29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. «Люди улетают на неделю в Майами, и им просто там нечего есть»
Экономика

«Люди улетают на неделю в Майами, и им просто там нечего есть»

Ситуация в Трансаэро в последний год стремительно ухудшалась. Дело дошло до отказа ряда поставщиков обслуживать компанию и акций протеста бортпроводников.

Всего месяц назад, 4 августа, премьер Дмитрий Медведев поручил министру труда Максиму Топилину проверить авиакомпанию «Трансаэро» на соблюдение трудовых прав сотрудников. А в середине месяца, 17 августа, с лозунгами «Бортпроводник не раб!» работники «Трансаэро» вышли на пикет. Помимо накопившихся долгов по зарплатам, бортпроводников еще и лишили статуса вредных условий труда. О том, как им жилось в «Трансаэро» и на что они надеются в новой «семье», «Профилю» рассказал лидер профсоюза бортпроводников компании Дмитрий Савишин.

Как вы узнали о поглощении «Трансаэро» «Аэрофлотом»?

О слиянии мы узнали из СМИ 1 сентября. Вечером того же дня Ольга Александровна (Плешакова - бывший гендиректор ОАО «АК Трансаэро» – «Профиль») разослала сотрудникам письмо о том, что она уходит. Потом было новое письмо, в котором она говорила, что боролась за компанию до конца, и в этом читался намек на то, что компанию заставило отдать правительство. В письме говорилось: «Однако решение о консолидации с группой «Аэрофлот» принято на правительственном уровне, и наша задача – его выполнять». Риторика резко менялась и у нее, и у господина Плешакова (Александр Плешаков, бывший председатель совета директоров ОАО «АК Трансаэро» – «Профиль»). Если после совета директоров, состоявшегося 28 августа, они говорили, что создают крупнейшую в мире компанию в содружестве с группой «Аэрофлот», и рады этому, то потом оказалось, что они бы и не хотели (отдавать компанию), но их заставили.

Были ли какие-то предпосылки для такого развития ситуации?

Конечно, были. С декабря прошлого года нам задерживали зарплату. Долги все нарастали. Единственный месяц, когда задержек не было – январь. Тогда компания получила госгарантии и под них кредит ВТБ. Но сотрудники чувствовали - что-то происходит. Началось сокращение услуг на рейсах компании - мини-бара, рационов питания. Больше семи месяцев задерживали выплату суточных (выплаты экипажу, находящемуся вне базы – «Профиль»). В России еще нормально, поскольку везде в аэропортах предусмотрено трехразовое питание для экипажей. А вот за рубежом хуже - люди улетают на неделю в Майами, и им просто там нечего есть, все везут из дома «Доширак».

Последний месяц для нас стало шоком и то, что компании-партнеры стали подавать на «Трансаэро» иски и жалобы, приостанавливать поставки. Иск подал банк «Открытие», аэропорт «Домодедово» – жалобу. 28 августа произошло, на мой взгляд, крайне знаковое событие. С 14.00 кейтеринг аэропорта «Внуково» отказался грузить питание на борты. Пять рейсов простояли час в ожидании. Буквально за неделю до этого были перебои в поставках в аэропорту Владивостока, отказывались заправлять самолет, хотя договориться тогда удалось. Считаю, что компания накопила просто гигантские долги, и у поставщиков начали сдавать нервы. Терпеть, поставлять в пустоту, зная, что никто больше кредиты не даст, они не хотели. Началась цепная реакция – они отпадали один за другим.

Ваш профсоюз был создан только в мае и уже провел митинг в знак протеста против ухудшения условий труда. Другие профобъединения вас поддержали?

Нас поддержал Профсоюз летного состава (ПЛС) России. Он провел свою спецоценку условий труда и подал параллельно с нами свою жалобу в Минтруда по этому поводу. Спецоценку условий труда «Трансаэро» проводило еще в конце весны. После нее бортпроводникам понизили класс вредности – с класса 3.2 до класса 2. А это означает снижение отчислений в Фонд пенсионного страхования, пропадает льготная пенсия. Поскольку работа вредная, бортпроводники всегда шли на пенсию на 10 лет раньше (женщины в 45 лет, мужчины в 50 лет – «Профиль»). Также понижение класса вредности означает сокращение надбавки за особые условия труда, а она у бортпроводников довольно весомая – в среднем от 15 тысяч до 18 тысяч рублей. Правда, пока эту доплату компания отменять не стала. Юридически мы лишаемся и дополнительного отпуска в связи с особыми условиями труда. Он стал, как и у всех остальных, 28 дней. Раньше, если в год было свыше 500 часов полета, отпуск был 70 дней.

Это и стало причиной того, что мы организовались в профсоюз и стали обращаться ко всем профсоюзам, какие только существуют. Мы хотели узнать, как работают в других авиакомпаниях. И в компании «Аэрофлот», и во всех ее дочерних структурах класс вредности бортпроводников остался прежним – 3.2. Получается, мы летаем на одинаковых типах самолетов, выполняем ту же работу, но у них она вредная, а у нас нет. Нас это шокировало. Ведь после 40 лет бортпроводникам в другую авиакомпанию не перейти – они считаются старыми. Получается, что ты становишься рабом компании. Минтруда ответило на письмо ПЛС, что проверка будет проведена после 5 сентября. Ответ по нашим требованиям мы еще не получили.

У «Аэрофлота» есть свой сильный профсоюз ПЛС. Кроме того, у них есть еще и оппозиционный Шереметьевский ПЛС, который тоже активно работает, есть и профсоюз бортпроводников. И они добились своего, их слушают.

Как будут решаться проблемы сотрудников «Трансаэро» теперь?

Не ожидали, что правительство примет именно такое решение - о поглощении компании «Аэрофлотом». Не знаю, кто будет новым руководителем, каковы его планы по выводу компании из столь серьезного пике. Пока мы только в прессе читаем заявления правительства и «Аэрофлота» о том, что все социальные гарантии будут взяты «Аэрофлотом» на себя, все выплаты произведут в полном объеме и что сокращений не будет. Никаких заявлений от нашего руководства - а весь его аппарат пока остался прежним - мы не слышали. Только гендиректор сменился - им стал бывший заместитель Плешаковой Ерзакович. Ни о том, как будет выплачиваться задолженность по зарплатам и суточным, ни о том, что будет дальше с компанией, мы пока не знаем.

Как только услышали новость о консолидации, приняли для себя решение, что пока не будем предпринимать активных действий. Мы дождемся прихода новой команды и будем пытаться выстроить диалог. Будем надеяться, что такой шанс у нас есть. Со старым руководством этого не получалось

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама