"Таинственное убийство": преступление, ставшее одержимостью следователя
В прокате – «Таинственное убийство» французского постановщика Доминика Молля, автора культовых картин «Гарри – друг, который желает вам добра» и «Лемминг». Премьера фильма состоялась на Каннском фестивале вне конкурса. Лишенная на сей раз иронии лента Молля исследует реальное преступление, совершенное во Франции в 2010-е (конкретные место и время действия немного изменены). Несмотря на чудовищность, его почти не освещала пресса. «Таинственное убийство» основано на двух главах из документальной книги Полин Гена «18.3 – год в судебной полиции». Уже титры перед фильмом намекают на то, что эта история не похожа на привычные всем детективные триллеры: мы узнаем, что преступник до сих пор не вычислен, так что рассчитывать на утешительный финал не приходится.
В начале картины молодая девушка из окрестностей Гренобля Клара Руайе (Лула Коттон-Фрапье), к которой за считанные секунды проникаешься симпатией, выходит вечером от подружки, отказавшись ночевать в гостях. Вдруг из темноты появляется мужчина в балаклаве, называет ее по имени, обливает бензином и поджигает.
"Дон Жуан" и "Быстрый словарик любви": фильмы о чувствах после 40
Чудовищное дело предстоит расследовать едва вступившему в должность начальника молодому капитану Йохану Вивесу (Бастьен Буйон), его более опытному напарнику Марсо (Були Ланнерс) и всему отделу. Йохан и его коллеги допрашивают бывших возлюбленных девушки, потому что знают, что ревность является частой причиной убийств. Кажется, ни один из них по-настоящему не переживает из-за смерти Клары – горем убиты только родители девушки и ее лучшая подруга. Хотя многие из мужчин вызывают у следователей подозрение, никаких улик нет. Йохан начинает разочаровываться в собственной профессии.
Марсо замечает, что они борются со злом с помощью бесконечных рапортов, а Йохан полагает, что они и вовсе ни с чем не борются, потому что ни одной нормальной зацепки у них нет. Как и работающего принтера, кстати: он постоянно ломается.
«Таинственное убийство» Доминика Молля принадлежит к тому роду картин, которые не приукрашивают и не романтизируют работу полиции, а, наоборот, пытаются изобразить ее максимально достоверно. Реальность следователей – это не бесконечный экшн, а допросы, обыски, прослушка, бюрократия, переработки, бессонница, хождение по кругу и пресловутый ломающийся принтер. Тем не менее Доминику Моллю удается искусно держать внимание зрителей, вовлекая в кошмар рутины. Молль также демонстрирует неповоротливость правоохранительной системы, которая затрудняет раскрытие преступлений. На что-то невероятно важное, вроде записей с камер наблюдения, например, вечно не хватает бюджета. А главное, отнюдь не все коллеги Йохана так же яростно и беспристрастно, как он, выполняют свою работу: он выглядит скорее белой вороной.
В какой-то момент выясняется, что некоторые сотрудники отдела, управляемого Йоханом, считают поведение жертвы причиной трагедии. Чего еще должна была ждать девушка, которая вела свободный образ жизни и влюблялась в плохих парней? – полагают некоторые из них и этим приводят в бешенство Йохана. Он справедливо замечает, что едва ли Клара или любая другая женщина могла напрашиваться на то, чтобы ее сожгли заживо, так что обвинения в духе "сама виновата" звучат просто дико.
"Треугольник печали": фильм о том, кто на самом деле выживет на необитаемом острове
Но, судя по всему, мнение Йохана по этому вопросу – не самое популярное в отделе. Авторы фильма показывают это с помощью тонких деталей. Например, когда новичок сообщает о том, что скоро женится, коллеги пытаются его отговорить. "Жениться и заводить семью – уже тупая идея", тем более в довольно юном возрасте. Звучит так, как будто эти люди вообще не очень хорошо относятся к женщинам. Ближе к финалу Йохан благодаря новой коллеге-женщине задумается о том, что это довольно странно, когда одни мужчины убивают, а другие ведут расследования.
Ситуацию в картине разбавляет молодой полицейский Надя (Мона Соален), замечающая, что в элитном подразделении уголовного розыска хватает придурков. И женщина-судья (Анук Гринбер), которая спустя три года после убийства Клары способствует возрождению расследования. Именно судье Йохан рассказывает о своем мрачном выводе: что-то трагически сломалось в отношениях между полами. Его собеседница, как женщина и судья, с ним согласна. Йохан говорит о том, что абсолютно любой из знакомых Клары был способен лишить ее жизни, причем даже если среди них нет реального убийцы. Подруга Клары считает, что ее убили, потому что она девушка.
Однако ближе к финалу картины мрачные социальные мотивы отходят на второй план, а на первом оказывается все-таки Йохан. Доминик Молль говорил о том, что в книге, от которой он отталкивался, его привлекла в первую очередь фраза, что у каждого следователя есть дело, которым он одержим. Для Йохана таким делом становится гибель Клары и невозможность докопаться до правды. Образ героя, гоняющего по ночам по велотреку и не способного выбраться из этого круга, становится метафорой разума персонажа, зацикленного на одном драматическом событии. И все-таки разорвать эти оковы реально, но для этого придется приложить большие внутренние усилия и прислушаться к мудрости других людей. Именно здоровая человеческая коммуникация решает если не все проблемы в мире, то большинство.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль