Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Закоротило"

С приходом в 1998 году в РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса эта естественная монополия превратилась в полигон для реформирования. Уходящий 2004 год стал одним из самых трудных на пути этого реформирования. По словам самого Чубайса, энергогиганту осталось жить не более двух лет. С оговоркой — «в нынешнем виде». Каков будет новый вид, сказать по-прежнему трудно.Где здесь суть?

Первые три года, по оценке менеджеров РАО, ушли на наведение элементарного порядка в дочерних компаниях — региональных АО-энерго: чтобы топливо закупалось на зиму; средства по оплате за электроэнергию и тепло собирались не векселями и валенками, а деньгами, чтобы оборудование было отремонтированным, зарплаты платили вовремя. После принятия Думой пакета законов об электроэнергетике в апреле 2003-го был дан старт процессу реформирования региональных энергокомпаний и всего РАО ЕЭС.

Смысл реформы — в разделении монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности. Монополии (транспортировка по сетям, диспетчеризация) будут работать под контролем государства (не исключено, что станут его собственностью). Конкурентные сектора — генерация энергии, сбыт, ремонт и другие услуги — будут выходить на рынок и бороться между собой за покупателя. Если учесть, что в России существует избыток в четверть от всей установленной мощности электростанций, то конкуренция привела бы (согласно классической либеральной концепции рынка) к снижению цен. Кроме разделившихся АО-энерго, которые в принципе могут образовывать сговоры, на рынке энергии действуют атомщики (шестая часть генерации), три независимые большие энергокомпании («Иркутскэнерго», «Татэнерго» и «Башкирэнерго»), крупные потребители, такие, как алюминщики и нефтяники.

Для завершения реформы остается окончательно определить список субъектов рынка энергии, среди которых самыми масштабными являются 10 оптовых генерирующих компаний (ОГК) и до 20 территориальных генерирующих компаний (ТГК). Диспетчерские службы уже переданы в Центральное диспетчерское управление — Системный оператор. Магистральные сети, по которым осуществляется передача энергии из одного региона в другой, отдали созданной для этого Федеральной сетевой компании. В 2004 году образованы пять межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), область деятельности которых — передача энергии до потребителя. После формирования ТГК и тепловых ОГК они будут проданы частным инвесторам. Вокруг именно этого и разгорелись страсти между акционерами и другими причастными к реформе субъектами в уходящем году. Миноритарии, заинтересованные в обеспечении своих производств максимально дешевой энергией, старались либо заручиться контролем над самыми дешевыми мощностями (чего не давало распределение их по экстерриториальному принципу в ОГК), либо стремились оспорить сам принцип формирования ОГК и ТГК. К осени правительство наконец-то утвердило большую часть списка тепловых оптовых генерирующих компаний. По поводу судьбы ОГК стороны сошлись в битве на заседании правительства 24 декабря.

Огласите весь список, пожалуйста

1 сентября 2003 года экс-премьер Михаил Касьянов подписал распоряжение «О составе генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии». Через месяц совет директоров РАО ЕЭС утвердил базовый вариант создания ОГК. На первом этапе ОГК учреждаются в качестве 100-процентных дочерних обществ РАО, а в уставный капитал будут вноситься имущество и акции станций. На втором этапе подразумевалось внести в уставный капитал акции станций из распаковываемых АО-энерго и перейти на единую акцию.

Однако новый премьер Михаил Фрадков весной заявил, что ему надо разобраться в реформе и торопиться с принятием решения по такому важному вопросу, как разделение генерирующих мощностей и способ выкупа ОГК, не стоит. Последние заявления премьера показывают, что период вникания в суть вопроса уже проходит. «Вопрос обособления ОГК является одним из элементов реформы электроэнергетики, и к принятию решения по этому поводу правительство должно приступать после всесторонней оценки хода реализации реформы с учетом степени развитости рынков электроэнергии, свободы ценообразования на них и условий доступа к рыночной инфраструктуре», — говорит теперь Фрадков. По его словам, это даст возможность правительству и инвесторам рассчитать стоимость ОГК.

В июне комитет по стратегии и реформированию при совете директоров РАО ЕЭС рекомендовал совету директоров РАО принять решение об учреждении шести ОГК на базе теплоэлектростанций, из которых уставные капиталы четырех компаний оплачивались бы только деньгами, а двух — имуществом и деньгами. А в конце октября Фрадков подписал постановление о создании единой гидроОГК (мощность всех ГЭС России составляет 44 ГВт, половину — 22 ГВт — планируется включить в единую гидро-ОГК). По установленной мощности гидро-ОГК станет самой крупной компанией в энергетическом секторе России после концерна «Росэнергоатом». Сначала гидроОГК будет создаваться как 100-процентная «дочка» РАО ЕЭС. В дальнейшем доля государства может быть уменьшена до 52%, а остальные акции будут принадлежать миноритарным акционерам.

Помимо энергокомпаний, поставляющих энергию на оптовый рынок, создаются ТГК, которые будут давать энергию региональным потребителям. Их основой станут небольшие АО-станции, станции с комбинированным производством тепла и электроэнергии. ТГК создаются как 100-процентные дочерние общества РАО ЕЭС с уставным капиталом около 150 тыс. рублей либо путем соучреждения несколькими АО-энерго.

Вторым этапом реформирования станет межрегиональное укрупнение. Весь год проводились согласования проектов распаковки (разделения на виды бизнеса — сети, генерация, диспетчеризация, ремонт, сбыт) с акционерами АО-энерго. Пилотными проектами по распаковке стали «Тулаэнерго», «Калугаэнерго», «Орелэнерго» и «Брянскэнерго». К концу следующего года будет полностью распаковано 50 региональных энергокомпаний.

Камнем преткновения стал и вопрос о способе выкупа акций генерирующих компаний. РАО предложило в качестве платежного средства считать акции РАО и АО-энерго. Минэкономразвития настаивало проводить спецаукционы, где можно было бы приобретать ОГК и ТГК и за деньги. В этом были заинтересованы несобственники РАО, претендующие на генерацию. Позже Чубайс представил вариант «зеркального» разделения объектов между акционерами. «В основу разделения РАО может быть положен принцип выделения из общества компаний с «зеркальной» структурой акционерного капитала, — говорит председатель правления энергохолдинга. — Это означает, что каждый акционер, имеющий акции РАО, получит в новых компаниях долю акций, пропорциональную своей доле в головной компании».

Что новенького?

Ввод новых мощностей в эксплуатацию менеджмент РАО выдает за одно из самых важных своих достижений. В этом году введены в эксплуатацию Гунибская ГЭС (Республика Дагестан) мощностью 15 МВт, третий гидроагрегат Бурейской ГЭС мощностью 300 МВт, а в декабре в опытно-промышленную эксплуатацию ввели Сочинскую ТЭС мощностью 78 МВт. Правда, все мощности, пущенные за последние годы, начали строиться еще во времена СССР. Генерирующие мощности возводятся на деньги инвестиционной составляющей РАО — фактически выделенной государством гарантированной надбавки на тариф с потребителей, а заявленные частные инвестиции в отрасль не идут. На 2005 год государство дало РАО ЕЭС возможность собрать с потребителей для инвестирования в частные объекты генерации 25,9 млрд. рублей. Если учесть еще и бюджетные деньги, то общий объем инвестиций в наступающем году составит 27,4 млрд. рублей. Кроме РАО деньги получат и ФСК с Системным оператором (27,7 и 1,7 млрд. рублей соответственно).

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK