2 мая 2024
USD 91.78 -0.23 EUR 98.03 -0.69
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Почему Дания не стала затягивать с новым решением по «Северному потоку-2»
газопровод Газпром Северный поток - 2 Экономика

Почему Дания не стала затягивать с новым решением по «Северному потоку-2»

Датское энергетическое агентство (DEA) одобрило заявку компании Nord Stream 2 AG – оператора проекта «Северный поток-2» – на использование при прокладке трубопровода судов с якорным позиционированием. Конкретно – трубоукладочной баржи (ТУБ) «Фортуна».

Северный поток 26 баржа Фортуна

Трубоукладочная баржа "Фортуна"

©Stefan Sauer/DPA/Vostock photo

Обращает внимание оперативность, с которой удалось уладить формальности,– всего за месяц. Тогда как на выдачу первого разрешения на строительство газовой магистрали в датских водах Копенгагену потребовалось почти два года.

Пример Германии, Финляндии и Швеции, принявших ранее аналогичные решения, для Дании аргументом не стал. В итоге вопрос положительно был решен только 30 октября 2019-го, когда до намеченных сроков реализации проекта нового морского газопровода оставалась буквально пара месяцев.

Якорей не бросать

DEA осенью прошлого года выдвинуло жесткое условие – для укладки труб можно использовать только суда с системой динамического позиционирования, а не якорного, как у «Фортуны». Ограничение объяснялось соображениями безопасности. В Балтийском море после Второй мировой войны были захоронены несколько сотен тысяч тонн бомб и снарядов.

Как «Северный поток-2» сможет обойти барьеры евробюрократов

Особую угрозу представляет оружие массового поражения. В 1947 году в районе острова Борнхольм было затоплено около 30 тысяч тонн химических боеприпасов, произведенных в гитлеровской Германии.

Экологическая составляющая в последние годы традиционно присутствует в большинстве крупных проектов, реализуемых с участием скандинавских государств. Конвенция ООН по морскому праву – на стороне Дании, говорит юрист-международник, доцент РАНХиГС Кира Сазонова.

«В конвенции сказано, что в исключительной экономической зоне прибрежное государство имеет абсолютную юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды. Это объясняет, почему датская сторона столь активно ссылалась именно на экологическую сторону вопроса», – подчеркнула эксперт.

Действительно, на шельфе Балтийского моря покоятся артиллерийские снаряды с ипритом, авиационные бомбы с арсиновым маслом и адамситом и прочие взрывоопасные объекты времен войны, отметила Кира Сазонова. Добро было дано после того, как экологическая экспертиза доказала, что участок морского дна, где будет вестись строительство трубопровода, в этом отношении опасности не представляет.

«Дания осенью 2019 года выдала разрешение на проведение работ, которое основывалось на оценке рисков при использовании судов с определенными техническими характеристиками. Прямым запретом в отношении судов с системой якорного позиционирования в буквальном смысле оно не являлось», – напоминает партнер юридической фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» Елена Попова.

Выход из проекта швейцарской компании Allseas, которой принадлежат трубоукладчики Pioneering Spirit и Solitaire, строившие в прошлом году «Северный поток-2», но остановившие работы из-за санкций США, вынудил искать им замену. Выбор остановился на «Академике Черском» и «Фортуне», которые по техническим характеристикам отличаются от судов компании Allseas, подчеркнула Елена Попова.

Изменившиеся обстоятельства потребовали дополнительной оценки рисков для морских ресурсов, окружающей среды и безопасности в целом. В статье 58 Конвенции ООН по морскому праву закреплено, что при реализации принципа свободы прокладки трубопроводов в исключительной экономической зоне права и обязанности прибрежного государства должны учитываться, пояснила Елена Попова. Поэтому компания Nord Stream 2 AG в июне и подала новую заявку, а DEA в течение месяца ее рассмотрело и удовлетворило.

Санкционный привет

Оперативность особенно ценна, поскольку бюрократические проволочки со стороны Дании уже имели негативные последствия для «Северного потока-2». Вследствие их сроки завершения реализации проекта сдвинулись, а в декабре Вашингтон принял очередной пакет санкций, направленных против компаний, участвующих в строительстве.

Остановят ли «Северный поток-2» американские «санкции из ада»

Pioneering Spirit и Solitaire сразу свернули работы и даже покинули пределы Балтийского моря. На тот момент до побережья Германии было рукой подать: 50 километров по одной «нитке» газопровода и 70 километров по другой.

Это расстояние Pioneering Spirit и Solitaire, способные укладывать до 5 километров секций труб в сутки, прошли бы за месяц с небольшим. То есть уже в феврале 2020 года на новом балтийском газопроводе могли бы начаться пуско-наладочные работы, а к маю немецкие потребители получили бы первое топливо.

В том, что это не произошло, «заслуга» не только Вашингтона, но и Копенгагена. Есть риски, что история может повториться. Дьявол скрывается в деталях, вернее, в нюансах датского законодательства, которое предусматривает право обжалования решений госорганов местными и общенациональными природоохранными организациями.

Под предлогом защиты «существенных интересов в области рекреации», как гласит закон о континентальном шельфе, датские «зеленые» в течение четырех недель вправе подать апелляцию. Если это случится, на судебные тяжбы уйдет несколько месяцев.

Большие маневры

Таким образом, как минимум до первых чисел августа в соответствии с прошлогодним разрешением Дании достраивать «Северный поток-2» можно только с помощью краново-монтажного трубоукладочного судна (КМТУС) «Академик Черский». Его специально для этого перевели с Дальнего Востока на Балтику. Принадлежавшее «Газпром флоту» КМТУС оказалось единственным судном в России, способным достроить «Северный поток-2».

Какие шансы у «Газпрома» достроить «Северный поток-2» к концу лета

Но здесь интрига. «Академик Черский» для работы по балтийскому проекту нуждался в модернизации, о чем в декабре прошлого года заявил глава Минэнерго Александр Новак. Проведена ли она, непонятно.

Достоверно известно, что тендер на дооснащение «Академика Черского» на 831 млн рублей провели 5 февраля 2020 года. Участвовало три компании, но победитель, как говорится, пожелал остаться неизвестным.

А через несколько дней судно вышло из порта приписки Находка и отправилось через три океана в немецкий порт Мукран. Эксперты высказывали предположение, что КМТУС пройдет модернизацию на одном из судоремонтных заводов Калининграда или Петербурга.

Однако за два месяца, которые «Академик Черский» находится на Балтике, этого не произошло. Нельзя исключать, что сменилась концепция, – вместо того чтобы израсходовать почти миллиард рублей на переоборудование КМТУС, решили в тандеме с ним использовать «Фортуну».

Водоизмещение этого судна – около 40 тысяч тонн, длина – 169 метров, ширина – 46 метров. Баржа оснащена 12-точечной системой позиционирования. На борту есть даже штатный гусеничный кран грузоподъемностью 250 тонн, а также судовые краны грузоподъемностью 40 тонн и 1,6 тысячи тонн. Это позволяет перегружать обетонированные трубы весом 24 тонны каждая с судна на судно прямо в море.

Слабое место – низкая скорость укладки труб на глубину: немногим более 1 километра в сутки. Для сравнения: у «Академика Черского» этот показатель, согласно тактико-техническим характеристикам, примерно в пять раз выше.

В связи с этим логично было бы использовать «Фортуну» в качестве судна снабжения, чтобы доставлять трубы на КМТУС с берегового склада. За счет этого удалось бы существенно сократить технологические перерывы и приблизить завершение строительства.

Спасение – в юрлицах

До того как приступить к работе, баржа почти наверняка совершит один вынужденный маневр – юридический, то есть сменит собственника. Сейчас ТУБ «Фортуна» – актив АО «Межрегионтрубопроводстрой», имеющего представительства за границей, в частности, в Сингапуре и на Кипре. По этой причине российская компания уязвима для американских санкций.

Чтобы выйти из-под удара, нужно перерегистрировать судно на другое юрлицо. Такая схема была использована в отношении «Академика Черского». С 2016 года КМТУС находилось в собственности ООО «Газпром флот». В начале июня 2020-го его перерегистрировали на компанию СТИФ (Самарский теплоэнергетический имущественный фонд). Об этом свидетельствует выписка из международного реестра судов.

СТИФ – дочернее предприятие «Газпрома». Компания активов за границей не имеет, следовательно, американские санкции, направленные против участников проекта «Северный поток-2», ей не страшны. Если догадка верна, то в ближайшее время мы можем узнать, что у «Фортуны» появился другой хозяин.

Что касается перспектив достройки трубопровода, то в «Газпроме» исходят из того, что проект будет реализован в ближайшие месяцы. При благоприятном стечении обстоятельств «Северный поток-2» в эксплуатацию сдадут не ранее весны будущего года. Предварительно «трубу» надо проверить на герметичность сварных швов, заполнить техническим газом и довести давление до нормы. По опыту, на это уходит до двух месяцев.

Обходной лист

После ввода в строй нового морского газопровода у России появится еще один маршрут для прямых поставок голубого топлива в Германию и далее – другим европейским потребителям. В общей сложности мощности обоих «Северных потоков» составят 110 млрд кубометров.

Заграница нам поможет: Польша может загрузить мощности «Северного потока-2»

Это позволит в будущем либо вообще отказаться, либо сократить до минимума поставки газа через Украину и Польшу, которые зарекомендовали себя не самыми надежными и предсказуемыми партнерами. Исключение политических рисков и сокращение издержек в виде платы за транзит по территории третьих стран позволит снизить цены на российский газ, что сделает его более конкурентоспособным по сравнению с американским СПГ.

Для «Газпрома» это хорошая возможность укрепить свои позиции на европейском рынке, чтобы продолжить экспансию на Запад. Что особенно важно, у российской компании есть влиятельный союзник. Новый балтийский трубопровод, безусловно, выгоден Германии, которая сможет превратиться в крупнейший газовый хаб ЕС.

Этим в первую очередь объясняется последовательная поддержка «Северного потока-2» со стороны Берлина. Кроме чисто экономического усматривается и экологический интерес немцев. «На фоне планируемого отказа от угля к 2035 году важность замещения его природным газом для промышленности и энергетики Германии очевидна», – подчеркнула Кира Сазонова.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».