. На ТВ активно "заряжают" ясновидящие, а в книжных магазинах раскупается "Псевдонаука и паранормальное. Критический взгляд" Джонатана Смита. В школах вводят религиозные дисциплины, а у нас бум Доккинза и Хитченса. Альтернативный взгляд на мир необходим, это очевидно".
Но самая отчетливая тенденция - обращение к проверенным ценностям. Это подтвердили результаты национальной литературной премии "Большая книга", победители которой задавали тон на Non/fiction.
Два первых лауреата, и многослойный многофигурный роман-эпопея Александра Иличевского "Перс", и строго документальное расследование "Лев Толстой: бегство из рая" Павла Басинского, - воплощение культурного мейнстрима.
С номинацией "За вклад в литературу" нынче и вовсе произошло небывалое: ко-гда объявили Антона Павловича Чехова, присутствующие было подумали, что это шутка, но все оказалось серьезно. Подобной чести в прежние годы удостаивались Андрей Битов, Валентин Распутин и Наум Коржавин. Получается теперь, кроме Антона Павловича, больше некому. Прецедент уникальный, только почему именно Чехову, при несомненных достоинствах, непонятно. У нас Пушкин без единой премии.
А если серьезно, трактовка напрашивается однозначная: в современной культуре вообще и в словесности в частности критерии настолько размыты, ориентиры стерты, про ценности и говорить не приходится, что остается обращаться к классике. Она, родная, пока не подводила.

Зима традиционно начинается морозами и ярмаркой интеллектуальной литературы. Non/fiction № 12 можно считать адекватным отражением современного российского книжного рынка. Есть три новости. Одна хорошая и две... не очень. Как водится, начинаем с "не очень".
Согласно компетентным социологическим исследованиям, ежегодно количество читающих соотечественников уменьшается примерно на 2%. Это первое.
Второе - уровень продаж книг продолжает снижаться. Точных цифр пока нет, однако, анализируя положение после провального летнего сезона, издатели и книготорговцы оценивают падение на 15-20% как минимум.
Хорошая новость в том, что интеллектуальную, или, скажем корректнее, качественную литературу продолжают не только выпускать, но и читать. Нынешняя ярмарка в ЦДХ помогает взглянуть на ситуацию объективно - уловить тенденции, почувствовать настроения, прояснить ожидания.
Первое, что бросается в глаза, - участников чуть меньше, чем в прошлом году. На общей картине это не сказывается - самые интересные книги издательств, которым отдельный стенд показался непозволительной роскошью, так или иначе присутствуют среди новинок.
А вот всевозможных акций-презентаций, как всегда, изобилие. Почетный гость - Франция, что логично: именно здесь завершается Год Россия-Франция, по этому случаю высадился большой французский десант.
Несколько примечательных обсуждений особенно выделялось на общем фоне. Например, круглые столы, посвященные электронному книгоизданию, проведенные совместно с Франкфуртской книжной ярмаркой и Британским советом, и дискуссии на сложные, острые темы: "Гопник, или Нужна ли детям "чернуха"?" и "Как говорить с детьми о смерти".
Из совсем нового - отдельная программа "кулинарный Non/fiction", угощали, потчевали и показывали мастер-классы готовки. Книги про еду, кстати, во время кризиса популярны, как никогда.
Одна из самых ярких премьер ярмарки - книга "Все" классика авангарда Александра Введенского. В 700-страничный том вошли все известные на сегодняшний день "взрослые" тексты знаменитого обэриута; кроме них, в книгу включены переписка, биографические материалы, воспоминания о Введенском и редкие фотографии.
Публиковать умные книги нынче престижно. Довольно долго такие издательства, как АСТ или "ЭКСМО", вообще не считали Non/fiction своей площадкой. Теперь они в первых рядах.
Естественно, некоммерческая литература кассы им по-прежнему не делает, зато отлично работает на имидж. А когда с ней правильно работают, грамотно занимаются распространением, никто не будет в убытке.
"Сейчас, если человек выделяет, к примеру, 300 рублей на книгу, он делает выбор очень тщательно, покупает то, что и увлекательно, и развлекательно, и дает пищу для ума. Поэтому особенно актуальна качественная научно-популярная литература, - говорит главный редактор издательства Corpus Варя Горностаева. - Вначале делаем осторожные три-пять тысяч, затем всегда следуют допечатки. Хиты 2010 года - "Ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческих обществ" Джареда Даймонда, общий тираж которой уже превысил 10 тыс. экземпляров, и "Поверженный разум" Хосе Антонио Марина. Впервые в нашем портфеле соотношение фикшн и нон-фикшн - 50 на 50. В этом - отражение реального спроса".
"Книги о религии и психологии, саморазвитии и самопознании, да и весь научно-популярный спектр работ сейчас востребован, - уверен генеральный директор издательства "Альпина нон-фикшн" Павел Подкосов. - Мы не пытаемся конкурировать с детективами и фантастикой. У интеллектуальной книги свой круг читателей, и он быстро растет. Судя по нашей практике, работы научных журналистов и профессионалов из самых разных областей пользуются в этом году серьезным спросом. Еще одно любопытное наблюдение: растет интерес к литературе, предлагающей критически осмысливать общепринятые постулаты нашего времени. На ТВ активно "заряжают" ясновидящие, а в книжных магазинах раскупается "Псевдонаука и паранормальное. Критический взгляд" Джонатана Смита. В школах вводят религиозные дисциплины, а у нас бум Доккинза и Хитченса. Альтернативный взгляд на мир необходим, это очевидно".
Но самая отчетливая тенденция - обращение к проверенным ценностям. Это подтвердили результаты национальной литературной премии "Большая книга", победители которой задавали тон на Non/fiction.
Два первых лауреата, и многослойный многофигурный роман-эпопея Александра Иличевского "Перс", и строго документальное расследование "Лев Толстой: бегство из рая" Павла Басинского, - воплощение культурного мейнстрима.
С номинацией "За вклад в литературу" нынче и вовсе произошло небывалое: ко-гда объявили Антона Павловича Чехова, присутствующие было подумали, что это шутка, но все оказалось серьезно. Подобной чести в прежние годы удостаивались Андрей Битов, Валентин Распутин и Наум Коржавин. Получается теперь, кроме Антона Павловича, больше некому. Прецедент уникальный, только почему именно Чехову, при несомненных достоинствах, непонятно. У нас Пушкин без единой премии.
А если серьезно, трактовка напрашивается однозначная: в современной культуре вообще и в словесности в частности критерии настолько размыты, ориентиры стерты, про ценности и говорить не приходится, что остается обращаться к классике. Она, родная, пока не подводила.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».