Наверх
29 января 2023

Юлиана Княжевская: "Мы формируем новый транспортный каркас для всей Москвы"

Председатель комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Юлиана Княжевская

Юлиана Княжевская

©Пресс-служба Москомархитектуры

Последние десять лет качественно изменили жизнь столицы: общественный транспорт стал значительно комфортнее и безопаснее. А запуск московских центральных диаметров сравним с открытием движения на Большом кольце метро. Москва как образцовый мегаполис позволяет жителям выбирать из множества вариантов. О том, как и зачем развивают городской транспорт, «Профиль» поговорил с председателем комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Юлианой Княжевской.

– Юлиана Владимировна, Москва, согласно статистике, и так самый «связанный» город России. Однако мы видим, что строят новые автомобильные развязки, железнодорожные пути, мосты. Для чего?

– В Москве, конечно, развита транспортная инфраструктура, но город настолько большой, что нужно постоянно улучшать условия. Особенно это касается Новой Москвы, внутри которой районы находятся на значительном расстоянии друг от друга.

– Что для этого делается?

– В Троицком и Новомосковском округах активно строится сеть магистральных улиц. Уже проложены такие важные поперечные направления, как трасса Солнцево–Бутово–Варшавское шоссе, М-3 «Украина» – деревня Середнево – деревня Марьино –деревня Десна, Боровское шоссе − Киевское шоссе − деревня Ботаково, через деревни Рогозинино, Верховье, М-3 «Украина» – город Московский − деревня Сосенки – деревня Ямонтово и радиальное направление Саларьево − Марьино. Завершается строительство поперечной магистрали Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево, радиальных магистралей Мамыри – Пенино – Шарапово и МКАД – Коммунарка − аэропорт Остафьево. Кроме того, правительство столицы планирует продлить магистраль Мамыри – Пенино – Шарапово до ЦКАД, сформировать основное поперечное направление в зоне между трассой Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе и ЦКАД – Минское шоссе – Троицк – Щаповское − Варшавское шоссе. Планы амбициозные.

– Разве это не приведет к росту автомобильного трафика и, как следствие, пробок?

– Дело в том, что мы не хотим строить дороги только для того, «чтобы они были». Мы формируем новый транспортный каркас для всего города – как для «старой» части, так и для новых районов. По сути, это будет единая экосистема связанных друг с другом линий: автомобильных, автобусных, железнодорожных. Благодаря чему можно запустить новые направления общественного транспорта. Попросту говоря, маршрутов будет больше. Это, в свою очередь, стимулирует горожан пользоваться общественным транспортом, система которого за 10 лет качественно изменилась: появились общие проездные, комфортные автобусы и вагоны, стало безопаснее. Также мы смогли интегрировать в эту систему такси и каршеринг, за которыми, согласно прогнозам, будущее. На 2030 год прогнозируется уровень автомобилизации в 345 легковых автомобилей на 1000 жителей. То есть парк личного транспорта будет гораздо меньше, чем сейчас.

Однако, подчеркну, это не значит, что не нужно строить дороги. Наиболее значимые проекты для «старой» Москвы – магистраль вдоль МЦК от Дмитровского до Звенигородского шоссе, северный дублер Кутузовского проспекта и дублер Варшавского шоссе.

В Новой Москве запланировано продление магистрали Мамыри – Пенино – Шарапово до ЦКАД, формирование основного поперечного направления в зоне между Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе и ЦКАД – Минское шоссе – Троицк − Щаповское − Варшавское шоссе, строительство новой трассы Калужского шоссе от ЦКАД до автодороги Подольск − А-101 Москва − Малоярославец – Рославль, магистрали Рассудово − Пудово − Безобразово − Ворсино − Чириково от Киевского до Варшавского шоссе.

Мы уже реконструировали участки МКАД от Ленинского проспекта до Можайского шоссе, от Каширского шоссе до Бесединского моста. Отремонтированы транспортные развязки на пересечении с Дмитровским шоссе, Рязанским и Волгоградским проспектами, Каширским шоссе, Профсоюзной улицей, Ленинским проспектом, Можайским шоссе, улицей Генерала Дорохова и Волоколамским шоссе: построены боковые проезды в зоне развязок, направленные съезды с улучшенными планировочными параметрами. Сейчас реконструируется участок МКАД от Варшавского до Каширского шоссе, включая транспортную развязку на пересечении с Липецкой улицей. Идут работы на участке от Бесединского моста до Косинского шоссе, включая транспортную развязку на пересечении с улицей Верхние Поля, а также реконструкция двух транспортных развязок – на пересечении с Алтуфьевским и Осташковским шоссе.

Мы постепенно переходим от развязок клеверного типа к системе направленных съездов. Тем самым узлы не замыкаются сами в себе, и остановка одного из них не блокирует другие. В среднем пропускная способность реконструированных развязок увеличивается на 30%.

– У железнодорожного транспорта схожая концепция?

– По сути, да. Мы хотим связать весь город, поэтому три года назад запустили МЦД-1 и МЦД-2. Это позволило увеличить охват районов и перенаправить пассажирские потоки. Сейчас линии развиваются. Развитие территорий вокруг железнодорожных путей в том числе позволяет улучшить поперечные связи между соседними районами. Для этого мы уже построили целый ряд путепроводов взамен переездов в одном уровне – у платформ Переделкино, Крёкшино и Кокошкино Киевского направления Московской железной дороги (МЖД), платформы Щербинка Курского направления МЖД, платформы Нижние Котлы Павелецкого направления МЖД. Построены путепроводы на пересечении Талдомской улицы – Фестивальной улицы с Октябрьской железной дорогой, Рябиновой улицы с Киевским направлением МЖД, Элеваторной улицы с Павелецким направлением МЖД, улицы Пруд Ключики с МЦК, Веерной улицы с Киевским направлением МЖД. Также возведен мост через Кожуховский затон на Москве-реке.

Сейчас ведется строительство двух путепроводов через Савеловское направление МЖД – на пересечении улицы 800-летия Москвы – Инженерной улицы и улицы Хачатуряна, путепровода через Курское направление МЖД на пересечении с магистралью Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево.

В планах города – строительство путепроводов через железные дороги и железнодорожные ветки в Зеленограде, на пересечении с Северной рокадой, на Ярославском и Курском направлениях, Алексеевской и Медведковской железнодорожными ветками.

Также предусматривается строительство моста по трассе Юго-Восточной хорды в створе Каспийской улицы – Шоссейной улицы, проектирование путепровода на пересечении улицы Менжинского – улицы Дудинка с Ярославским направлением МЖД, мостов через Москву-реку в створе Берегового проезда, улицы Мясищева и улицы Новозаводская.

– А что с новыми диаметрами?

– Скоро планируется запустить МЦД-3. Это позволит улучшить транспортное обслуживание 24 районов Москвы. Среди них – Крюково, Старое Крюково, Силино, Молжаниновский, Ховрино, Головинский, Западное Дегунино, Тимирязевский, Марфино, Бутырский, Останкинский, Алексеевский, Басманный, Мещанский, Сокольники, Красносельский, Соколиная Гора, Лефортово, Перово, Нижегородский, Рязанский проспект, Выхино-Жулебино, Вешняки, Косино-Ухтомский. Вдоль новой линии живет миллион москвичей. А в непосредственной близости работает около 250 тысяч человек.

Маршрут МЦД-3 пройдет в обход двух вокзалов, тем самым уменьшив нагрузку на станцию метро «Комсомольская». Запуск третьего диаметра позволит равномернее распределить потоки пассажиров в городском транспорте, а также снизить нагрузку от личного транспорта на улицы города.

– Если говорить не с точки зрения планирования и управления инфраструктурой, а с позиции простого москвича, то что это все даст?

– Прежде всего запуск МЦД-3 позволит существенно сэкономить время в пути – до 50% точно. Транспортное моделирование показывает, что третий диаметр поможет добраться, к примеру, из Люберец до «Петровско-Разумовской» за 36 минут вместо нынешних почти полутора часов, от «Электрозаводской» до Останкина – за 13 минут (вместо 50 минут), из района Крюково до метро «Динамо» – за 43 минуты (вместо 1,5 часа).

Есть еще одно, менее очевидное следствие. Порой приходится слышать, что диаметры – это лишь «новые поезда на старых путях», построенных еще в советские годы. Однако все иначе. Когда запускается такой проект, то преображаются все прилегающие районы. Обустраиваются территории возле станций, появляются переходы, дополнительные наземные маршруты. Горожане благодаря новым тарифам могут экономить до 75% на поездках. К станциям прокладывают комфортные подъезды и подходы, велодорожки, предусматриваются пешеходные наземные и подземные переходы, остановки и парковочные места. То есть создается вся необходимая инфраструктура. Масштабный транспортный проект дает мощный толчок развитию городских территорий.

К тому же увеличивается доступность. Например, по предварительным прогнозам, благодаря МЦД-3 для жителей станут ближе более 40 школ, около 20 парков, свыше 10 музеев и 30 институтов. В этом списке такие популярные в городе места, как музей-усадьба «Останкино», Останкинская телебашня и парк «Сокольники».

– То есть вся Москва будет охвачена?

– Для этого мы планируем запустить МЦД-4 «Киевско–Горьковский» и МЦД-5 «Ярославско–Павелецкий». Четвертый диаметр длиной 86 километров соединит станции «Апрелевка» Киевского направления и «Железнодорожный» Горьковского направления МЖД. По прогнозам, суточный пассажиропоток на нем может составить не менее 455 тысяч человек, что на 84% больше сегодняшних показателей. В поездах МЦД-4 появятся 1,9 миллиона пассажирских мест в сутки. Запуск этой линии планируется ориентировочно в 2023–2024 годах.

Пятый диаметр длиной 75 километров пройдет между подмосковными городами Пушкино и Домодедово. Рассматривается тоннельный вариант прохождения МЦД-5 через центр города. Мы ожидаем, что после запуска маршрута на нем смогут проехать более 600 тысяч человек в будни, или 181 миллион человек в год. При этом экономия времени в пути для пассажиров Ярославского и Павелецкого направлений, следующих в центр, может составить до 30%.

Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль