Заграница нам поможет: Польша может загрузить мощности «Северного потока-2»
Май внес некоторую сумятицу в работу компании Gaz-System – оператора польского участка газопровода «Ямал – Европа». После 17 числа, когда завершился долгосрочный контракт на поставки российского газа в Германию, труба несколько дней простаивала. Транзит возобновился лишь с 1 июня, что подтвердили в немецкой компании Gascade.
Прекращение действия контракта на поставки голубого топлива из России через территорию Польши в Германию не означало немедленного отказа «Газпрома» от использования этого трубопровода. Теперь все мощности продаются на аукционе, то есть отношения сторон перешли в абсолютно прозрачную форму.
Варшава считает, что одержала важную победу в газовой войне с Москвой. На самом деле Россию изменения правил игры тоже устраивают. Скажем больше – они стали неизбежны, учитывая низкий уровень сотрудничества с Польшей в газовой сфере.
Польская газовая госкомпания PGNiG изначально отказалась участвовать инвестициями в проекте «Ямал – Европа», реализованном в 2006 году. Поэтому плата за транзит была символическая – всего 21 млн злотых ($5,4 млн) в год. Варшава считала себя обделенной и терпеливо ждала окончания срока несправедливого, с ее точки зрения, ямальского контракта.
Остановят ли «Северный поток-2» американские «санкции из ада»
Здесь уместно напомнить, что и для «Газпрома» по целому ряду причин заключение нового соглашения с поляками было уже неприемлемо. Ключевым можно считать тот факт, что для экспорта топлива европейским потребителям сегодня существуют альтернативные маршруты.
Прежде всего – «Северный поток», мощность которого составляет 55 млрд кубометров в год. Второе направление – украинская ГТС (в 2020 году заявленные объемы поставок – до 65 млрд кубометров, с 2021 по 2024 годы – до 40 млрд кубометров). Кроме того, не позднее первой половины следующего года, это по самым пессимистическим прогнозам, в эксплуатацию должен быть сдан «Северный поток-2».
По проекту мощность нового балтийского газопровода составляет 55 млрд кубометров в год. Если не получится снять ограничения, введенные, к слову сказать, при активном участии Варшавы, то прокачивать можно будет в два раза меньше газа. Однако даже этого объема будет достаточно, чтобы отказаться от польской трубы.
Впрочем, все это дело будущего, ну а сейчас загруженность польского участка газопровода «Ямал – Европа» определяет спрос на голубое топливо в странах Евросоюза, который нельзя считать стабильно высоким. Дело в том, что в последнем квартале 2019 года европейские операторы, опасаясь, что «Газпром» и «Нафтогаз» не подпишут новое соглашение о транзите через территорию Украины, под завязку заполнили подземные газовые хранилища.
Однако договор в итоге был подписан, и поставки топлива по украинским трубопроводам продолжились. Предложение превысило спрос, поскольку из-за теплой зимы в странах Европы резко упало потребление энергоносителей. Статистика совокупной экспортной выручки «Газпрома» за январь текущего года в этом отношении очень показательна: она снизилась на 41,1% относительно аналогичных показателей прошлого года.
И, наконец, «вишенка на торте», причем горькая: пандемия коронавируса COVID-19 на несколько месяцев заблокировала существенные объемы бизнеса в Европе. В результате потребление природного газа в ЕС в марте-апреле сократилось до минимальных значений.
Как следствие, упали и цены на углеводородное сырье. В частности, в ключевом европейском газовом хабе TTF в Голландии на торговых сессиях в мае они опускались ниже психологического уровня $40 за тысячу кубометров.
При таком раскладе плановое завершение контракта с Польшей для «Газпрома» оказалось объективно выгодно. Изменение формата взаимодействия не только упростило расчеты с польской стороной, но и позволило в какой-то степени сбалансировать европейский газовый рынок. После четырехдневной остановки газопровода «Ямал – Европа» цена контракта с поставкой «на следующий день» выросла до $46 за тысячу кубометров.
В настоящее время спрос на транзит газа через территорию Польши практически восстановлен. По итогам аукциона на июнь зарезервировано около 93% мощностей газопровода, а на третий квартал текущего года – около 80%.
Новая схема работы – оптимальное решение для «Газпрома», поскольку оплата за транспортировку осуществляется исходя из реальных потребностей. При этом полностью отказываться от использования трубопровода «Ямал – Европа» компания пока не намерена.
В контексте нестабильных отношений с Украиной эта магистраль берет на себя функцию хеджирования рисков поставок природного газа европейским потребителям. Однако сохранение данного транзитного маршрута, как было сказано выше, актуально только до запуска в эксплуатацию «Северного потока-2», то есть от силы еще 6–9 месяцев.
Какие шансы у «Газпрома» достроить «Северный поток-2» к концу лета
В дальнейшем, даже после восстановления спроса и цен на газ в странах Евросоюза до уровней 2019 года, издержки на обслуживание польского участка газопровода уже не будут оправдывать целесообразности продолжения его использования. В этом случае трубу вообще можно будет перекрыть.
Косвенное подтверждение планов «Газпрома» можно найти в соглашениях с Белоруссией, заключенных в декабре прошлого года. В них закреплено, что объемы транзита голубого топлива по белорусскому участку трубопровода «Ямал – Европа» в 2020-м сохранятся на уровне 2019 года.
Обращает на себя внимание, что срок действия договоренностей ограничен 31 декабря текущего года. И никаких обязательств на будущее российская компания не взяла.
И это при том, что до конца 2022 года у «Газпрома» есть действующий контракт с PGNiG на поставки примерно 9 млрд кубометров газа в год в Польшу. С другой стороны, если разобраться, голубое топливо совсем не обязательно должно идти с востока на запад. Ничего не мешает качать его в обратном направлении.
Технически такое решение возможно. В конце мая текущего года, когда несколько дней «Газпром» не выкупал на аукционах мощности трубопровода «Ямал – Европа», топливо по нему шло в Польшу реверсом из Германии. Таким образом, начиная со следующего года Варшава вполне может начать получать газ «Северного потока-2», тем самым обеспечивая загрузку мощностей газопровода, с которым она долго и последовательно боролась.
Автор – доцент кафедры экономической теории РЭУ им Г.В. Плеханова.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".