26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "ЗАДУШИТЬ В ОБЪЯТИЯХ"

Архивная публикация 2010 года: "ЗАДУШИТЬ В ОБЪЯТИЯХ"

Когда государства слишком много, частный бизнес теряет интерес к развитию. А это никогда ни к чему хорошему не приводило. Среднестатистический банк образца 2009 года весьма отличается от банка 2008 года. И по модели управления, и по тому, как ведется бизнес. Пройдет еще буквально две недели, и банкиры начнут публиковать отчетность за прошлый год, но попытка сравнивать ее с отчетностью за предыдущие периоды будет сродни попытке сопоставить систему капиталистического и социалистического хозяйствования - "длину ужа" и "колючесть ежа".
Что же изменилось за кризисный 2009 год? Тенденция к усилению роли государства в экономике, которую уже критиковал даже глава государства, не обошла стороной банковский сектор. Если после кризиса 1998 года доля государственных и связанных с государством банков на рынке активов составляла примерно 30%, сейчас - их уже более 50%.
Известно, что нынешний кризис начался с банковского сектора, и самые большие страхи прошлого года были связаны с опасностью обрушения всей банковской системы. Экономические власти, взявшие на себя функции гаранта банковской системы, рассудили просто: раз мы оказываем поддержку, то желаем иметь больше полномочий в области принятия бизнес-решений. Но во многом государство само навязывает помощь сектору, не оставляя его игрокам выбора. Власти последовательно сужают возможности для привлечения пассивов: недвусмысленно намекают, какой должна быть ставка по вкладам физических лиц, и предполагают ввести ограничения заимствований на зарубежных рынках. В итоге получается, что иных способов поддержки ликвидности, кроме обращения к государству, у банка просто нет!..
Взамен кредитные организации должны не только рапортовать о расходах, но и пояснять, на что конкретно были потрачены средства. Их годовые отчеты Банку России - настоящие фолианты на сотни страниц. Более того, сегодня активно обсуждается идея создания института "постпредов ЦБ" - постоянных представителей регулятора, которые вводятся в органы управления крупнейших банков для прямого контроля над их деятельностью со стороны Банка России. При этом предполагается, что постпреды будут иметь право накладывать вето на любые решения. Государственные банки в этом случае могут оказаться в самой сложной ситуации: с одной стороны, аккредитованный чиновник должен принять решение, а с другой - не менее аккредитованный может наложить на это решение вето. То есть, если данная идея воплотится в жизнь, будет откровенно нарушен принцип разделения функций собственника и управленца.
В целом же получается, что банки становятся фатально зависимыми от государства, а банковская сфера - зарегулированной настолько, что без разрешения властей выдать кредит или привлечь депозит будет невозможно, особенно если в роли клиента выступает представитель неприоритетной отрасли.
Казалось бы, ничего страшного - мы идем в русле мирового опыта. А вот и нет! Причина проблем германской банковской системы, возникших в 2001 году, была как раз в чрезмерном участии в банковском бизнесе государства. Сегодня десять крупнейших банков США планируют досрочное возвращение правительству $68 млрд, выделенных им в виде помощи, под лозунгом "Нам не нужен госконтроль!". Они хотят большей свободы предпринимательства.
Примеры выхода из кризиса других стран, например, Южной Кореи (конец 1990-х) и Португалии (конец 1980-х - начало 1990-х), учат, что осведомленность бизнеса о планах государства способствует сдерживанию кризиса и последующему выходу из него с меньшими издержками.
Как известно, один из самых больших резервов рыночной экономики - инициатива и смекалка частного бизнеса. Именно они лежат в основе большинства достижений и побед современного общества. Мы же в очередной раз пытаемся этот резерв развития затоптать. Стоит ли удивляться, если и по итогам 2010 года мы получим не рост ВВП, как мечтают наши власти, а его падение на 2-4% (прогноз ФБК)?! Да и в посткризисную эпоху отсутствие драйверов конкурентной борьбы вряд ли принесет пользу банковской системе. Как известно из истории, монополизация рынка еще ни к чему хорошему не приводила.

Когда государства слишком много, частный бизнес теряет интерес к развитию. А это никогда ни к чему хорошему не приводило. Среднестатистический банк образца 2009 года весьма отличается от банка 2008 года. И по модели управления, и по тому, как ведется бизнес. Пройдет еще буквально две недели, и банкиры начнут публиковать отчетность за прошлый год, но попытка сравнивать ее с отчетностью за предыдущие периоды будет сродни попытке сопоставить систему капиталистического и социалистического хозяйствования - "длину ужа" и "колючесть ежа".
Что же изменилось за кризисный 2009 год? Тенденция к усилению роли государства в экономике, которую уже критиковал даже глава государства, не обошла стороной банковский сектор. Если после кризиса 1998 года доля государственных и связанных с государством банков на рынке активов составляла примерно 30%, сейчас - их уже более 50%.
Известно, что нынешний кризис начался с банковского сектора, и самые большие страхи прошлого года были связаны с опасностью обрушения всей банковской системы. Экономические власти, взявшие на себя функции гаранта банковской системы, рассудили просто: раз мы оказываем поддержку, то желаем иметь больше полномочий в области принятия бизнес-решений. Но во многом государство само навязывает помощь сектору, не оставляя его игрокам выбора. Власти последовательно сужают возможности для привлечения пассивов: недвусмысленно намекают, какой должна быть ставка по вкладам физических лиц, и предполагают ввести ограничения заимствований на зарубежных рынках. В итоге получается, что иных способов поддержки ликвидности, кроме обращения к государству, у банка просто нет!..
Взамен кредитные организации должны не только рапортовать о расходах, но и пояснять, на что конкретно были потрачены средства. Их годовые отчеты Банку России - настоящие фолианты на сотни страниц. Более того, сегодня активно обсуждается идея создания института "постпредов ЦБ" - постоянных представителей регулятора, которые вводятся в органы управления крупнейших банков для прямого контроля над их деятельностью со стороны Банка России. При этом предполагается, что постпреды будут иметь право накладывать вето на любые решения. Государственные банки в этом случае могут оказаться в самой сложной ситуации: с одной стороны, аккредитованный чиновник должен принять решение, а с другой - не менее аккредитованный может наложить на это решение вето. То есть, если данная идея воплотится в жизнь, будет откровенно нарушен принцип разделения функций собственника и управленца.
В целом же получается, что банки становятся фатально зависимыми от государства, а банковская сфера - зарегулированной настолько, что без разрешения властей выдать кредит или привлечь депозит будет невозможно, особенно если в роли клиента выступает представитель неприоритетной отрасли.
Казалось бы, ничего страшного - мы идем в русле мирового опыта. А вот и нет! Причина проблем германской банковской системы, возникших в 2001 году, была как раз в чрезмерном участии в банковском бизнесе государства. Сегодня десять крупнейших банков США планируют досрочное возвращение правительству $68 млрд, выделенных им в виде помощи, под лозунгом "Нам не нужен госконтроль!". Они хотят большей свободы предпринимательства.
Примеры выхода из кризиса других стран, например, Южной Кореи (конец 1990-х) и Португалии (конец 1980-х - начало 1990-х), учат, что осведомленность бизнеса о планах государства способствует сдерживанию кризиса и последующему выходу из него с меньшими издержками.
Как известно, один из самых больших резервов рыночной экономики - инициатива и смекалка частного бизнеса. Именно они лежат в основе большинства достижений и побед современного общества. Мы же в очередной раз пытаемся этот резерв развития затоптать. Стоит ли удивляться, если и по итогам 2010 года мы получим не рост ВВП, как мечтают наши власти, а его падение на 2-4% (прогноз ФБК)?! Да и в посткризисную эпоху отсутствие драйверов конкурентной борьбы вряд ли принесет пользу банковской системе. Как известно из истории, монополизация рынка еще ни к чему хорошему не приводила.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».