Наверх
27 июля 2021

Казахстан готовит рывок в строительстве транспортной инфраструктуры

Территориально Казахстан находится на «шёлковых» путях торговли между Востоком и Западом.

Во всех своих выступлениях президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев настойчиво повторяет, что ситуация с коронавирусом должна дать новый мощный импульс для развития экономики страны и соответственно – для роста благосостояния граждан. Именно на это нацелены все республиканские госпрограммы – «Нұрлы жол»/«Путь в будущее», «Дорожная карта бизнеса-2025», «Еңбек»/ «Труд», Государственная программа индустриально-инновационного развития (ГПИИР-2025), «Экономика простых вещей», «Дорожная карта занятости» и другие, важность полной реализации которых в кризисный и посткризисный период возросла многократно. Мысль главы государства понятна: в трудный момент он призывает соотечественников сплотиться и сообща реализовать намеченные стратегические планы – во имя будущего процветания Казахстана.

Все дороги в Европу ведут через Казахстан

По мнению Токаева, одним из ключевых драйверов национальной экономики должна стать программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» («Путь в будущее»), при этом первостепенное значение должно уделяться строительству и реконструкции дорог, в том числе платных. Касым-Жомарт Токаев напомнил, что территориально Казахстан находится на «шёлковых» путях торговли между Востоком и Западом и призвал эффективнее использовать стратегическое преимущество государства – ведь все дороги в Европу идут через Казахстан. Проще говоря, цель этой госпрограммы – вывести автомобильное, железнодорожное, водное и авиационное сообщение страны на совершенно новый качественный уровень сделать его комфортным и доступным для населения, повысить мобильность и производительность труда. «Это стратегический проект, благодаря которому действенная модернизация затронет всю транспортную инфраструктуру», - отметил глава республики в Послании народу РК «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана».

Напомним, первая пятилетняя госпрограмма «Путь в будущее» была утверждена в апреле 2015 года первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и за прошедшую пятилетку уже принесла впечатляющие результаты. Для понимания картины достаточно назвать несколько цифр: построено и реконструировано около 3 тысяч км автодорог республиканского значения, отремонтировано около 25 тысяч км дорог, создано более 500 тысяч новых рабочих мест. По данным Министерства национальной экономики, за время реализации «Нұрлы жол» рост экономики обеспечен на уровне 16%.

Ещё большие надежды власти Казахстана связывают со следующим пятилетним этапом. Как сообщил 21 апреля на заседании правительства РК министр индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбут Атамкулов, до 2025 года планируется реализовать 112 инфраструктурных проектов на общую сумму 5,5 трлн тенге (около 1 трлн рублей). Предстоит качественно построить, отремонтировать и реконструировать 27 тысяч км дорог, причём повышенное внимание решено уделить второстепенным и местным дорогам – ведь только по ним жители большинства отдалённых поселков и аулов могут выехать на основные магистрали и вернуться домой.

Кстати, есть ещё одна важнейшая цифра: в рамках программы будет создано 550 тысяч постоянных и временных рабочих мест. Если к этому добавить, что параллельно по другой госпрограмме «Дорожная карта занятости» будет запущено более 7 тысяч инфраструктурных проектов (что позволит создать ещё свыше 240 тысяч новых рабочих мест), то надо признать, что в условиях тотального мирового экономического кризиса и потенциального роста безработицы – эти перспективы обещают стабильность.

В воздухе и на воде

Уже в этом году более 200 тысяч казахстанцев будут задействованы в строительстве и реконструкции республиканских автодорог общей протяжённостью 4 тысячи км, на это выделено 680 млрд тенге (более 116,5 млрд рублей). Причём объёмы сдаваемых дорог, как пообещал премьер-министр РК Аскар Мамин, будут в четыре раза больше прошлогодних. «В истории Казахстана ещё никогда не было такого объёма запланированных работ, и наша задача – полностью их реализовать», -  подчеркнул премьер.

В южных регионах строительно-монтажные работы начались ещё в марте. Как отметили в правительстве, вся техника и строительные материалы готовы на 100%. По мере установления благоприятной погоды в дело вступят «северяне», а до 1 мая строительные работы будут запущены по всей стране. Ещё стоит отметить, что часть автодорог будет самоокупаться – так, уже в 2020 году протяжённость платных дорог вырастет в 8 раз (с 682 км до 5,7 тысяч км).

Но как говорится, не дорогами едиными живёт сегодняшний Казахстан. Несмотря на то, что из-за карантинных мер авиаиндустрия республики сегодня несёт немалые убытки (по прогнозам специалистов, потери по отрасли могут составить порядка 300 млрд тенге до конца года), власти продолжают вкладывать в неё большие средства. Уже в этом году будет запущен новый международный аэропорт в Туркестане и новый пассажирский терминал в Шымкенте, начнётся реконструкция взлётно-посадочных полос (ВПП) аэропорта в Урджаре, а если выделят финансирование – ещё двух ВПП аэропортов в Усть-Каменогорске и Ушарале. Также в течение 5 лет регионами запланирован запуск ещё 13 аэродромов. Парк воздушных судов увеличится на 64 самолёта.

Серьёзно правительство Казахстана вложится в развитие железнодорожного и водного сообщения. Например, на обновление парка железнодорожного подвижного состава планируется привлечь в рублёвом эквиваленте более 1 трлн руб. (конкретно 657 млрд тенге, из которых 455 млрд тенге – частные инвестиции). В сфере водного транспорта запланировано в течение пяти лет купить 2 парома и 4 сухогруза, что позволит в дальнейшем нарастить объёмы грузоперевозок, а также увеличить присутствие казахстанского флота на Каспийском море до 35%.

Конечно, цифры цифрами, и всё-таки отдельно следует упомянуть о главном. Строительство современных автомагистралей, увеличение транзитных грузоперевозок, рост ВВП, создание сотен тысяч новых рабочих мест – всё это целенаправленно делается для процветания республики, а следовательно – для улучшения благосостояния и качества жизни каждого казахстанца.

 

Читать полностью (время чтения 3 минуты )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
27.07.2021
26.07.2021