10 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "ЗА ОТВАГУ НА ПОЖАРЕ"

Архивная публикация 2010 года: "ЗА ОТВАГУ НА ПОЖАРЕ"

Добродетель - не повод для кичливости и чванства, но что поделать, если современному россиянину, существу расслабленному духовно, подвигом кажется самая обычная вещь. После российских пожаров и страшно возросшей граж-данской активности, выразившейся в их тушении, снабжении погорельцев едой и одеждой, переписке с премьером по поводу рынды и т. д., - самоуважение общества резко возросло, и боюсь, что без особенных на то ос-нований.
Я хорошо помню самочувствие - и самодовольство - людей, расходившихся от Белого дома 21 августа 1991 года. Всем казалось, что это мы, мы лично, отстояли демократию. Там же на месте создалась организация "Белая гвоздика", которая потом неоднократно собиралась и искала, что бы такого поделать. Власти зря, наверное, не использовали волну тогдашнего энтузиазма: народ был готов хоть вагоны разгружать, лишь бы вместе. В советское время все чувст-вовали себя не то что бес-правными, а вот именно что бесполезными, невостребо-ванными. От нас ничего не зависело. А тут вдруг! Сегодня люди еще сильнее деморализованы отсутствием великого проекта - потому что нет надежды даже и на внезапную смену власти: все уже пере-пробовали. Жажда деятельности - пусть трудной и даже рискованной - огромна. Несколько меньше жажда рути-нной, не подвижнической, повседневной работы, - но уве-ряю вас, что пожаротушение состоит не только из подвигов. Масса народу была занята сортировкой вещей (в том числе отбраковкой барахла, которого сдали очень много). Закупкой и развозкой пожарных рукавов. Обычным сбором де-нег. Все это не подвиг, но это работа со смыслом, и люди кидались на нее, как путники в пустыне на свежую воду.
У всей этой прекрасной деятельности есть ровно один минус: она способствует росту не только активности, но и самооценки, не толь-ко пробуждению совести и достоинства, но и нетерпимости и всему, что обычно сопутствует повышенно-му самомнению. Что поделать, в больной стране больно все - и дурное, и хорошее. Прекрасен доброволец, выезжающий ту-шить пожары. Ужасен доброволец, рассмат-ривающий пожароту-шение лишь как способ ощутить себя на-чальством и начать тут же на месте командовать другими добровольцами. Еще более ужасен один самодеятельный репортер, выкладывающий в Сеть фотоотчет о своих успехах и тут же пишущий с интонацией крайней, непонятной злобы о журналисте, приехавшем к ним на тушение пожаров: журналист был чистенький, сволочь, в брючках, сволочь, и выпил у них, сволочь, стакан сока! Это вечная черта добровольцев - презирать всех, кто не доброволец. Еще немного - и люди начнут в дискуссиях спрашивать друг друга: где ты был в августе 2010 года?! В сентябре 1991 года я такие вопросы слышал. А что ты такого особенного сделал? У соседа горело, ты помог тушить. Где подвиг? Отдал излишек вещей или средств погорельцу? Купил пожарный рукав? Помог больному ребенку? Все нормально. Что тут такого, скажите на милость? И до ка-кой степени духовного разложения надо дойти, чтобы видеть в этом основание для гордости! И как унижен, стало быть, в повседневной жизни самый успешный наш соотечественник, если лучшими днями в его жизни становятся дни стихийного бедствия: тогда от его деятельности была хоть какая-то польза, а обычная его работа ни ему, ни окружающим даром не нужна!
Отдельная тема - конфронтация с государством. Государство у нас, конечно, безоб-разно себя ведет, но вообще-то ситуация, когда всякое содействие с государством исключено, чревата гибелью и для верхушки, и для общества. Видимо, пора подходить к государству дифференцированно: чью-то помощь брать, чью-то отвергать. С кем-то разговаривать, а кого-то гнать с порога.
Самое же обидное, что остается верной старая формула Михаила Швыдкого: "Нам бы еще научиться быть людьми без внешнего вызова!" Нам бы еще научиться проявлять лучшие свои качества не на пожаре. Нашему бы начальству еще хоть изредка давать людям дельное и осмысленное занятие, а не только врать им в глаза. Людям хочется просто, чтобы хоть иногда, умываясь по утрам, не стыдно было смотреть в зеркало. А тандемократия наша построила такой мир, в котором стыдно все - и действовать, и бездействовать, и говорить, и молчать, и любить, и ненавидеть.
Тех, кто это понимает, все больше. Этим понимающим нужно единство. А потому страстно гордиться своими подвигами-2010 и полагать, что этого достаточно, - никак не следует. Ничего не достаточно. Все еще впереди.

Добродетель - не повод для кичливости и чванства, но что поделать, если современному россиянину, существу расслабленному духовно, подвигом кажется самая обычная вещь. После российских пожаров и страшно возросшей граж-данской активности, выразившейся в их тушении, снабжении погорельцев едой и одеждой, переписке с премьером по поводу рынды и т. д., - самоуважение общества резко возросло, и боюсь, что без особенных на то ос-нований.
Я хорошо помню самочувствие - и самодовольство - людей, расходившихся от Белого дома 21 августа 1991 года. Всем казалось, что это мы, мы лично, отстояли демократию. Там же на месте создалась организация "Белая гвоздика", которая потом неоднократно собиралась и искала, что бы такого поделать. Власти зря, наверное, не использовали волну тогдашнего энтузиазма: народ был готов хоть вагоны разгружать, лишь бы вместе. В советское время все чувст-вовали себя не то что бес-правными, а вот именно что бесполезными, невостребо-ванными. От нас ничего не зависело. А тут вдруг! Сегодня люди еще сильнее деморализованы отсутствием великого проекта - потому что нет надежды даже и на внезапную смену власти: все уже пере-пробовали. Жажда деятельности - пусть трудной и даже рискованной - огромна. Несколько меньше жажда рути-нной, не подвижнической, повседневной работы, - но уве-ряю вас, что пожаротушение состоит не только из подвигов. Масса народу была занята сортировкой вещей (в том числе отбраковкой барахла, которого сдали очень много). Закупкой и развозкой пожарных рукавов. Обычным сбором де-нег. Все это не подвиг, но это работа со смыслом, и люди кидались на нее, как путники в пустыне на свежую воду.
У всей этой прекрасной деятельности есть ровно один минус: она способствует росту не только активности, но и самооценки, не толь-ко пробуждению совести и достоинства, но и нетерпимости и всему, что обычно сопутствует повышенно-му самомнению. Что поделать, в больной стране больно все - и дурное, и хорошее. Прекрасен доброволец, выезжающий ту-шить пожары. Ужасен доброволец, рассмат-ривающий пожароту-шение лишь как способ ощутить себя на-чальством и начать тут же на месте командовать другими добровольцами. Еще более ужасен один самодеятельный репортер, выкладывающий в Сеть фотоотчет о своих успехах и тут же пишущий с интонацией крайней, непонятной злобы о журналисте, приехавшем к ним на тушение пожаров: журналист был чистенький, сволочь, в брючках, сволочь, и выпил у них, сволочь, стакан сока! Это вечная черта добровольцев - презирать всех, кто не доброволец. Еще немного - и люди начнут в дискуссиях спрашивать друг друга: где ты был в августе 2010 года?! В сентябре 1991 года я такие вопросы слышал. А что ты такого особенного сделал? У соседа горело, ты помог тушить. Где подвиг? Отдал излишек вещей или средств погорельцу? Купил пожарный рукав? Помог больному ребенку? Все нормально. Что тут такого, скажите на милость? И до ка-кой степени духовного разложения надо дойти, чтобы видеть в этом основание для гордости! И как унижен, стало быть, в повседневной жизни самый успешный наш соотечественник, если лучшими днями в его жизни становятся дни стихийного бедствия: тогда от его деятельности была хоть какая-то польза, а обычная его работа ни ему, ни окружающим даром не нужна!
Отдельная тема - конфронтация с государством. Государство у нас, конечно, безоб-разно себя ведет, но вообще-то ситуация, когда всякое содействие с государством исключено, чревата гибелью и для верхушки, и для общества. Видимо, пора подходить к государству дифференцированно: чью-то помощь брать, чью-то отвергать. С кем-то разговаривать, а кого-то гнать с порога.
Самое же обидное, что остается верной старая формула Михаила Швыдкого: "Нам бы еще научиться быть людьми без внешнего вызова!" Нам бы еще научиться проявлять лучшие свои качества не на пожаре. Нашему бы начальству еще хоть изредка давать людям дельное и осмысленное занятие, а не только врать им в глаза. Людям хочется просто, чтобы хоть иногда, умываясь по утрам, не стыдно было смотреть в зеркало. А тандемократия наша построила такой мир, в котором стыдно все - и действовать, и бездействовать, и говорить, и молчать, и любить, и ненавидеть.
Тех, кто это понимает, все больше. Этим понимающим нужно единство. А потому страстно гордиться своими подвигами-2010 и полагать, что этого достаточно, - никак не следует. Ничего не достаточно. Все еще впереди.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».