27 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Безотчетные преференции: аудиторы оценили эффективность особых экономических зон
Счетная палата Экономика

Безотчетные преференции: аудиторы оценили эффективность особых экономических зон

За последние три года из федерального бюджета было выделено 240 млн рублей на финансирование особых экономических зон (ОЭЗ). Однако отдачи нет ни для регионов, где они расположены, ни для страны в целом. Преференции не привлекли ни потока иностранных инвесторов, ни высококвалифицированной рабочей силы. Кроме того, похоже, что налоговые льготы ослабляют стимулы к внедрению новаций. К таким выводам пришли аудиторы Счетной палаты, изучив влияние преференциальных режимов на экономику.

Особая экономическая зона. Нанотехнологический центр композитов

©Иван Водопьянов/Коммерсантъ/Vostock Photo

Аудиторы проанализировали более 160 территорий с особым экономическим статусом. Это льготные режимы ведения предпринимательской деятельности – налоговые, таможенные и административные преференции для бизнеса в той или иной отрасли экономики. В России действует несколько типов особых экономических зон (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), территории опережающего социально-экономического развития, с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности на приоритетных территориях. В частности, такой режим установлен на территории Свободного порта Владивосток, в Калининградской и Магаданской областях, Республики Крым и Севастополя, Арктической зоны, а также в моногородах.

Мишустин подписал постановление о создании новой особой экономической зоны в России

За 2019–2021 годы из федерального бюджета на финансирование действия префрежимов было направлено порядка 240 млн рублей. Однако Счетная палата не обнаружила «выраженной взаимосвязи» между созданием таких территорий и уровнем социально-экономических показателей страны и регионов: показателями развития международной торговли, привлечения иностранных инвестиций, трансферта технологий и высококвалифицированной рабочей силы. Как выяснилось, в регионах с префрежимами на 0,9% выше темп роста ВРП (валового регионального продукта) и на 0,7% – индекс производительности труда, но на 4,4% ниже объем инвестиций и более чем на 5% ниже число патентов.

«Можно заключить, что налоговые и иные преференции для резидентов ослабляют их стимулы к повышению фондовооруженности и внедрению новаций. Статистически значимая оценка общего эффекта для всех резидентов – минус 4,4 млн рублей к стоимости результатов исследований и разработок», – говорится в отчете.

Установленные льготы не слишком востребованы. Например, на территории Свободного порта Владивосток действуют послабления для привлечения иностранных рабочих. Однако разрешений на работу оформлено очень мало – сотые доли процента.

Управляющие компании префрежимов – акционерные общества, полностью принадлежащие РФ, – стабильно убыточны, система управления неэффективна. Отрицательный финансовый результат отмечается в среднем уже на второй год их деятельности. Несмотря на то, что они финансируются на средства уставного капитала и субсидии из федерального бюджета, какой-либо коэффициент полезного действия (например, размер прибыли) для них не установлен. Объем выручки этих обществ незначителен, а их услуги мало востребованы резидентами.

Предприятия-резиденты в среднем имеют большую выручку и большее количество сотрудников, но более низкие показатели инновационной активности.

По мнению Счетной палаты, развитие таких территорий тормозит запрет на использование преференций индивидуальными предпринимателями в особых экономических зонах промышленно-производственного и портового типов. Сейчас на это установлен запрет, который аудиторы предлагают снять.

Путин внес в Госдуму протокол об отсрочке по НДС при импорте из ЕАЭС

Преференциальные режимы являются одним из крупнейших проектов по привлечению инвестиций в экономику страны, считает вице-президент Центра стратегических разработок, руководитель направления «Пространственное развитие» Татьяна Караваева.

Необходимо совершенствовать работу с этими территориями, что подтверждает общемировой тренд. Практика создания специальных зон действует во многих странах мира достаточно длительное время. По данным ООН, по состоянию на конец 2019 года в 147 странах насчитывалось около 5,4 тыс. специальных зон, тогда как в 2014-м их количество составляло примерно 4 тысячи, – и это число продолжает расти.

«При фокусировании на тех отраслях, которые способствуют созданию рабочих мест и могут обеспечить долгосрочные перспективы, промышленная политика многих стран исходит из соображений национальной безопасности», – отмечает Татьяна Караваева.

2020 и 2021 годы стали сложными с экономической точки зрения для всех субъектов коммерческой деятельности, подчеркнула Караваева. Несмотря на это, объем инвестиций за 2020 год резидентами особых экономических зон составил 86,6 млрд рублей.

По мнению эксперта, эффективность работы таких территорий можно полноценно оценить только в длительном периоде – от 20 до 50 лет. Для этого целесообразно оценивать такие показатели, как экономическая эффективность, повышение уровня жизни людей, инфраструктурная обеспеченность и экологическая эффективность. Проведение мониторинга по указанным направлениям послужит стимулом к развитию преференциальных территорий и привлечению инвесторов в регион, убеждена она. При этом необходимо учитывать особенности (типы) преференциальных режимов, а также слабые и сильные стороны региона, на территории которых они введены.

Оценка Счетной палаты менее позитивна, чем ежегодные оценки Минэкономразвития, составляющего своеобразный рейтинг особых экономических зон, отмечает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Согласно отчету Минэкономразвития России, за 2020 год среднее значение сводного показателя эффективности по всем ОЭЗ составляет 94%. По его мнению, убыточность управляющих компаний, созданных в таких зонах, не должен пугать: их задача – не извлечение прибыли, а обеспечение выгодности существования особой зоны или территории для страны в целом и для конкретного региона. Это должно определяться не только бюджетными эффектами, но и позитивной динамикой различных социально-экономических показателей.

«Интересны полученные выводы о том, что при создании территорий с префрежимами не следует надеяться на полное решение проблем безработицы, поскольку создаваемые места не имеют массового характера и отличаются более высоким уровнем производительности и повышенной заработной платой», – отметил Владимир Климанов.

Основываясь на международной практике, можно утверждать, что территории с преференциальным режимом являются наиболее важными инструментами привлечения инвестиций, поддержки индустриализации, диверсификации экономики, создания рабочих мест, говорит директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Андрей Шпиленко. Однако само по себе наличие такого режима не является гарантией привлечения инвестиций.

В частности, для успеха необходимо наличие профессиональных управленческих команд, обеспечивающих снижение административных, финансовых и временных издержек на реализацию инвестпроектов. Также немаловажно наличие развитой инфраструктуры и поддержание ее в работоспособном режиме. Кроме того, потенциальным инвесторам должна предоставляться полная и прозрачная информация о развитии имущественного комплекса территорий и источниках финансирования мероприятий. В любом случае территориям придется столкнуться с жесточайшей конкуренцией за привлечение инвестиций, полагает эксперт.

Особые зоны различных типов могут быть одним из полезных инструментов региональной политики, если его применять с учетом специфики экономики той или иной страны, этапа развития, общей институциональной среды, подчеркивает главный научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН Борис Жихаревич.

«Является ли слабая эффективность преференциальных режимов следствием недостатков самого инструмента или следствием внешнего контекста? Можно ли было ожидать, что в рамках региональных преференциальных режимов будет обеспечен приток иностранных инвестиций, если внешняя политика страны провоцирует санкции и нестабильность?» – уточняет он. Чтобы режим действовал, нужен соответствующий общий макроэкономический и политический контекст, убежден эксперт.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».