- Главная страница
- Статьи
- Маневры потенциального трубоукладчика «Северного потока-2» стали операцией ВМФ
Маневры потенциального трубоукладчика «Северного потока-2» стали операцией ВМФ
Пандемия коронавируса, обвал мировых цен на нефть, мрачные пророчества финансовых аналитиков о неотвратимости глобального экономического кризиса – все эти события отодвинули на второй план новости о «Северном потоке-2». Строительство газопровода на Балтике было приостановлено в декабре прошлого года. Под угрозой американских санкций иностранные подрядчики свернули работы и вывели с Балтийского моря свои суда.
Однако вскоре выяснилось, что катастрофы не произошло и Россия в состоянии завершить стратегический энергопроект самостоятельно. Летом 2016 года «Газпром» приобрел крановомонтажное трубоукладочное судно (КМТУС) «Академик Черский», которое предполагалось использовать для освоения новых месторождений в Охотском море, а с учетом новых обстоятельств оно пригодится на Балтике.
Под угрозой ареста
Судно было заложено в 2007 году в Китае на верфи компании Jiangsu Hantong Ship Heavy Industry. Заказчиком выступила нигерийско-нидерландская компания Sea Trucks Group Limited. Достраивалось судно в Сингапуре. В конце 2015 года сменило владельца – его купила российская компания «Межрегионтрубопроводстрой».
Как «Газпром» сможет засудить ненадежных подрядчиков «Северного потока – 2»
Еще через полгода новым собственником КМТУС стало ООО «Газпром флот» – 100-процентная «дочка» «Газпрома». Судно переименовали в честь академика Николая Черского, внесшего огромный вклад в геологоразведку и разработку углеводородных месторождений.
КМТУС, что важно, оснащено динамичной системой позиционирования и может укладывать трубы диаметром до 60 дюймов. Глава Минэнерго Александр Новак подтвердил, что именно «Академик Черский» и будет использован на строительстве «Северного потока-2», правда, потребуется время для модернизации. В частности, на судне необходимо установить дополнительное сварочное и технологическое оборудование.
Кроме того, КМТУС предстояло совершить длительный переход из Японского моря (порт Находка) на Балтику. Путь неближний, к тому же сопряженный с рядом опасностей. В частности, Вашингтон угрожал ввести «персональные» санкции в отношении «Академика Черского». Надо помнить и о другом риске, существовавшем в прошлом году, – аресте трубоукладчика в каком-нибудь иностранном порту по маршруту следования.
С таким демаршем могла выступить Украина под предлогом выполнения решений Стокгольмского арбитража. Ранее по требованию Киева были арестованы активы «Газпрома» в Великобритании, Швейцарии и Нидерландах. Украинская сторона потенциально могла устроить «охоту» и на «Академика Черского». История российского барка «Седов» подтверждает, что такой вариант развития событий был возможен.
В июле 2000 года парусник по приглашению французских властей прибыл в порт Брест для участия в международном морском празднике. Местный суд арестовал судно по иску швейцарской компании «Нога». Несколькими днями позднее скандальное решение было отменено и «Седов» покинул берега Франции, но прецедент был создан.
Поэтому одним из условий успешного перехода «Академика Черского» на Балтику было заключение мирового соглашения между российской и украинской компаниями. Договоренности были достигнуты в конце декабря прошлого года. В итоге «Газпром» выплатил более $2,6 млрд по вердикту шведского суда, со своей стороны «Нафтогаз» обязался не подавать новых исков.
Гриф «секретно»
Все выглядело как поражение и потеря лица российской компании. Однако по факту жертва была вынужденной, чтобы в течение 6–7 месяцев возобновить строительство газопровода на Балтике, способного обеспечить прямые поставки 55 млрд кубометров газа в год из России в Германию. Отсрочка реализации этого проекта обходилась «Газпрому» значительно дороже.
По большому счету, «Академик Черский» уже в начале января мог отправиться в путь, однако Находку покинул только 9 февраля. Месячное ожидание могло понадобиться, например, для модернизации судна, чтобы, придя на Балтику, оно могло сразу приступить к работам. Впрочем, тендер на дооснащение трубоукладчика, по данным СМИ, «Газпром флот» завершил только 5 февраля.
Известно, что на контракт стоимостью 831 млн рублей претендовали три компании, кто участвовал и кто победил, не сообщалось. Очевидно, что за несколько дней до выхода в море выполнить большой объем работ на судне, конечно, нереально. Скорее всего, модернизировать КМТУС будут на одном из судоремонтных заводов Калининградской области или Петербурга.
На этом деле, кажется, поставлен гриф «секретно», поэтому информация, связанная с переходом «Академика Черского», крайне ограниченная, а порой и противоречивая. Так, сообщалось, что из Находки судно взяло курс на Сингапур, где можно было провести его дооснащение. В действительности же первым иностранным портом, куда зашло КМТУС, оказалось Коломбо на Шри-Ланке.
Одно из объяснений причин изменения маршрута следования – якобы в Сингапуре готовилась провокация, чтобы задержать «Академика Черского». Так это или нет, но плавание обычного гражданского судна все больше напоминает спецоперацию, в которой с начала марта задействованы боевые корабли и суда обеспечения ВМФ России.
Вот факт – порт Коломбо «Академик Черский» покинул 6 марта в сопровождении СКР Балтфлота «Ярослав Мудрый». При этом появилась информация, что судно отключило автоматическую систему передачи данных о своем местонахождении. Сопровождение трубоукладчика кораблем Балтийского флота – обычная практика для Красного моря и Аденского залива, говорит юрист-международник, доцент РАНХиГС Кира Сазонова.
По ее словам, традиционный формат прохода через районы, которые облюбовали сомалийские и нигерийские пираты, связан либо с охраной судна военным кораблем, либо с привлечением сотрудников частной охранной компании. «Кроме того, система автоматической идентификации судов при прохождении опасных мест, как правило, отключается, чтобы не привлекать повышенного внимания все тех же пиратов», – пояснила эксперт.
Автономное плавание
Представляет интерес другой факт – в Индийском океане у «Ярослава Мудрого» и «Академика Черского» назначено рандеву с танкером «Ельня» и морским буксиром «Виктор Конецкий». Получается, что командование ВМФ взяло на себя заботы не только об охране, но также о заправке КМТУС топливом, а на случай поломки машины приготовлен мощный буксир, способный довести судно до точки назначения.
Германия бьется за «Северный поток-2», несмотря на противодействие США
«Международными актами не предусмотрен арест на основании санкций какого-либо государства, носящих общий характер. Однако известны случаи, когда аресты на суда накладывались в нарушение положений Конвенции ООН по морскому праву или Конвенции об арестах», – пояснила «Профилю» партнер юридической фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» Елена Попова.
Арест судна всегда влечет серьезные последствия для судовладельца. Каждый день простоя судна – это существенные расходы на его содержание, продолжила юрист. Кроме того, нельзя забывать об упущенной выгоде и убытках в виде требований контрагентов, обязательства перед которыми не могут быть исполнены. В результате издержки могут достигать от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов долларов, уточнила Елена Попова.
Таким образом, военными предприняты исчерпывающие меры, чтобы завершить поход через три океана без вынужденных заходов в иностранные порты. Скорость конвоя – не более 8–9 узлов, то есть за сутки корабли проходят около 300 километров. Медленно, но верно. Однако в итоге «Академик Черский» снова неожиданно изменил курс и оказался у берегов Мозамбика.
Маршрут через Суэцкий канал существенно короче. После выхода в Средиземное море, до Калининграда осталось бы пройти всего около 5,5 тысячи километров – менее 20 суток в пути. Плавание вокруг мыса Доброй надежды занимает в существенно больше времени, но имеет одно преимущество – минимизирует риски провокаций.
Ведь не обязательно придумывать формальный предлог для ареста судна. Кира Сазонова не исключает, что США способны осложнить путь «Академика Черского» на Балтику с помощью воздействия на страховые компании, которые попробуют запугать американскими санкциями. «Подобные меры не остановят судно, но могут существенно задержать, поскольку страховка необходима для прохождения ключевых портов», – пояснила она.
По расчетам, уже в мае «Академик Черский» должен начать укладывать трубы нового балтийского газопровода. На сегодняшний день остаются незавершенными два участка общей протяженностью чуть более 100 километров в водах Дании и Германии. Российское судно способно сваривать 2–2,5 километра труб в сутки. Таким образом, для завершения проекта технически нужен всего месяц. При этом «Газпром» обещает начать прокачку голубого топлива по новому маршруту до конца 2020 года.
«С учетом фактора американских санкций вполне закономерно стремление «Газпрома» не привлекать повышенного внимания в информационном поле к данной теме в последние два месяца», – отметила Кира Сазонова. По ее словам, работы над завершением газопровода продолжаются, в частности, идет подводная каменная засыпка труб. Привлечение «Академика Черского» – оптимальное решение. Преимущество судна – в системе динамического позиционирования, что позволяет продолжить укладку труб без дополнительных согласований с Энергетическим агентством Дании, подчеркнула Кира Сазонова.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль