Фестиваль "Сандэнс-2025": женщина, ставшая креслом, и секта поп-звезды
С 23 января по 2 февраля пройдет один из главных международных фестивалей независимого кино – «Сандэнс», который в прошлом году отметил свой сороковой юбилей. Фестиваль был назван в честь героя фильма «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» с Робертом Редфордом (президент Института Сандэнс) и Полом Ньюманом. Город же, где проходит смотр, – это Парк-Сити в снежном штате Юта (некоторые показы проходят также в Солт-Лейк-Сити, а избранные фильмы жители США и Канады, а также аккредитованные журналисты могут посмотреть и онлайн).
- «Атропия» (Atropia), «Жаркое из капусты и картофеля» (Bubble & Squeak), «С любовью, Бруклин» (Love, Brooklyn)
- «Хэл и Харпер» (Hal & Harper)
- «По замыслу» (By Design)
- «Очи» (The Legend of Ochi)
- «Опус» (Opus)
- «Реконструкция» (Rebuilding)
- «У печали есть крылья» (The Thing with Feathers)
- «Ловушка для кролика» (Rabbit Trap)
- «Марли Мэтлин: Больше не одна» (Marlee Matlin: Not Alone Anymore)
Фестиваль "Сандэнс"-2024: ирландские рэперы, мигранты и ожившие мертвецы
«Сандэнс» сегодня можно назвать едва ли не самым инклюзивным – не на словах, а на практике – кинофестивалем в мире. Отборщики этого смотра дают зрителям шанс услышать голоса самых разных людей, представителей всех возможных сообществ. Иногда это и вовсе голос робота, как в недавней драме Когонады «После Янга», или влюбившихся друг друга спутника и буйка, как в прошлогодней конкурсной премьере «Люби меня».
Особенность «Сандэнса» еще и в том, что там очень много дебютов или фильмов совсем начинающих режиссеров. Поэтому почти все мало-мальски известные авторы попадают во внеконкурсную секцию «Премьеры». В конкурсных же программах (американская и мировая драма, американский и мировой док, а также секция экспериментального кино Next) масса новых имен. В этом, кстати, тоже отличие «Сандэнса» от Канна или Венеции, куда годами отбирают, за редкими исключениями, работы одних и тех же именитых постановщиков. «Сандэнс» – это всегда сюрприз и, как правило, приятный.
В последние годы картины, показанные на этом фестивале, стабильно становятся важными участниками наградного сезона. Например, фильм «Coda: Ребенок глухих родителей» Шан Хейдер выиграл «Оскар» как лучший фильм 2022 года, а прошлогодняя «Настоящая боль» Джесси Айзенберга принесла огромное количество номинаций актеру Кирану Калкину и самому Айзенбергу.
Еще одна характерная черта «Сандэнса» в том, что там показывают примерно одинаковое число игровых и документальных лент. Последние, как правило, отличаются политической и социальной остротой (в этом году покажут картины о России и Украине, Израиле и Палестине), поднимают неудобные вопросы и позволяют побывать в тех уголках планеты, до которых не всякий доберется в реальности.
Рассказываем о некоторых из ожидаемых премьер «Сандэнса-2025».
«Атропия» (Atropia), «Жаркое из капусты и картофеля» (Bubble & Squeak), «С любовью, Бруклин» (Love, Brooklyn), программа «Американская драма»
Важнейшая конкурсная программа «Сандэнса», в которой, как водится, собралось много начинающих режиссеров, и оттого выделить самые любопытные картины заранее непросто. Однако это не значит, что эти фильмы обошлись без звездных имен продюсеров и актеров.
Так, например, романтическую экшн-сатиру «Атропия» Хейли Гейтс спродюсировал Лука Гуаданьино, а главные роли исполнили Алия Шокат, Каллум Тернер и инди-икона Хлоя Севиньи. По сюжету актриса, работающая в тренировочном городке – декорации для американских солдат – влюбляется в коллегу, и это рискует разрушить тщательно выстроенную иллюзию.
Актер Стивен Ян («Минари», «Грызня») спродюсировал абсурдистскую комедию «Жаркое из капусты и картофеля» (Bubble & Squeak) с Химешем Пателем, Сарой Голдберг, Дейвом Франко и с самим собой в центральных ролях. По сюжету, молодоженов обвиняют в контрабанде капусты в некую выдуманную страну, где она запрещена. Вынужденные спасаться бегством, они поймут, насколько хрупок их брак.
К фильму «С любовью, Бруклин» (Love, Brooklyn) приложил продюсерскую руку классик независимого кино Стивен Содерберг, чья картина «Секс, ложь и видео» произвела 35 лет назад фурор на «Сандэнсе». Фильм рассказывает о любви, дружбе, потерях и карьере трех афроамериканцев-бруклинцев на фоне меняющегося облика их любимого города. Разыгрывают эту нью-йоркскую историю Андре Холланд, ДеВанда Вайс и Николь Бихейри.
«Хэл и Харпер» (Hal & Harper), программа сериалов «Эпизоды»
На «Сандэнсе», как и на всех важных фестивалях, теперь есть секция, посвященная сериалам. Среди самых громких премьер этого года, например, новая работа американского классика Барри Левинсона и его соавтора Роберта Мэя «Округ Бакс» о том, как разные политические взгляды влияют на дружбу двух школьниц в штате Пенсильвания.
Не менее любопытен и сериал «Хэл и Харпер» режиссера-вундеркинда и любимца «Сандэнса» Купера Рэйффа. Его предыдущая работа, горько-сладкая трагикомедия «В ритме ча-ча-ча» c Дакотой Джонсон очаровала зрителей «Сандэнса» и была продана стримингу Apple TV+ за 15 миллионов долларов.
Рэйфф, как и в двух своих первых картинах, исследует позднее взросление в современном мире, которое зачастую не наступает ни в колледже или университете, ни сразу после окончания учебы. На сей раз он подчеркивает это тем, что в свои 27 изображает на экране младшеклассника. Так же, как и его партнерша Лили Рейнхарт, сыгравшая сестру его персонажа. Правда, речь идет о флешбэках: настоящее, в котором брат и сестра вполне довольны своей созависимостью, мы тоже увидим. В роли отца – звездный Марк Руффало.
«По замыслу» (By Design), программа Next
Дикие сюрреалистичные сюжеты – еще одна фишка «Сандэнса». Вдвойне интересно, когда в подобную игру ввязываются опытные актеры-звезды. В случае с фильмом Аманды Крамер «По замыслу» речь о Джульетт Льюис, Мелани Гриффит и Удо Кире.
Синопсис гласит, что женщина по имени Камилла (Льюис) меняется «телами» со стулом и в новом качестве нравится окружающим гораздо больше, чем раньше. А начинается все с того, что Камилла «влюбляется» в стул, который не может себе позволить. Превратившись в предмет мебели, она в итоге оказывается дома у талантливого пианиста (Мамуду Ати из «Видов доброты» Йоргоса Лантимоса). Оба героя, обладающие богатым внутренним миром, не вписываются в общество. Возможно, в таких обстоятельствах и правда лучше быть стулом? Таким вопросом задаются авторы картины.
«Очи» (The Legend of Ochi), программа семейного кино Family Matinee
Фэнтези-проект модной студии A24, спродюсированный братьями Руссо, стал полнометражным дебютом режиссера клипов Бьорк и Grizzly Bear Исайи Саксона. В актерском составе мэтры Эмили Уотсон и Уиллем Дефо и юные звезды Финн Вулфхард («Очень странные дела») и Хелена Ценгель (хит Берлинале «Разрушительница системы»).
Действие разворачивается на гористом острове посреди океана, где родилась девочка Юрайя. По легенде, в здешних лесах обитают создания под названием очи, которых многие считают опасными. Когда Юрайя находит в лесу потерявшегося детеныша очи (он немного напоминает детскую игрушку «ферби» и одновременно фантазийную обезьянку), то вскоре оказывается, что слухи об их враждебности по отношению к людям сильно преувеличены. Девочка решает вернуть малыша родителям, но для этого ей придется доказать людям, что с очи можно и нужно дружить. Зрителям обещают увлекательное и яркое приключенческое кино, которого сейчас все меньше, да еще и с экологическим подтекстом. Картина выйдет в российский прокат уже 27 февраля.
«Опус» (Opus), программа «Полночь» (Midnight)
Еще одна картина, которая скоро – уже 13 марта – выйдет в кинотеатрах России и еще один фильм от студии A24. «Опус» дебютанта Марка Энтони Грина с великим Джоном Малковичем, уже упомянутой в этом тексте Джульетт Льюис и звездой сериала «Медведь» Айо Эдебири – одна из самых ожидаемых премьер крайне популярной программы «Сандэнса» Midnight. В нее включают зачастую не просто страшные, но и страшно смешные картины. Обещают, что «Опус» – именно такая.
По сюжету, поп-звезда (Малкович), пропавшая с радаров на 30 лет, вдруг приглашает к себе в резиденцию посреди пустыни журналистов, среди которая и героиня Айо Эдебири. Оказывается, что певец построил вокруг своей личности культ и теперь окружен безумными сектантами. Девушка вступает в игру в кошки-мышки со звездой, задумавшей нечто зловещее.
«Реконструкция» (Rebuilding), программа «Премьеры»
Вторая режиссерская работа Скотта Уокера-Силвермана, чью медитативную элегию «Песня о любви» показывали три года назад на «Сандэнсе» и Берлинале. Героиня того дебютного фильма отправлялась в путешествие по Горным штатам США, чтобы установить дом на колесах в местах своего детства и назначить там встречу с любовью юности. Уокер-Силверман – редкий режиссер, умеющий запечатлеть поэзию повседневности и магию природы. Героиня «Песни о любви» просто любовалась рекой и горами, изучала птиц и ела раков, смотрела на звезды и слушала радио – а на душе у зрителей становилось хорошо.
Более драматичная «Реконструкция» Уокера-Силвермана c моднейшим Джошем О’Коннором («Химера», «Претенденты») после страшных пожаров в Калифорнии обрела, к несчастью, актуальное звучание. Центральный персонаж теряет из-за пожара семейную ферму и пытается выстроить жизнь заново. Режиссер снова рисует нежный портрет американского Запада и восхищается жизнестойкостью местного комьюнити.
«У печали есть крылья» (The Thing with Feathers), программа «Премьеры»
«У печали есть крылья» – экранизация романа Макса Портера об отце (Бенедикт Камбербэтч), оставшемся с двумя маленькими сыновьями после внезапной смерти жены. В состоянии глубочайшего горя он начинает видеть в своей квартире зловещего ворона.
«Ловушка для кролика» (Rabbit Trap), программа «Полночь»
В картине Брина Чейни «Ловушка для кролика» мистическая реальность также вторгается в существование главных героев в исполнении Дева Пателя и Рози МакЭвен. Причем происходит это после того, как они переезжают из Лондона в хижину в лесу и, будучи музыкантами, записывают некий необычный пугающий звук. Среди продюсеров ленты – Элайджа Вуд.
«Марли Мэтлин: Больше не одна» (Marlee Matlin: Not Alone Anymore), программа американского документального кино
Марли Мэтлин – первая и пока единственная глухая актриса, получившая премию «Оскар». Причем обеспечила ей заветную для любого артиста статуэтку дебютная роль – в фильме «Дети меньшего бога» по пьесе Марка Медоффа. После этого карьера актрисы продолжала складываться неплохо, но в первую очередь на телевидении: работы в сериалах принесли ей несколько номинаций на премию «Эмми» и на «Золотой глобус». Самой яркой недавней работой Мэтлин стало появление в образе матери главной героини в уже упомянутом драмеди «CODA: ребенок глухих родителей». Марли за него не номинировали на «Оскар», а вот ее экранному партнеру Трою Коцуру награда как раз досталась.
Постановщица документального фильма о Мэтлин Шошанна Штерн, увидев, как Марли получила свой «Оскар», поверила, что и она, будучи глухой, сможет построить кинокарьеру. И у нее действительно это получилось: Штерн стала не только востребованной актрисой, но и сценаристкой сериалов «Так близко» и марвеловского «Эхо» о слабослышащих персонажах. Этим двум женщинам точно есть о чем поговорить.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".