19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Пенная метка: почему пиво опять подорожает, а многие крафтовые пивоварни закроются
алкогольный рынок пиво цены Экономика

Пенная метка: почему пиво опять подорожает, а многие крафтовые пивоварни закроются

В России стартует эксперимент по маркировке пива. Пока участие в нем добровольное, но в перспективе такую маркировку хотят сделать обязательной. Причем не только для пива, а для всего алкоголя, несмотря на наличие ЕГАИС. Власти надеются снизить долю нелегальной продукции и увеличить налоговые поступления. Но, по мнению производителей, новые правила приведут к повышению цен и закрытию предприятий.

©Shutterstock/Fotodom

Взяли на пробу

Эксперимент по маркировке пива и пивных напитков будет проходить с апреля нынешнего года до конца августа 2022-го. Постановление об этом правительство опубликовало еще зимой. По задумке властей, пробный период поможет производителям лучше подготовиться к введению обязательной маркировки на рынке. Речь идет о системе «Честный знак», которая уже действует во многих отраслях. Ее основная функция – обеспечивать прослеживаемость товаров от производства до прилавка. Систему обязаны использовать производители, поставщики и продавцы табака, лекарств, обуви, меховых изделий.

Что помешало обязательной маркировке потребительских товаров в России

Маркировка представляет собой двумерный код, который наносится на упаковку. Для покупателей работает бесплатное приложение «Честный знак», позволяющее проверить подлинность любого товара. По данным Центра развития перспективных технологий, который выступает единым оператором системы маркировки, на подготовку потребуется несколько месяцев. Поэтому первую маркированную продукцию покупатели увидят на прилавках не раньше сентября.

Заявки на участие в эксперименте уже подали несколько десятков компаний. Но производители, особенно из числа небольших предприятий, не в восторге от этой инициативы. И тем более от перспектив введения обязательной маркировки. «Пока вопросов даже по эксперименту больше, чем ответов, – говорит контрактный пивовар и основатель пивоварни ID Ions Brewery Александр Иджон. – Чиновники РАР (Росалкогольрегулирование. – «Профиль») и ответственные за маркировку уходят от конкретных цифр. Прежде всего, не озвучивается цена оборудования, которое для участников эксперимента предоставят "бесплатно". Потом-то оно будет платным».

5% контрафакта

Ведомства объясняют необходимость маркировки желанием защитить покупателей от некачественной продукции. В сентябре 2020-го глава Минпромторга Денис Мантуров предлагал распространить систему «Честный знак» на пиво, а затем и на всю алкогольную продукцию, ссылаясь на высокий уровень контрафакта и фальсификата. «Мы и далее будем последовательно расширять спектр маркируемой продукции. Из пока не затронутых экспериментами позиций считаем важным зайти с маркировкой в сегмент алкоголя, чтобы защитить нашего потребителя», – подчеркивал министр.

С похожей аргументацией ранее вводилась система ЕГАИС, которая, как выяснилось, не совсем справляется с прослеживаемостью продукции от завода до прилавка. Система охватывает в том числе производителей, импортеров и продавцов пива. Они обязаны фиксировать в ЕГАИС факт и объемы закупок у поставщиков и отчитываться о продажах.

Минпромторг оценивает объем нелегального пивного рынка в 5–12% от общего оборота в зависимости от региона. В категории пивных напитков доля контрафакта значительно выше, отмечает директор по маркировке вендора TraceWay Курмет Исмаилов. По его мнению, в этом сегменте маркировка точно пойдет на пользу, поскольку позволит покупателям отличить пиво от пивных напитков.

Тем временем производители уверяют, что нелегальной продукции у них на рынке практически нет. «В сравнении с иными категориями алкоголя, где доля неучтенной и контрафактной продукции может достигать 50%, в пиве контрафакт отсутствует как таковой», – говорит директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes (владеет брендами BUD, Stella Artois, Corona Extra и другими) Ораз Дурдыев.

Преступная маркировка: правительство вводит уголовную ответственность за подделку штрих-кодов

Затраты на производство поддельной пивной продукции себя не оправдывают, поэтому доля контрафакта здесь «отсутствует или минимальна», подтверждает член совета московского городского отделения «Опоры России» и руководитель компании «Интерпортфолио» (импортер пива и сидров) Алексей Каневский. «При наличии системы ЕГАИС, к которой относится пивная продукция, реализовать подделку практически невозможно, – считает он. – Поэтому такая инициатива (о введении маркировки. – «Профиль») – дополнительное бремя и необоснованный контроль над производством и дистрибуцией пивной продукции».

Помимо непосредственно подделок, властей беспокоит и неучтенка. Не все производители и продавцы корректно отчитываются об объемах продаж. По подсчетам Минпромторга, потери бюджета от невыплаченного акциза могут достигать 22 млрд рублей ежегодно. А полное обеление рынка должно увеличить прибыль легальных производителей и нарастить налоговые поступления на 20 млрд рублей в год.

Однако случаи уклонения от уплаты налогов встречаются в основном в сегменте разливного пива, утверждают в компании «Балтика». «Как раз более простым и очевидным нам кажется участие в эксперименте кегов», – говорит старший директор компании по работе с органами госвласти в Восточной Европе Ирина Федорова.

Дорого и медленно

Участникам эксперимента не нужно ничего платить за оборудование и решения для маркировки. «Весь производственный процесс и тесты оплачиваются вендорами и интеграторами, заинтересованными в том, чтобы продать свое решение», – объясняет Курмет Исмаилов из TraceWay. По его словам, для ПЭТ-упаковок пива потенциально можно адаптировать технологии, разработанные в рамках эксперимента на рынке молочной продукции.

Секретные виноматериалы: чем обернулось повышение алкогольных акцизов

Но стоимость оборудования в любом случае повлияет на конечную цену и финансовое состояние производителей. «Стоимость установки оборудования, доработки систем внутреннего учета и логистики мы оцениваем в пределах 5 млн долларов на завод, а у нас их 11 в России, – отмечает Ораз Дурдыев из AB InBev Efes.

По словам представителей «Балтики», стоимость импортного оборудования для нанесения маркировки может составлять от 200–300 тыс. евро до 1 млн евро и выше на одну линию розлива.

Пивовар Александр Иджон называет стоимость оборудования от 300 до 500 тыс. евро. Большинство малых и средних заводов точно не смогут себе этого позволить, констатирует он. Сейчас в России больше тысячи крафтовых пивоварен. Как правило, все оборудование такого предприятия стоит меньше, чем решения для маркировки.

Проблема не только в цене, но и в параметрах работы оборудования. На рынке лекарств введение обязательной маркировки привело к «катастрофической неработоспособности» и остановки отгрузок, жаловались бизнесмены главе правительства. С пивом все может оказаться еще сложнее, опасается Иджон: «Одно дело – вручную "пропикать" несколько поддонов с лекарствами, а другое – несколько фур с пивом. Абсолютно неясно, как это должно быть».

До сих пор не предложено технических решений, позволяющих большим заводам маркировать пиво с нужной скоростью, подтверждают в «Балтике» и AB InBev Efes.

Цены вверх

В перспективе обязательная маркировка поможет производителям увеличить объемы и таким образом снизить стоимость единицы продукции, уверены в группе компаний «Серконс», российском аккредитованном органе по сертификации. «Отслеживание пути товара позволит более тщательно планировать производство, сокращая издержки», – считает технический директор группы Ирина Леонова.

Участники пивного рынка далеки от такого оптимизма. Введение маркировки потребует значительных инвестиций и операционных расходов, отмечают в «Балтике». В результате эффективность производства снизится, себестоимость вырастет, а продукция на полке существенно подорожает. «Все это, в свою очередь, приведет к сокращению рынка пива и смежных отраслей, сокращению налоговых поступлений в бюджет», – прогнозирует старший директор компании по работе с органами госвласти. По оценкам «Балтики», конечная цена продукции увеличится не менее чем на 10%.

В AB InBev Efes ожидают повышения цен «в пределах 15–20%». Здесь также опасаются, что это сделает качественный алкоголь менее доступным и подтолкнет население к потреблению более дешевых суррогатов. По мнению производителя, с учетом нынешних технологий компании будут вынуждены замедлить линии на 30–50%, а под угрозой закрытия окажутся до трети малых и средних производств.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».