8 мая 2024
USD 91.31 -0.38 EUR 98.47 -0.09
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Вышка светит всем"

Архивная публикация 2002 года: "Вышка светит всем"

Россия, фактически удаленная в 90-х годах из нового мирового порядка, который выстраивался в последнее время преимущественно в интересах США, может снова утвердиться в роли крупнейшего игрока мирового нефтяного рынка. Так считают многие политические деятели и эксперты. И как ни странно, прежде всего американские.Гнется, но не ломается

На прошлой неделе ряд американских аналитиков и представителей крупных нефтяных компаний высказались по поводу того, что Россия может стать крупнейшим игроком на мировом рынке нефти. Причем речь шла не только об объеме добычи. Здесь спорить не о чем -- в феврале (впервые за 22 года) Россия опередила Саудовскую Аравию и вышла на первое место по объему добычи. Речь шла о том, что Россия вполне может в среднесрочной перспективе претендовать на роль "законодателя мод" во всей мировой нефтяной политике: ценообразовании, регулировании рынка и т.п.
Несмотря на кажущуюся сенсационность такого заявления, ничего принципиально нового в нем нет. Оно идет вполне в русле стремления США несколько ослабить -- и тем самым поставить под более жесткий контроль -- политику ОПЕК. Кроме того, и сама Россия ведет себя на рынке довольно агрессивно, объективно претендуя на увеличение своего влияния на состояние рынка.
Российский "нефтяной авторитет" особенно вырос в течение нынешнего года. Зимой, например, мы, с одной стороны, продемонстрировали некоторую независимость от ОПЕК, а с другой -- показали способность договариваться и вести гибкую политику. Россия, несмотря на просьбы ОПЕК, долго не сокращала экспорт нефти и устояла перед угрозой "ценовой войны", разумно возразив, что падение цен до обещанных арабами $6 за баррель приведет к проблемам в экономике ряда стран--членов этой организации. Однако после паузы мы демонстративно "пошли на уступки" и пообещали сократить экспорт. Правда, ровно на величину сезонного (зимнего) его падения.
Да и соблюдали ли мы взятые обязательства -- большой вопрос. Особенно если учесть, что даже генсек ОПЕК Али Родригес подтвердил: члены организации и сами выполняли оговоренные ограничения не более чем на 90%. Тем не менее в январе--феврале цены на нефть поднялись с $17 до $19--20. Наши официальные лица громко заявили, что это произошло не без активного участия России. Мысль развил министр энергетики Игорь Юсуфов, по мнению которого целесообразно создать альтернативу ОПЕК.
Правда, "назначенные" в потенциальные члены этой альтернативной организации страны -- Великобритания, Норвегия и др. -- вскоре заявили, что не заинтересованы в том, чтобы обременять себя какими-либо дополнительными обязательствами. Но в США признали идею Юсуфова достойной рассмотрения. Тогда реакцию Америки на российскую инициативу многие посчитали "инерцией после 11 сентября": если Россия отнеслась с пониманием и сочувствием к США, то почему бы США не отнестись с пониманием к России?
Переигровка

Месяц назад сюжет получил продолжение. Произошла новая эскалация ближневосточного конфликта, которая привела к тому, что Ирак объявил эмбарго на поставки нефти, Иран обратился к братьям-мусульманам с предложением поддержать Хусейна, о принципиальной готовности присоединиться к бойкоту высказались и ливийские лидеры. Причем аналитики отмечают, что эмбарго "в исполнении" Ирака выглядит довольно абсурдно. Ведь эта страна поставляет нефть на мировой рынок на особых условиях -- в обмен на продовольствие. Следовательно, "закрывая" скважины, Хусейн обрекает население на жизнь на голодном пайке. А такое положение вещей вряд ли может продлиться долго.
Зато другие страны--участницы ОПЕК подобного энтузиазма не проявили. Отчего по мировым СМИ пронеслась весть о наметившемся расколе в нефтяном картеле, а цены перешагнули отметку в $25 за баррель. Примерно тогда же премьер-министр Михаил Касьянов сделал заявление о том, что, если нефтяной рынок стабилизируется, соглашения с ОПЕК об ограничении экспорта будут пересмотрены.
В этой ситуации американские чиновники и эксперты во всеуслышание заговорили о России как о возможном игроке номер один на мировом нефтяном рынке. И более того: о том, что наше отечество в настоящее время уже, оказывается, ведет войну не на жизнь, а на смерть с Саудовской Аравией. Яблоком раздора является, понятно, "энергетическое господство".
Разговоры о расколе в ОПЕК возобновились после предложения, сделанного восстановленным в правах президентом Венесуэлы Уго Чавесом Али Родригесу: занять пост главы национальной нефтяной компании и оставить кресло главы ОПЕК.
На Лондонской конференции по развитию рынка энергоносителей, прошедшей сразу же после событий в Венесуэле, Игорь Юсуфов резко заявил, имея в виду якобы "трещавший по швам" ОПЕК, о том, что "не может небольшая группа стран диктовать свои условия всем остальным поставщикам". Американские участники конференции не только поддержали российского чиновника, но и выдвинули в ответ новую версию альтернативного союза экспортеров с парадоксальным набором участников: Россия, Саудовская Аравия, Венесуэла и Иран. Следует подчеркнуть, что это было сделано сразу после событий в Венесуэле и углубления раскола в ОПЕК. А идею обновления косвенно поддержал президент крупнейшей американской нефтяной компании "Шеврон-Тексако" Иан Макдональд, заявивший, что только участие российских компаний в процессе регулирования цен может упрочить мировой рынок.
Короче: кто, если не мы?
День независимости

Вопрос, почему США навязчиво делают реверансы российской "нефтянке", вероятно, может иметь несколько ответов. Во-первых, можно рассматривать это как некую благодарность за поддержку после 11 сентября. Однако с экономической точки зрения прочить Россию в мировые лидеры на нефтяном рынке довольно странно. Ведь преимущества Саудовской Аравии известны. Это и значительно большие, чем у нас, запасы нефти, и гораздо менее затратная добыча, и более высокое качество самой нефти, и, наконец, тот факт, что сауды, что называется, простым поворотом крана могут увеличить свое производство почти на 50% -- на 3,3 млн. баррелей в сутки, что соответствует всему объему экспорта России. Этот резерв является основным орудием контроля над ценами. Сауды могут "заменить" на рынке любого другого экспортера, если тот, например, откажется поставлять нефть, скажем, в Америку. Россия же работает на пределе своих возможностей. Так что версия с "реверансом" оказывается не очень убедительной в силу экономической необоснованности.
Кстати, США, безусловно, отдают должное экономическим реалиям. Америка не случайно "пригласила" Саудовскую Аравию в "новый" ОПЕК, проигнорировав других, более агрессивных членов "старого" картеля. Ведь США сейчас оправляется от рецессии, в стране растет производство, что требует больше нефти, причем желательно по меньшей цене. Возможно, именно поэтому Америка усиленно "отлучает" Россию от ОПЕК. Ведь если мы пересмотрим соглашение об ограничении экспорта и увеличим поставки топлива за рубеж, цены упадут хотя бы в силу причин психологического характера. Тем более что вместе с Россией наверняка пересмотрят аналогичные соглашения с ОПЕК и Норвегия, и Мексика.
Есть и еще одна версия. Утверждение России в качестве альтернативы арабским экспортерам вполне может преследовать как "педагогические", так и имиджевые цели. В первом случае речь идет о повышении дисциплины стран третьего мира, об усилении независимости от них потребителей (прежде всего США), а значит, и усиление позиций на переговорах. Во втором случае правительство, которое не хочет "дружить" с арабами после 11 сентября, зарабатывает немалое количество очков в глазах избирателей.
***

В любом случае, дыма без огня не бывает. Несмотря на всю гипотетичность и неоднозначность разговоров вокруг возрастающей роли России на мировых рынках нефти, такое развитие событий на руку многим. Прежде всего, понятно, самой России, чьи компании заинтересованы в больших объемах продаж, бюджет -- в росте налоговых поступлений. Иными словами, всем интересно наращивать экспорт. А если Россия получит поддержку США, можно надеяться, что наращивание добычи не приведет к серьезному снижению цен.
Интересно это и Штатам. Ведь даже если не удастся сформировать альтернативную организацию, создавать временные союзы из независимых экспортеров во главе с Россией, как показывает практика, вполне можно.
Устраивает такой поворот и других крупных потребителей -- например, Европу. Политическая напряженность на Ближнем Востоке многократно увеличивает вероятность сбоев в поставках нефти и резких скачков цен, которые пагубно действуют на экономику европейских стран.
Так что вполне может случиться, что разговоры вокруг лидерства России будут продолжены, окрепнут и обретут реальное содержание.

Объем добычи нефти в России (млн. барр./сут.)

Россия, фактически удаленная в 90-х годах из нового мирового порядка, который выстраивался в последнее время преимущественно в интересах США, может снова утвердиться в роли крупнейшего игрока мирового нефтяного рынка. Так считают многие политические деятели и эксперты. И как ни странно, прежде всего американские.Гнется, но не ломается


На прошлой неделе ряд американских аналитиков и представителей крупных нефтяных компаний высказались по поводу того, что Россия может стать крупнейшим игроком на мировом рынке нефти. Причем речь шла не только об объеме добычи. Здесь спорить не о чем -- в феврале (впервые за 22 года) Россия опередила Саудовскую Аравию и вышла на первое место по объему добычи. Речь шла о том, что Россия вполне может в среднесрочной перспективе претендовать на роль "законодателя мод" во всей мировой нефтяной политике: ценообразовании, регулировании рынка и т.п.

Несмотря на кажущуюся сенсационность такого заявления, ничего принципиально нового в нем нет. Оно идет вполне в русле стремления США несколько ослабить -- и тем самым поставить под более жесткий контроль -- политику ОПЕК. Кроме того, и сама Россия ведет себя на рынке довольно агрессивно, объективно претендуя на увеличение своего влияния на состояние рынка.

Российский "нефтяной авторитет" особенно вырос в течение нынешнего года. Зимой, например, мы, с одной стороны, продемонстрировали некоторую независимость от ОПЕК, а с другой -- показали способность договариваться и вести гибкую политику. Россия, несмотря на просьбы ОПЕК, долго не сокращала экспорт нефти и устояла перед угрозой "ценовой войны", разумно возразив, что падение цен до обещанных арабами $6 за баррель приведет к проблемам в экономике ряда стран--членов этой организации. Однако после паузы мы демонстративно "пошли на уступки" и пообещали сократить экспорт. Правда, ровно на величину сезонного (зимнего) его падения.

Да и соблюдали ли мы взятые обязательства -- большой вопрос. Особенно если учесть, что даже генсек ОПЕК Али Родригес подтвердил: члены организации и сами выполняли оговоренные ограничения не более чем на 90%. Тем не менее в январе--феврале цены на нефть поднялись с $17 до $19--20. Наши официальные лица громко заявили, что это произошло не без активного участия России. Мысль развил министр энергетики Игорь Юсуфов, по мнению которого целесообразно создать альтернативу ОПЕК.

Правда, "назначенные" в потенциальные члены этой альтернативной организации страны -- Великобритания, Норвегия и др. -- вскоре заявили, что не заинтересованы в том, чтобы обременять себя какими-либо дополнительными обязательствами. Но в США признали идею Юсуфова достойной рассмотрения. Тогда реакцию Америки на российскую инициативу многие посчитали "инерцией после 11 сентября": если Россия отнеслась с пониманием и сочувствием к США, то почему бы США не отнестись с пониманием к России?

Переигровка


Месяц назад сюжет получил продолжение. Произошла новая эскалация ближневосточного конфликта, которая привела к тому, что Ирак объявил эмбарго на поставки нефти, Иран обратился к братьям-мусульманам с предложением поддержать Хусейна, о принципиальной готовности присоединиться к бойкоту высказались и ливийские лидеры. Причем аналитики отмечают, что эмбарго "в исполнении" Ирака выглядит довольно абсурдно. Ведь эта страна поставляет нефть на мировой рынок на особых условиях -- в обмен на продовольствие. Следовательно, "закрывая" скважины, Хусейн обрекает население на жизнь на голодном пайке. А такое положение вещей вряд ли может продлиться долго.

Зато другие страны--участницы ОПЕК подобного энтузиазма не проявили. Отчего по мировым СМИ пронеслась весть о наметившемся расколе в нефтяном картеле, а цены перешагнули отметку в $25 за баррель. Примерно тогда же премьер-министр Михаил Касьянов сделал заявление о том, что, если нефтяной рынок стабилизируется, соглашения с ОПЕК об ограничении экспорта будут пересмотрены.

В этой ситуации американские чиновники и эксперты во всеуслышание заговорили о России как о возможном игроке номер один на мировом нефтяном рынке. И более того: о том, что наше отечество в настоящее время уже, оказывается, ведет войну не на жизнь, а на смерть с Саудовской Аравией. Яблоком раздора является, понятно, "энергетическое господство".

Разговоры о расколе в ОПЕК возобновились после предложения, сделанного восстановленным в правах президентом Венесуэлы Уго Чавесом Али Родригесу: занять пост главы национальной нефтяной компании и оставить кресло главы ОПЕК.

На Лондонской конференции по развитию рынка энергоносителей, прошедшей сразу же после событий в Венесуэле, Игорь Юсуфов резко заявил, имея в виду якобы "трещавший по швам" ОПЕК, о том, что "не может небольшая группа стран диктовать свои условия всем остальным поставщикам". Американские участники конференции не только поддержали российского чиновника, но и выдвинули в ответ новую версию альтернативного союза экспортеров с парадоксальным набором участников: Россия, Саудовская Аравия, Венесуэла и Иран. Следует подчеркнуть, что это было сделано сразу после событий в Венесуэле и углубления раскола в ОПЕК. А идею обновления косвенно поддержал президент крупнейшей американской нефтяной компании "Шеврон-Тексако" Иан Макдональд, заявивший, что только участие российских компаний в процессе регулирования цен может упрочить мировой рынок.

Короче: кто, если не мы?

День независимости


Вопрос, почему США навязчиво делают реверансы российской "нефтянке", вероятно, может иметь несколько ответов. Во-первых, можно рассматривать это как некую благодарность за поддержку после 11 сентября. Однако с экономической точки зрения прочить Россию в мировые лидеры на нефтяном рынке довольно странно. Ведь преимущества Саудовской Аравии известны. Это и значительно большие, чем у нас, запасы нефти, и гораздо менее затратная добыча, и более высокое качество самой нефти, и, наконец, тот факт, что сауды, что называется, простым поворотом крана могут увеличить свое производство почти на 50% -- на 3,3 млн. баррелей в сутки, что соответствует всему объему экспорта России. Этот резерв является основным орудием контроля над ценами. Сауды могут "заменить" на рынке любого другого экспортера, если тот, например, откажется поставлять нефть, скажем, в Америку. Россия же работает на пределе своих возможностей. Так что версия с "реверансом" оказывается не очень убедительной в силу экономической необоснованности.

Кстати, США, безусловно, отдают должное экономическим реалиям. Америка не случайно "пригласила" Саудовскую Аравию в "новый" ОПЕК, проигнорировав других, более агрессивных членов "старого" картеля. Ведь США сейчас оправляется от рецессии, в стране растет производство, что требует больше нефти, причем желательно по меньшей цене. Возможно, именно поэтому Америка усиленно "отлучает" Россию от ОПЕК. Ведь если мы пересмотрим соглашение об ограничении экспорта и увеличим поставки топлива за рубеж, цены упадут хотя бы в силу причин психологического характера. Тем более что вместе с Россией наверняка пересмотрят аналогичные соглашения с ОПЕК и Норвегия, и Мексика.

Есть и еще одна версия. Утверждение России в качестве альтернативы арабским экспортерам вполне может преследовать как "педагогические", так и имиджевые цели. В первом случае речь идет о повышении дисциплины стран третьего мира, об усилении независимости от них потребителей (прежде всего США), а значит, и усиление позиций на переговорах. Во втором случае правительство, которое не хочет "дружить" с арабами после 11 сентября, зарабатывает немалое количество очков в глазах избирателей.

***


В любом случае, дыма без огня не бывает. Несмотря на всю гипотетичность и неоднозначность разговоров вокруг возрастающей роли России на мировых рынках нефти, такое развитие событий на руку многим. Прежде всего, понятно, самой России, чьи компании заинтересованы в больших объемах продаж, бюджет -- в росте налоговых поступлений. Иными словами, всем интересно наращивать экспорт. А если Россия получит поддержку США, можно надеяться, что наращивание добычи не приведет к серьезному снижению цен.

Интересно это и Штатам. Ведь даже если не удастся сформировать альтернативную организацию, создавать временные союзы из независимых экспортеров во главе с Россией, как показывает практика, вполне можно.

Устраивает такой поворот и других крупных потребителей -- например, Европу. Политическая напряженность на Ближнем Востоке многократно увеличивает вероятность сбоев в поставках нефти и резких скачков цен, которые пагубно действуют на экономику европейских стран.

Так что вполне может случиться, что разговоры вокруг лидерства России будут продолжены, окрепнут и обретут реальное содержание.


Объем добычи нефти в России (млн. барр./сут.)

19927,632

19936,730

19946,135

19955,995

19965,850

19975,920

19985,854

19996,079

20006,479

20017,049

Объем добычи нефти в Саудовской Аравии (млн. барр./сут.)

19928,332

19938,198

19948,120

19958,231

19968,218

19978,362

19988,389

19997,833

20008,404

20018,031

Объем потребления нефти в мире (млн. барр./сут.)*

199266,758

199366,996

199468,286

199569,878

199671,411

199773,057

199873,642

199974,905

200076,300

200176,300

* По даннам ЗАО "ЛУКойл-Информ".

МИХАИЛ СИДОРОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».