Наверх
20 сентября 2020

Какие шансы у «Газпрома» достроить «Северный поток-2» к концу лета

Принадлежащее «Газпрому» краново-монтажное трубоукладочное судно (КМТУС) «Академик Черский» в настоящее время находится в немецком порту Мукран. Здесь на него грузят трубы для достройки газопровода «Северный поток-2».

«Академик Черский» – единственное в России судно, способное решить эту задачу. Под угрозой санкций, введенных в конце 2019 года США, швейцарская компания Allseas Group SA отказалась от дальнейшего участия в проекте.

Иностранные суда-трубоукладчики – Pioneering Spirit и Solitaire – свернули работы. К тому моменту оставалось уложить на дно Балтики около 120 километров труб: по одной «нитке» газопровода – 50 километров, по другой – примерно 70 километров.

Не составляет труда подсчитать, сколько времени может потребоваться «Академику Черскому», чтобы завершить строительство. Минимальный срок – 25–30 дней, учитывая, что КМТУС способно класть по 5 километров секций труб в сутки. Таким образом, на побережье Германии газопровод вполне можно было бы вывести уже в третьей декаде июня.

Маневры потенциального трубоукладчика «Северного потока-2» стали операцией ВМФ

Однако в действительности это произойдет, скорее всего, в конце августа. Надо учитывать, что заявленная в тактико-технических характеристиках «Академика Черского» максимальная скорость укладки труб достижима лишь в идеальных условиях.

В реальных же темпы, как правило, существенно ниже – в среднем от 2,5 до 3 километров в сутки. Скорость строительства определяется многими факторами. Например, погодой. В сильный шторм работы не всегда возможны.

Кроме того, нельзя забывать, что запас труб, который в состоянии принять на борт «Академик Черский», ограничен. Его требуется постоянно пополнять, что предполагает некие технологические перерывы на погрузку.

Предусмотрен ряд мер, чтобы их сократить. В частности, в строительстве заключительного участка «Северного потока-2» решено задействовать российскую трубоукладочную баржу (ТУБ) «Фортуна», которая сейчас тоже находится в районе порта Мукран.

В свое время именно «Фортуна» уложила первые километры газопровода в территориальных водах РФ. В конце прошлого года ТУБ находилась на Балтике, однако заменить покинувших проект швейцарцев не могла.

Дело в том, что баржа способна класть трубы на мелководье. И она не оборудована системой динамического позиционирования, наличие которой Дания, в последний момент давшая «зеленый свет» новому газопроводу, выдвинула обязательным условием. Поэтому пришлось перегонять на Балтику из Находки «Академика Черского».

Не исключено, что после того, как «Северный поток-2» дотянут до вод Германии, «Фортуна» тоже поработает по профилю. А до этого ее будут использовать для доставки труб на «Академик Черский».

Водоизмещение ТУБ составляет без малого 40 тысяч тонн, длина 169 метров, ширина 46 метров. Баржа оснащена штатными гусеничным краном грузоподъемностью 250 тонн и судовым краном на левом борту грузоподъемностью 40 тонн. А после модернизации 2012 года получила кран грузоподъемностью 1,6 тысячи тонн.

Как «Газпром» сможет засудить ненадёжных подрядчиков «Северного потока – 2»

Это позволяет перегружать обетонированные трубы весом 24 тонны каждая с судна на судно прямо в море. Работая в тандеме и не ставя «стахановских рекордов», КМТУС и ТУБ в состоянии завершить проект в августе. Этот срок имеет значение. Лето – самый благоприятный период для строительства трубопровода. Море спокойно. В сентябре на Балтике начинается сезон осенних штормов.

Однако день достройки газопровода и день официальной сдачи его в эксплуатацию – разные вещи. Как известно, «Газпром» объявил, что запуск «Северного потока-2» намечен на декабрь 2020 года или даже на январь 2021 года.

Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов не сомневается в реалистичности этих планов. В том, что «перерезание ленточки» произойдет не сразу после выхода трубы на немецкий берег, нет ничего удивительного.

Новый газопровод сначала необходимо проверить, убедиться в герметичности сварных швов и труб. Какое-то время потребуется, чтобы заполнить его техническим газом и довести давление до нормы, напоминает эксперт.

Эти операции занимают несколько месяцев. Например, первая очередь «Северного потока-1» была завершена в сентябре 2011 года, но только в ноябре начались поставки газа в Германию.

Форсировать события сегодня «Газпрому» нет резона. Минувшая зима в странах Евросоюза выдалась на редкость теплой. Потребление голубого топлива резко снизилось. Подземные хранилища остались заполненными почти полностью. Поэтому на биржах упали и цены на газ.

Пандемия коронавируса, поставившая мировую экономику на карантинную паузу, еще более усугубила ситуацию. При таком раскладе выводить на европейский рынок дополнительные объемы голубого топлива ранее декабря нецелесообразно.

Читать полностью (время чтения 3 минуты )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK
20.09.2020
19.09.2020