26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "ЖУРНАЛИСТИКА ПО ЗАКАЗУ"

Архивная публикация 2003 года: "ЖУРНАЛИСТИКА ПО ЗАКАЗУ"

КОММЕНТАРИЙ
Дело было в начале апреля, только что началась война на юге Ирака, и свободный журналист Кристофер Оллбриттон (Christopher Allbritton) пытался попасть туда. Иранская и сирийская границы были перекрыты. Поэтому за $3000 Оллбриттон нанял курдского проводника, чтобы тот провел его в страну Саддама Хусейна (Saddam Hussein) через укрепленную гористую турецко-иракскую границу. Через 36 очень непростых часов он стоял на иракской земле. И последующие три недели писал о падении Тикрита и межэтнических трениях между курдами, арабами, туркменами и ассирийцами, похожих на то, что происходило в Югославии.
У Оллбриттона не было дорогого контракта с The Washington Post или CNN. Его поездку оплатили 320 человек, пожертвовавших ему через его сайт Back-to-Iraq.com $14 334. За несколько месяцев до войны бывший журналист Associated Press дал на этом сайте объявление: он хотел освещать войну и просил у читателей финансовой поддержки. Как только деньги поступили на его счет, Оллбриттон, прихватив ноутбук, двинулся в путь. Информацию он передавал по спутниковому телефону или с помощью Интернет-кафе. Электронные адреса спонсоров числились в его адресной книге в первых строчках, и информацию они получали первыми, а кроме того, он высылал им дополнительные репортажи и фотографии. Они же подавали ему идеи репортажей и иногда корили его за излишне эмоциональные метафоры. "Читатели были моими редакторами", -- говорит Оллбриттон.
Можно ли считать это будущим журналистики? Наверное, The Newбеспокоиться не о чем, но эпопея Оллбриттона представляет контуры новой бизнес-модели, которая может пустить корни в нижних эшелонах средств массовой информации. Назовем это абонентской журналистикой. Корреспонденты, в одиночку или группами, через Интернет могут собирать деньги напрямую у читателей, заинтересованных в конкретных темах или жанрах. Журналисты же смогут ориентироваться не на массовый рынок, а на аудитории из нескольких тысяч человек, и им будет куда проще искать незатасканные сюжеты в стороне от проторенных дорог. "Так источников информации становится больше, и это -- хорошая новость, -- говорит Чарльз Льюис (Charles Lewis), основатель Center for Public Integrity, некоммерческой организации, изыскивающей средства для общественной журналистики. -- Талантливый молодой журналист может выдавать отличные вещи. И это здорово".
Хотя сайты абонентской журналистики никто не считал, можно уверенно сказать, что их несколько десятков. Как многие успешные Интернет-технологии, издания, оплачиваемые читателями, вышли "из народа". Посмотрим на свободного журналиста Дэвида Эппелла (David Appell), доктора физических наук, писавшего для журнала Nature. Увидев сайт Оллбриттона, он тоже обратился к сетевому сообществу с просьбой пожертвовать $20 на его журналистское расследование политики сахарной промышленности. Ему удалось собрать $425. "Я думал, что соберу $50", -- говорит Эппелл.
И наконец, сильнее всего абонентская журналистика может повлиять на людей в странах, где информации недостаточно. Отличным примером служит OhmyNews.com -- сетевое издание из Южной Кореи, получающее 80% новостей от 25 000 своих читателей-авторов, которые получают плату в зависимости от оценки их работы редакторами. Этот почти бесприбыльный сайт сыграл значимую роль в избрании нынешнего президента Южной Кореи Ро Му Хена (Roh Moo Hyun), бывшего до этого малоизвестным правозащитником. 8% своих доходов в $1,7 млн. OhmyNews.com получает за счет пожертвований.
Оллбриттон и иже с ним строят свое дело на расцвете в Интернете особого вида сайтов -- блогов. Это самодельные сайты, где авторы пишут статьи в стиле дневников, которые можно прочитать всем, причем, как правило, бесплатно. Теперь же некоторые предприниматели видят будущее в том, чтобы аккумулировать работу блоггеров в одном месте и брать за нее деньги. Blogging Network, сайт, запущенный в январе этого года бывшим сотрудником компьютерной компании Михаилом Лари (Mihail S. Lari), берет с читателей $5,95 в месяц за статьи о бизнесе или, например, религии. Лари говорит, что собрал $40 000 и раздаст их самым популярным блоггерам.
Конечно, абонентская журналистика неНо она дает в руки маленькому человеку все более мощный мегафон.

КОММЕНТАРИЙ

Дело было в начале апреля, только что началась война на юге Ирака, и свободный журналист Кристофер Оллбриттон (Christopher Allbritton) пытался попасть туда. Иранская и сирийская границы были перекрыты. Поэтому за $3000 Оллбриттон нанял курдского проводника, чтобы тот провел его в страну Саддама Хусейна (Saddam Hussein) через укрепленную гористую турецко-иракскую границу. Через 36 очень непростых часов он стоял на иракской земле. И последующие три недели писал о падении Тикрита и межэтнических трениях между курдами, арабами, туркменами и ассирийцами, похожих на то, что происходило в Югославии.

У Оллбриттона не было дорогого контракта с The Washington Post или CNN. Его поездку оплатили 320 человек, пожертвовавших ему через его сайт Back-to-Iraq.com $14 334. За несколько месяцев до войны бывший журналист Associated Press дал на этом сайте объявление: он хотел освещать войну и просил у читателей финансовой поддержки. Как только деньги поступили на его счет, Оллбриттон, прихватив ноутбук, двинулся в путь. Информацию он передавал по спутниковому телефону или с помощью Интернет-кафе. Электронные адреса спонсоров числились в его адресной книге в первых строчках, и информацию они получали первыми, а кроме того, он высылал им дополнительные репортажи и фотографии. Они же подавали ему идеи репортажей и иногда корили его за излишне эмоциональные метафоры. "Читатели были моими редакторами", -- говорит Оллбриттон.

Можно ли считать это будущим журналистики? Наверное, The Newбеспокоиться не о чем, но эпопея Оллбриттона представляет контуры новой бизнес-модели, которая может пустить корни в нижних эшелонах средств массовой информации. Назовем это абонентской журналистикой. Корреспонденты, в одиночку или группами, через Интернет могут собирать деньги напрямую у читателей, заинтересованных в конкретных темах или жанрах. Журналисты же смогут ориентироваться не на массовый рынок, а на аудитории из нескольких тысяч человек, и им будет куда проще искать незатасканные сюжеты в стороне от проторенных дорог. "Так источников информации становится больше, и это -- хорошая новость, -- говорит Чарльз Льюис (Charles Lewis), основатель Center for Public Integrity, некоммерческой организации, изыскивающей средства для общественной журналистики. -- Талантливый молодой журналист может выдавать отличные вещи. И это здорово".

Хотя сайты абонентской журналистики никто не считал, можно уверенно сказать, что их несколько десятков. Как многие успешные Интернет-технологии, издания, оплачиваемые читателями, вышли "из народа". Посмотрим на свободного журналиста Дэвида Эппелла (David Appell), доктора физических наук, писавшего для журнала Nature. Увидев сайт Оллбриттона, он тоже обратился к сетевому сообществу с просьбой пожертвовать $20 на его журналистское расследование политики сахарной промышленности. Ему удалось собрать $425. "Я думал, что соберу $50", -- говорит Эппелл.

И наконец, сильнее всего абонентская журналистика может повлиять на людей в странах, где информации недостаточно. Отличным примером служит OhmyNews.com -- сетевое издание из Южной Кореи, получающее 80% новостей от 25 000 своих читателей-авторов, которые получают плату в зависимости от оценки их работы редакторами. Этот почти бесприбыльный сайт сыграл значимую роль в избрании нынешнего президента Южной Кореи Ро Му Хена (Roh Moo Hyun), бывшего до этого малоизвестным правозащитником. 8% своих доходов в $1,7 млн. OhmyNews.com получает за счет пожертвований.

Оллбриттон и иже с ним строят свое дело на расцвете в Интернете особого вида сайтов -- блогов. Это самодельные сайты, где авторы пишут статьи в стиле дневников, которые можно прочитать всем, причем, как правило, бесплатно. Теперь же некоторые предприниматели видят будущее в том, чтобы аккумулировать работу блоггеров в одном месте и брать за нее деньги. Blogging Network, сайт, запущенный в январе этого года бывшим сотрудником компьютерной компании Михаилом Лари (Mihail S. Lari), берет с читателей $5,95 в месяц за статьи о бизнесе или, например, религии. Лари говорит, что собрал $40 000 и раздаст их самым популярным блоггерам.

Конечно, абонентская журналистика неНо она дает в руки маленькому человеку все более мощный мегафон.

СПЕНСЕР АНТ (SPENCER E. ANTE)

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».