- Главная страница
- Статьи
- Искусство сквозь время: премию The Art Newspaper Russia вручили в атмосфере оттепели
Искусство сквозь время: премию The Art Newspaper Russia вручили в атмосфере оттепели
Награждение лауреатов XII премии The Art Newspaper Russia за вклад в развитие искусства и культуры по итогам 2023 года состоялось в Театре имени А.С. Пушкина. Премия традиционно вручается в пяти номинациях – «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад».
Открыла церемонию издатель The Art Newspaper Russia Ольга Ярутина. Это российское издание, входящее в международную сеть газет об искусстве, которые выпускаются в семи странах мира, было запущено в 2012 году. Тогда же было решено отмечать ежегодной премией достижения в области искусства, сочетающие высокий профессиональный уровень и общественную значимость.
В шорт-лист вошли по три номинанта в каждой из категорий. В зале собрались более 500 гостей, среди которых коллекционеры, меценаты, галеристы и художники. «Самое важное, что искусство – это объединяющая сила, и все здесь присутствующие к ней явно или косвенно относятся», – подчеркнула Ольга Ярутина.
В разные годы лауреатами премии становились Третьяковская галерея, Эрмитаж, Пушкинский музей, Музеи Кремля, реставраторы иконы Боголюбской богоматери и библиотеки Алвара Аалто в Выборге. Премия не имеет денежного эквивалента. Приз представляет собой скульптуру в виде перекрещивающихся, как стрелки часов, лондонского Биг-Бена и Спасской башни Кремля, созданную художником Сергеем Шеховцовым.
Главный редактор газеты The Art Newspaper Russia Милена Орлова выразила признательность профессиональному художественному сообществу за создание хороших новостей. «Главное, не терять наработанное, двигаться и развиваться», – отметила она.
Церемония вручения премии традиционно представляет собой театрализованное мультимедийное шоу. Каждый номер посвящен победителю в одной из пяти номинаций. На этот раз было решено соединить технологии XXI века, в том числе искусственный интеллект, с эстетикой 1960-х. Вел церемонию один из главных героев сериала «Оттепель» Александр Яценко.
В списке номинантов категории «Реставрация года» были храм Покрова в Филях (Москва), майоликовое панно Исидора Фрих-Хара «Праздник» (Екатеринбург) и Дворец пионеров на Воробьевых горах (Москва). Когда на сцене появился актер в образе Никиты Хрущева и под аплодисменты произнес речь в честь открытия Дворца пионеров, стало ясно, кто стал победителем.
По традиции призы вручают лауреаты прошлых лет. Награду за «бережное отношение к образцу советского архитектурного модернизма, любимому поколениями москвичей» директору комплекса «Воробьевы горы» Елене Мельвиль вручала директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева. Дворец пионеров, открытый в 1962-м и десятилетиями работавший на износ, в 2023 году прошел реставрацию и был деликатно приспособлен к современным реалиям. За полгода привели в порядок семь корпусов, планетарий, обсерваторию, театральный блок, концертный, выставочный и гостиный залы.
«Книгой года» названо фундаментальное исследование феномена русской художественной эмиграции первой волны. Награду за издание «Художники русской эмиграции в Америке» под редакцией Джона Боулта директору издательства «Искусство – XXI век» Татьяне Боднарук вручил галерист Ильдар Галеев. Театральным сопровождением стала инсценировка, посвященная героям книги – Давиду Бурлюку, Николаю Фешину, Сергею Судейкину и другим. Актеры в манере театра на Таганке эпохи 1960-х рассказали о судьбах художников на чужбине. В шорт-лист номинации входили также книги «Дар Костаки» и «История российского дизайна. Избранное. 1917–2022».
Обладателями награды за «личный вклад» стали основатели Центра современного искусства «Винзавод» Софья и Роман Троценко. Здесь номинантов было больше: основательница фонда развития науки и культуры «Таволга» Марина Бондарева, глава «Экспо-парка» Василий Бычков, создательница арт-ярмарки Cosmoscow Маргарита Пушкина и основатель творческого сообщества «Мира» Дмитрий Разумов.
Награду «за верность своей роли первооткрывателей в области современного искусства» Софья Троценко принимала из рук директора Музея AZ Наталии Опалевой. Театральной репликой к номинации стали строки из «Антимиров» Андрея Вознесенского, которые прочитал актер Василий Михайлов. В это время на экране демонстрировались кадры выставочно-фестивальной деятельности «Винзавода» за 17 лет.
Главная интрига, как и полагается в театральной постановке, развернулась ближе к финалу. Лучшей выставкой года мог бы стать «Выбор Добычиной» Музея русского импрессионизма – о первой русской галеристке, основательнице Художественного бюро в Петербурге. Или «Процесс. Франц Кафка и искусство ХХ века» в Еврейском музее и центре толерантности, где выстроили художественные параллели к литературному творчеству великого писателя. Но пальма первенства досталась масштабному проекту петербургского «Манежа».
Устроители выставки «Первая позиция. Русский балет» художественным языком рассказали историю развития и становления балетного танца в России. Было представлено более тысячи артефактов – афиши, фотографии, исторические костюмы, керамика, макеты и машинерия сцены. На выставке можно было самому постоять у станка, соприкоснуться с миром балета, узнать о разнице национальных балетных школ мира.
Команда проекта – директор «Манежа» Анна Ялова, автор концепции, креативный куратор выставки Павел Каплевич, гендиректор «РОСИЗО» Ольга Галактионова, дизайнер Агния Стерлигова и продюсер Александр Кармаев из бюро Planet9 – принимала награду от программного директора фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2» Алисы Прудниковой. Победителей поздравили эффектным номером «Синий троллейбус» в исполнении народной артистки РФ Натальи Сомовой, примы-балерины Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, и вокального ансамбля SPOKANKI.
Завершала церемонию номинация «Музей года». На награду претендовали центр «Зотов», который решил переосмыслить конструктивизм в новых исторических реалиях, Всероссийский музей декоративного искусства, сохраняющий художественные промыслы и рукотворный дизайн в век искусственного интеллекта, и музей современного искусства PERMM, чья жизнь вышла на новый виток в октябре прошлого года – после переезда в новое здание. Кажется, мало у кого из присутствующих были сомнения, что приз достанется директору пермского музея Наиле Аллахвердиевой. Награду «за энергичность, стойкость и умение быть в диалоге с публикой и городом» ей вручил директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин.
Номер-поздравление был поставлен по мотивам события, случившегося в марте 1965 года в Пермской области. Тогда экипаж космического корабля «Восход-2» с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым, которым удалось первыми в истории человечества выйти в открытый космос, совершил незапланированную посадку в тайге. На сцене театра роли космонавтов исполняли актеры Дмитрий Росляков и Александр Каманин.
В эпилоге театрализованной церемонии перед зрителями возникла хорошо знакомая пермякам фраза «Счастье не за горами». Эта инсталляция Бориса Матросова много лет украшает набережную Камы и стала не только местной, но и всероссийской достопримечательностью. Во время прилива красные буквы уходят под воду, чтобы потом появиться вновь. Так и со счастьем – оно не всегда есть, но обязательно случается. В этот вечер в Театре имени Пушкина благодаря команде режиссера церемонии Алексея Аграновича атмосфера счастья была точно.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль