Как «Северный поток-2» сможет обойти барьеры евробюрократов
В конце мая немецкие СМИ предрекли скорый уход со своего поста посла США в Германии Ричарда Гренелла. Как сообщило агентство DPA со ссылкой на аналитиков, причиной отставки могла стать неспособность дипломата остановить «Северный поток- 2». Несмотря на усилия Вашингтона, Берлин от поддержки российского проекта не отказался. В течение лета строительство газопровода на Балтике может быть завершено, и тогда в январе 2021 года начнутся поставки топлива европейским потребителям по новому маршруту.
Другим свидетельством провала миссии Ричарда Гренелла стало решение немецкого Федерального сетевого агентства (BNA), касающееся освобождения на 20 лет на территории ФРГ «Северного потока-1» от правил Газовой директивы Евросоюза. Иными словами, этот трубопровод теперь гарантированно может быть загружен на полную мощность, составляющую 55 млрд кубометров газа в год.
Какие шансы у «Газпрома» достроить «Северный поток-2» к концу лета
Газовая директива ЕС – очень спорный, даже скандальный документ, направленный в первую очередь против России. Например, невозможно представить другую компанию, кроме «Газпрома», способную построить трубопровод в Балтийском море и загрузить его топливом в полном объеме. Между тем документ предписывает, что добывающая компания не вправе владеть трубопроводом, по которому доставляется ее газ.
Это предполагает, что оператором «Северного потока-2» должна быть независимая структура с прозрачным тарифообразованием, к тому же предоставляющая 50% мощности газопровода другим поставщикам голубого топлива.
Ранее столь жесткие требования антимонопольного законодательства Евросоюза не касались морских газопроводов, идущих в ЕС из третьих стран. Ситуация изменилась в прошлом году, после того как доработанная директива распространила требования Третьего энергопакета на эти экспортные магистрали.
Цель – ограничить зависимость от поставщиков газа и электроэнергии, которые владеют газопроводами и ЛЭП. Предлог – обеспечить безопасность энергетики стран ЕС, чтобы монополисты не использовали свои преимущества в конкурентной борьбе, устраняя с рынка альтернативных экспортеров.
Казуистика в том, что евробюрократы поступили ровно как в анекдоте про английских джентльменов, которые, не имея шансов победить по правилам, меняют эти правила в свою пользу. «Северный поток-2» не был достроен до 23 мая прошлого года, и на этом основании немецкий регулятор отказался вывести его из-под действия Газовой директивы, как он поступил в отношении «Северного потока-1».
Оператор трубопровода Nord Stream 2 AG считает это решение несправедливым, поскольку на тот момент проект был завершен с точки зрения «экономической функциональности». Безвозвратные инвестиции в размере €1 млрд были сделаны «задолго до того, как ЕС объявил о своем плане по изменению газовой директивы», утверждают в компании.
Маневры потенциального трубоукладчика «Северного потока-2» стали операцией ВМФ
Действительно, обновленная Газовая директива ЕС была подготовлена и принята в рекордные сроки в начале прошлого года. Спешка была такая, что большинство стран Евросоюза на момент вступления в силу документа не успели учесть поправки в национальных законодательствах. Поэтому с юридической точки зрения возможность оспорить в суде поправки и добиться снятия ограничений для Nord Stream 2 выглядит вполне реализуемой.
Работа в этом направлении ведется. В мае Европейский суд в Люксембурге отклонил иск Nord Stream 2 AG против отдельных положений европейского законодательства о морских газопроводах из третьих стран. При этом судьи не отклонили иск по существу, равно как и довод о том, что прошлогодние поправки к Газовой директиве по факту являются незаконной дискриминацией проекта «Северный поток-2».
Второе противоречие касается того факта, что, согласно директиве Евросоюза, один поставщик не имеет права использовать мощности своего газопровода более чем на 50%. Но как выполнить это требование в отношении «трубы», которая проходит по дну моря, значит, сделать «врезку» в нее никто другой физически не может?
Примут ли во внимание эти обстоятельства служители Фемиды в Люксембурге – вопрос открытый. Пока же перспектива у «Газпрома» не самая экономически выгодная. После сдачи «Северного потока-2» в эксплуатацию его можно будет использовать только вполсилы, то есть прокачивать не более 27,5 млрд кубометров газа в год, что, безусловно, увеличит сроки окупаемости инвестиций.
С формальной точки зрения, чтобы обойти ограничения Газовой директивы ЕС, можно пустить в «трубу», заключив агентский договор, «Роснефть» или НОВАТЭК. Идея неновая. Она была озвучена 25 мая 2018 года в Петербурге на форуме ПМЭФ-2018.
Авторские права, так сказать, принадлежат генеральному директору французской нефтегазовой компании Total Патрику Пуянне. Именно он предложил президенту России Владимиру Путину разрешить совместному предприятию Total с компанией НОВАТЭК поставлять трубопроводный газ в Европу, используя инфраструктуру компании «Газпром экспорт».
Тогда дальше дискуссии дело не пошло, но сейчас, если жизнь заставит, для «Газпрома» это может быть одним из вариантов преодоления бюрократических и антимонопольных барьеров, искусственно созданных за последние полтора года в Европе в отношении «Северного потока-2». Правда, такое решение означало бы изменение политики компании, последовательно выступающей против допуска независимых российских производителей на рынок трубопроводного газа в ЕС.
Обычно «Газпром» исходит из того, что размывание единого экспортного канала (пусть даже в рамках агентского договора) якобы может привести к конкуренции в Европе между российскими экспортерами. А это было бы чревато снижением маржинальности поставок голубого топлива.
Как «Газпром» сможет засудить ненадежных подрядчиков «Северного потока – 2»
Кроме того, уместно напомнить, что компания имеет значительные мощности по наращиванию объемов добычи углеводородного сырья. В настоящее время единственное направление увеличения экспорта газа с арктических месторождений России – Европа. Поэтому «делиться» балтийскими трубопроводами «Газпрому» объективно невыгодно.
Ситуация может измениться, если будет реализован проект «Сила Сибири-2». Компания объявила о начале проектно-изыскательных работ по строительству этой магистрали через Монголию в Китай. Мощность трубопровода – 50 млрд кубометров газа в год. Он свяжет газотранспортную инфраструктуру европейской и восточной части России, что позволит диверсифицировать направления поставок голубого топлива и внутри страны, и на экспорт.
Шаг разумный, поскольку на европейском газовом рынке становится все более тесно. Предложение заметно превышает спрос, что обусловливает падение цен. Свое влияние оказывают в том числе краткосрочные факторы. Так, «Газпром», опасаясь, что новый транзитный договор с Украиной заключить не получится, в конце 2019 года закачал много газа в европейские подземные хранилища. Но украинский транзит был продолжен, а в Европе случилась теплая зима, что снизило потребление топлива. В результате хранилища остались почти полными. Это означает, что больших объемов закупок газа до конца текущего года ожидать не приходится.
Серьезное давление на рынок оказывает и сжиженный природный газ (СПГ). Ситуация с пандемией коронавируса изменила географию поставок СПГ. Объемы, оставшиеся невостребованными в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, пошли в Европу, где к тому времени также началась рецессия в экономике и сократилось потребление энергоносителей.
По долгосрочным контрактам «Газпрома» цены на газ осенью окажутся еще ниже, чем сейчас, потому что они привязаны к нефтяным котировкам. Цены корректируются вверх или вниз с лагом в шесть месяцев.
В этих условиях нет смысла в ближайшие месяцы наращивать поставки российского газа в Европу и форсировать введение в эксплуатацию «Северного потока-2». Возникшую паузу можно использовать для защиты проекта в судебных инстанциях и на случай неудачи проработать вариант «Б», чтобы обеспечить полную загрузку трубопровода, не нарушая Газовую директиву ЕС.
Автор – доцент кафедры экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".