26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Почему мораторий на проверки не означает снижение фискальной нагрузки на бизнес
бизнес коронавирус налоги ФНС Экономика

Почему мораторий на проверки не означает снижение фискальной нагрузки на бизнес

В программу антикризисных мер поддержки бизнеса в условиях распространения эпидемии коронавируса правительство включило временное прекращение выездных налоговых проверок компаний. Первоначально действие моратория предлагалось ограничить малым и средним бизнесом, однако затем чиновники решили распространить ее и на крупные компании, и на индивидуальных предпринимателей.

налоговая проверка

©

Кроме того, объявлено, что в качестве облегчения фискального бремени ряд предприятий получат отсрочку по уплате налогов и страховых взносов. Однако все это вовсе не означает, что в ближайшие месяцы фискальные органы в связи с исключительными обстоятельствами, действительно готовы несколько ослабить контроль за подопечными.

Строго говоря, ограничения затронули не все проверки, а только выездные налоговые проверки, проверки пользователей онлайн-касс, мероприятия валютного контроля и т.д. Еще один важный нюанс – объявленный мораторий касается лишь новых проверок, тогда как ранее начатые будут продолжены, но в удаленном режиме.

Как чрезмерная налоговая нагрузка усугубляет стагнацию в экономике

Вдобавок ко всему, камеральные проверки, в рамках которых налоговики работают с документами, остаются в силе. Получается, что на существенное снижение прессинга со стороны налоговых органов, несмотря на нарастание рисков эпидемии коронавируса и кризиса в российской экономике, бизнесу, похоже, рассчитывать не приходится.

Готовность ФНС на ближайшие несколько месяцев отказаться от выездных проверок принципиально ничего не меняет. Это сохранение тенденции прошлых лет. Только в 2019 году количество таких проверок сократилось на 34%, а за последние 5 лет в 3,3 раза. Объясняя происходящее, налоговики говорят о так называемом риск-ориентированном подходе, который основан на индикаторах ухода от налогов.

Благодаря этому ФНС теперь сосредотачивает основные усилия на «целевой аудитории». Проще говоря, более плотно контролирует компании, у которых, как считается, потенциально есть возможности попытаться обойти налоговое законодательство. Для решения этой задачи очные встречи проверяющих с налогоплательщиками совсем не обязательны.

©

Современные средства сбора и обработки данных позволяют достаточно успешно выявлять, компании, у которых налоговые платежи существенно отклоняются от среднеотраслевых. Следующий шаг – информирование попавших под подозрение налогоплательщиков о результатах мониторинга. Это зачастую избавляет ФНС от необходимости проведения выездной проверки компании.

Информирование о так называемых налоговых рисках приводит к тому, что предприятия, как говорится, по доброй воле увеличивают налоговые платежи. По данным ФНС, в 2019 году сумма таких дополнительных выплат в целом по России превысила 130 млрд. рублей.

Почему бедные граждане России не могут рассчитывать на обнуление НДФЛ

Обращает на себя внимание тот факт, то объемы доначислений в бюджеты всех уровней, устанавливаемые налоговыми органами по результатам выездных проверок, соразмерно не снижаются. Например, в прошлом году этот показатель для юридических лиц составил 296,4 млрд. рублей, в 2018 году был 300,1 млрд. рублей, а в 2017 году – 302,6 млрд. рублей.

Сохранение объемов доначислений объясняется весьма прозаически: основной акцент в выездных проверках в настоящее время сместился в сторону крупнейших налогоплательщиков, с 2018 года к ним относятся компании с годовой выручкой более 35 млрд. рублей. Смену приоритетов подтверждают данные ФНС.

Ведомство в своих отчетах отдельно отражает результаты проверок крупнейших налогоплательщиков. Ими уже третий год персонально занимаются восемь межрегиональных инспекций (МИ ФНС по КН). В 2019 году эти подразделения в общей сложности провели 436 выездных проверок, что на 58,5% больше, чем годом ранее. В свою очередь, в 2018 году количество проверок крупных компаний возросло более чем на четверть. В то же время остальных налогоплательщиков в очном режиме беспокоить стали меньше. В прошлом году выездных проверок было проведено почти на 30% меньше, чем в 2017-м, в 2019-м – показатель снизился еще на 36,3%.

Изменилась и структура доначислений. В 2017 году крупнейшим налогоплательщикам выставили «счет» на 28 млрд. рублей, что соответствовало 9,3% доначислений по стране в целом. В 2019 году они должны были дополнительно внести уже 135,2 млрд. рублей – 45,6% от суммарного объема доначислений.

Как было сказано выше, крупнейшими налогоплательщиками занимаются специальные межрегиональные инспекции. Распределение компаний между ними связано либо с отраслевой принадлежностью, либо со структурой собственности. В частности, предприятия с иностранным участием, более 50% капитала которых контролируют нерезиденты, администрирует МИ ФНС по КН №1. Статистика свидетельствует, что именно эта инспекция сегодня проявляет наибольшую активность. Она лидирует как по числу проверок, так и по результативности.

©

Во всех отношениях показательным можно считать прошлый год, когда крупнейшим налогоплательщикам, контролируемым иностранцами, по итогам проверок дополнительно начислили 86,7 млрд. рублей, что в 4,5 раза больше, чем годом ранее. Одновременно увеличилось и количество проверок – с 50 до 88. Таким образом, МИ ФНС по КН №1 по итогам 2019 года записала в свой актив порядка 30% всех доначислений по результатам выездных проверок.

В зоне особого внимания ФНС также находятся предприятия, производящие транспортные средства и оборудование (администрируются в МИ ФНС по КН №4) и компании из сферы торговли, производства продуктов питания, сельского хозяйства (администрируются в МИ ФНС по КН №3). Этим организациям в прошлом году пришлось дополнительно перечислить в казну 15,5 млрд. рублей и 14,1 млрд. рублей соответственно. Резко выросло и число выездных проверок: в МИ ФНС по КН №4 – с 48 до 97, в МИ ФНС по КН №3 – с 29 до 52.

При этом применительно к другим крупнейшим налогоплательщикам фискальная нагрузка либо не возрастает, либо увеличивается, но не столь активно. В частности, количество выездных проверок крупных компаний, работающих в сфере информации и связи (администрируются в МИ ФНС по КН №7), в прошлом году несколько снизилось, меньше стали и суммы выставленных им доначислений. Для ряда металлургических и химических предприятий, а также организаций финансового сектора (администрируются в МИ ФНС по КН №5 и №9) число выездных проверок в 2019 году хоть и увеличилось, однако суммы доначислений оказались меньше, чем были в 2018 году.

Таким образом, основной смысл объявленного моратория на проведение выездных налоговых проверок состоит в большей степени в ограничении непосредственных контактов сотрудников ФНС и представителей компаний, чем в реальном снятии административной нагрузки на бизнес. Эта мера, безусловно, необходима, когда власти субъектов Федерации, например, как Москвы и Подмосковье, переводят граждан на режим домашней самоизоляции, с целью снизить риски распространения эпидемии коронавируса. При этом дистанционный фискальный контроль будет осуществляться в прежнем режиме, соответственно, о принципиальном облегчении условий хозяйствования для большинства налогоплательщиков говорить в данном случае не приходится.

В сложившейся обстановке, когда с ухудшением финансового положения в той или иной степени уже столкнулись практически все предприятия и организации, важными мерами поддержки бизнеса в сфере налогов могло бы стать расширение отсрочек по выплате основных налогов и страховых взносов, наряду с установление посильного для налогоплательщиков графика погашения этих долгов в будущем. Приемлемым представляется «рассрочка» на срок от 3 до 5 лет в зависимости от профиля деятельности компании и перспектив ее развития в посткризисный период.

Автор – заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».