Реклама АО "Восточный порт". erid: LjN8K7jes
27 апреля 2024
USD 92.01 -0.12 EUR 98.72 +0.01
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Восточный вектор: спрос на российский уголь вдвое превышает возможности по его вывозу
Восточный порт Восточный порт промышленность уголь

Восточный вектор: спрос на российский уголь вдвое превышает возможности по его вывозу

Ирина Ольховская, представитель АО «Восточный Порт» и генеральный директор ООО «Универсальная логистика».

Ирина Ольховская, представитель АО "Восточный Порт" и генеральный директор ООО "Универсальная логистика"

©Пресс-служба АО «Восточный Порт»

В Москве 14–16 ноября прошел ежегодный XVII Международный форум «Транспорт России‑2023». Одним из ярких событий форума стал круглый стол «Энергетика и транспортная инфраструктура. Синергия и зависимость», организованный
АО «Восточный Порт».

Сейчас немало говорят о зеленой энергетике, о закате эры угольной энергогенерации и, соответственно, о падении спроса на уголь на мировом рынке угля. Однако эксперты отрасли в ходе дискуссии опровергли эти устаревшие на сегодняшний день заявления мирового сообщества.

Говоря о роли угля в энергетической структуре мировой экономики, генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян отметил, что потребление угольной продукции на мировых рынках стабильно растет. При этом Евросоюз убивает свою дешевую энергогенерацию, а страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), наоборот, наращивают. Несмотря на санкции, Россия сегодня входит в топ‑3 списка лидеров – экспортеров угля, уступая только Австралии и Индонезии. Доля нашей страны в мировом экспорте угля составляет 16%, и ее необходимо наращивать.

Угольная генерация была и остается востребованной в первую очередь за счет низкой стоимости угля относительно природного газа. И в будущем не стоит ожидать сокращения потребления угля. В перспективе ближайших двадцати лет ожидается сохранение тенденции по превышению фактического потребления угля в сравнении с прогнозными показателями мировых агентств. Зеленая повестка сегодня становится все менее убедительной. Невозможно альтернативными источниками энергии обеспечить увеличивающиеся потребности человечества в энергии.

Неослабевающая востребованность угля на внешних рынках связана с его преимуществами, которые особенно актуальны для развивающихся экономик. В Китае и Индии наблюдается существенный рост выработки угольной генерации за последние 10 лет. Это рост в четыре и десять раз, соответственно, что подтверждает статус угля как дешевого эффективного энергоресурса.

Уголь не только приносит валютную прибыль России, но и оказывает серьезное влияние на развитие отечественных добывающих и транспортных компаний, а также регионов, вовлеченных в этот процесс. Россия обладает самыми длинными маршрутами в мире для перевозки угля ж/д транспортом – порядка 4–5 тыс. км. Именно такие транспортировки стали основным драйвером роста в сегменте грузоперевозок РЖД. Так, с 2012 года перевозка угля на сети РЖД увеличилась на 15,2%, или на 46,8 млн тонн. По итогам 2022‑го доля угля в структуре грузовой базы выросла до 28,7%.

Потребность мирового рынка в угле стимулирует серьезные инвестиции в отрасль – как в добычу, так и в разведку и разработку новых месторождений. Этот процесс, в свою очередь, подталкивает портовиков к развитию своих мощностей для перевалки угольной продукции. Профицит портовых мощностей Хабаровского и Приморского краев по перевалке угля составляет сегодня более 103 млн тонн. Несмотря на это, реализуются новые проекты по перевалке угля, а существующие терминалы увеличивают свои объемы.

Есть отдельные регионы в стране, в которых угольная отрасль является определяющей. В первую очередь это Кузбасс. Здесь угольщики – ключевые налогоплательщики и работодатели. Так, почти каждый 10‑й моногород России угольный, а каждый второй угольный моногород находится в Кузбассе. И эти моногорода живут и развиваются, потому что их продукция востребована и в России, и на мировых рынках.

Среди проблем, мешающих развитию, в том числе пропускная способность железных дорог. В транспортной цепочке узким местом сегодня является магистральная ж/д инфраструктура. В результате возникает конкуренция за доступ к инфраструктуре, что ограничивает развитие различных отраслей.

Это неблагоприятно сказывается на общем состоянии экономики страны. Опережающее развитие ж/д инфраструктуры будет стимулировать сбалансированное развитие не только угольной отрасли, но и смежных отраслей промышленности, а также экономики России в целом.

Эти проблемы могут быть решены на уровне государства. Правительство обладает инструментами, способными стимулировать перераспределение грузопотоков на сети железных дорог, тем самым разгружая ж/д инфраструктуру Восточного полигона.

Выступая от имени профильного министерства, заместитель министра энергетики РФ Сергей Мочальников рассказал, что развитие восточного направления всегда было в приоритете, угольщики стали инициаторами начатой с 2012 года модернизации БАМа. Замминистра также поднял тему стоимости угля. Он отметил, что экспорт оказывает существенное влияние на внутренний рынок, потому что оптимизация производственного процесса напрямую связана с объемом добычи. Именно объем влияет на себестоимость и, соответственно, на ту часть внутреннего рынка, куда пойдет добытый уголь.

Какую максимально низкую цену на внутреннем рынке может позволить себе производитель угольной продукции, чтобы полностью обеспечить потребности внутреннего рынка, задался вопросом Сергей Мочальников.

«Напомню, что внутренний рынок является абсолютным приоритетом для угольной промышленности. И поэтому наличие свободного экспорта позволяет обеспечивать внутренний рынок по оптимальным ценам, – подчеркнул он. – Если вы посмотрите предыдущие ценовые всплески в середине 2000‑х годов, цена поставки на внутренний рынок и цена экспортных контрактов, где не было ограничений на Восточном полигоне, существенно отличались. Сегодня цены гораздо ближе друг к другу. Это говорит о том, что мы недостаточно добываем для того, чтобы понижать цену на внутреннем рынке».

Сергей Мочальников согласился с тем, что участникам рынка «вместе дружно удалось переориентировать потерянные объемы Европы» за счет рынков в АТР. Вместе с тем замминистра признал проблему инфраструктуры и то, что спрос на рынке АТР минимум вдвое превышает наши возможности по вывозу угля даже при использовании портов Азово‑Черноморского бассейна и Северо-Запада.

Подводя итоги круглого стола, его модератор – представитель АО «Восточный Порт» и генеральный директор ООО «Универсальная логистика» Ирина Ольховская резюмировала: «Мы наблюдаем экономический сдвиг в пользу рынка Азиатско-Тихоокеанского региона.

Сейчас это уже 80% в международной угольной торговле. Нынешняя ситуация показывает большую востребованность угля. Темпы экономического роста в таких странах, как Китай, Индия, Вьетнам, только увеличивают спрос на угольную генерацию, которая по-прежнему является конкурентоспособной и обеспечивает дешевую энергетику. Мы видим увеличение экспорта угля через направление Дальнего Востока. Существует вопрос синхронизации государственных программ по развитию Восточного полигона как ответ на задачу угольной и других отраслей по развитию экспорта на Востоке».

Самым главным в вопросе взаимодействия, синергии отраслей и инфраструктуры является то, что сейчас по всем отраслям есть высокий спрос, подчеркнула Ольховская: «Ни одна из отраслей – энергетический уголь, коксующийся, металл, контейнеры, остальные грузы, с которыми работают Российские железные дороги, – не заявляет даже в прогнозируемом будущем, что они будут сокращаться. Все заявляют об устойчивом росте, и это хорошо для экономики. Поэтому основным, конечно, для нас является развитие железнодорожной инфраструктуры».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».