«Довод»: шпионская фантастика для любителей поломать голову
Третьего сентября в российский прокат выходит, вероятно, самый ожидаемый фильм года – «Довод» Кристофера Нолана. Связанный с пандемией долгий период неизвестности о точной дате премьеры – ее переносили несколько раз – только усилил ажиотаж. Фильм, сюжет которого строится на обожаемых Ноланом играх со временем, и сам путешествовал во времени как вперед, так и назад: в какой-то момент российскую премьеру запланировали на десятое сентября, но в итоге перенесли на третье.
Выплеснулась нолановская темпоральная магия и на показе для прессы: из-за технических неполадок «Довод» пришлось отмотать назад до кульминационной сцены несколько раз. Таким образом двух с половиной часовая картина превратилась в трехчасовую, и эта случайность оказалась для некоторых роковой. Мозг и так уже давно вскипал, и к концу третьего часа охватывавший поначалу азарт (ну, сейчас я разгадаю все загадки) превратился в раздражение из-за переусложненности событий и идей. В этот момент стала особенно очевидна родственная связь Кристофера Нолана с автором сериала «Мир Дикого Запада» Джонатаном Ноланом: когда все настолько запутанно, становится попросту скучно.
Кристофер Нолан, как водится, тщательно скрывал детали своей картины, но испортить ее спойлерами нужно еще постараться: чтобы разобраться во всех хитросплетениях сюжета, по-хорошему, нужно быть физиком. Энтропия, инверсия времени, теория поглощения Уилера–Фейнмана – по словам Нолана, «Довод» в общих чертах основан на существующей научной теории.
Консультантом ленты вновь выступил физик Кип Торн, который уже помогал Нолану с «Интерстелларом». «Довод» просто обречен быть в центре множества подробных разборов на YouTube, а возможно, даже научно-популярных книг. Готовы ли вы мучительно ломать голову – решать вам. Рецензенты уже отметили, что героиня Клеманс Поэзи, посвящающая безымянного главного героя в исполнении Джона Дэвида Вашингтона в принцип инверсии времени, советует ему не пытаться все понять, а просто попробовать почувствовать. Мол, такой же совет зрителям своей картины свысока дает Кристофер Нолан. Окей, пожалуй, в этом что-то есть.
«II»: белорусский фильм о травле в школе и дремучих взрослых
Так, Нолан, как почти никто другой, умеет окунуть зрителей в атмосферу беспросветного мрака и ужаса, заставить погрузиться в них, забыв об окружающей реальности. Такова, например, открывающая сцена «Довода», в которой террористы захватывают киевскую оперу (в России все сразу вспомнят о трагедии «Норд-Оста»). Тот микроэпизод, когда один из злодеев давит ногой виолончель, кстати, внезапно кажется идеальной метафорой пандемии как террористки, на время почти уничтожившей культуру и искусство. Нерв, который есть в этой сцене, как и во многих дальнейших, напоминает об ощущениях во время просмотра нолановских «Бэтменов» и «Дюнкерка». Тьма окружает, бежать некуда.
Впрочем, как и всегда у Нолана, не обходится без героя, который может всех спасти. Персонаж Джона Дэвида Вашингтона, называющий себя просто Протагонистом, становится членом тайной организации, выполняющей миссию по спасению мира. Она должна предотвратить то ли Третью мировую войну, то ли новую холодную войну – в общем, спасти человечество. Враг до поры до времени остается неизвестен, его мотивы – тем более, и нам остается только верить на слово, что опасность очень и очень велика.
Тем не менее быстро выясняется, что на стороне зла выступает российский олигарх по имени – здравствуй, клюква – Андрей Сатор, сделавший состояние на продаже плутония и выросший в закрытом городе Стальске. Изображает Сатора британец Кеннет Брана, а его жену Кэт – аристократичная, тонкая и высокая Элизабет Дебики. Через нее Протагонист и попробует подобраться к Сатору – дело в том, что тот не хочет отпускать от себя давно разлюбившую его жену, превращая ее жизнь в ад.
Но, как шутит Протагонист, соблазнять он ее, конечно, не будет. Наш герой – совсем не герой-любовник. Кстати, и мода – не его стихия, а еще он не пьет на работе. Нолан, конечно, снял своего «Джеймса Бонда», да еще и с чернокожим актером в главной роли, но копировать привычки самого известного мирового шпиона в «Доводе», к счастью, не стал.
В определенном смысле «Довод» близок даже не столько «Джеймсу Бонду», сколько «Мстителям», но не стоит вдаваться в детали, чтобы не выдавать спойлеры. Впрочем, не будет таким уж спойлером рассказать, что Протагонист, подобно Мстителям, готов пожертвовать собой ради всеобщего блага.
Но, увы, даже у героев кинокомиксов характеры глубже и интереснее, чем у персонажа Джона Дэвида Вашингтона. Мы знаем о нем очень мало, и поэтому он не вызывает никакого сопереживания. Его напарник Нил с лицом нового Бэтмена Роберта Паттинсона выигрывает хотя бы потому, что о нем мы не знаем вообще ничего, а абсолютная таинственность интригует. Да и харизма Паттинсона с каждым годом расцветает все сильнее.
Иными словами, в «Доводе» слишком много ума и слишком мало человечности. За последнюю отвечает разве что героиня Элизабет Дебики: хотя Нолана ругают за непрописанность и этого характера, Кэт все же похожа на живого человека с реальными переживаниями. С другой стороны, может, в данном случае, ну ее, эту человечность? Психологизмом во время карантина все наелись в сериалах HBO или фильмах Netflix, а в кинотеатрах, которые пустовали полгода, можно с удовольствием посмотреть и на инвертированную пулю, которую герой словно ловит, и прочий безумный экшен. Правда, несмотря на всю безусловную эффектность и оригинальность нолановского киноаттракциона – как он сам его называет, – один из самых интересных эпизодов «Довода» появился помимо его воли. Перед взрывом бомбы ближе к финалу во время показа для прессы исчез звук, и дальше кино минут на пять стало немым. Первое время казалось, что так и нужно, но выяснилось, что все же нет – а очень жаль.
Что касается смыслов, то «Довод» интересно рассматривать в том числе и как сатиру на некоторых современных власть имущих, которые готовы погубить все вокруг из эгоистических соображений. Шире – как метафору худших проявлений современного патриархального мира: не зря один из центральных конфликтов заключается в издевательствах над женщиной. И все же Нолан подчеркивает, что для него в самом по себе патриархате ничего страшного нет: не зря так называемый Протагонист в финале понимает, что он действительно – главный герой, что он не уступил эту роль некоей женщине.
P.S. Обратите внимание на Юрия Колокольникова в роли охранника персонажа Браны. Есть повод погордиться соотечественником и одновременно посочувствовать ему: сначала Колокольников появился в «Игре престолов», потом в «Доводе» – ему удается попасть в самые засекреченные проекты современности, что и почетно и, как ни крути, тяжело. Рассказать-то о них хочется, а нельзя.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".