Наверх
29 января 2020
USD EUR

Почему реформа ВТО остановилась на стадии дискуссий

Сегодня авторитет Всемирной торговой организации заметно ослаб. Попытки перестроить её деятельность пока не дают желаемых результатов

Ralph Peters / Imago / TASS

Вопрос о необходимости реформирования Всемирной торговой организации стоит на повестке с осени 2018 года, а отдельные реплики по этому вопросу звучат с конца прошлого века. Причина очевидна – подавляющее большинство участников объединения полагает, что ВТО не справляется с теми вызовами и угрозами, которые сегодня стоят перед мировой экономикой.

В ноябре 2019 года актуальность проведения реформы была подтверждена министрами иностранных дел G‑20 на встрече в Японии. Однако перспективы реформирования ВТО выглядят не столь радужными в первую очередь потому, что основания для недовольства организацией у стран-участниц весьма сильно отличаются.

Так, американская сторона полагает, что правила ВТО создают условия, при которых обычная конкуренция внезапно становится угрозой национальной безопасности, в особенности с учетом курса на жесткий протекционизм, взятый президентом США Дональдом Трампом. В свою очередь, развивающиеся страны считают, что богатые развитые страны недостаточно открывают им свои рынки, что дискредитирует саму идею свободной торговли.

Почему Россия не получила существенных выгод от присоединения к ВТО

Евросоюз и Китай недовольны пробуксовкой судебного и апелляционного органов ВТО, поэтому предлагают увеличить количество судей и сократить сроки рассмотрения жалоб. Россия предлагает сделать процесс установки пошлин на сельскохозяйственную продукцию более транспарентным. В целом можно констатировать, что подобная асинхрония желаний участников организации превращает потенциальную реформу ВТО в иллюстрацию к классической басне Крылова про лебедя, рака и щуку.

Причины сбоев в работе организации объяснимы рядом объективных факторов. Во‑первых, исторический контекст создания ВТО и разработки правил ее функционирования являлся своеобразным подведением экономических и политических итогов XX века, которые имеют мало общего с текущими тенденциями.

Окончание холодной войны, переоценка возможностей глобализации, акцент на помощь развивающимся странам и вовлечение их в мировую экономическую орбиту стали главными императивами создания ВТО в 1995 году. Однако первые двадцать лет третьего тысячелетия наглядно продемонстрировали, насколько сильно можно ошибиться в расчетах и политических прогнозах.

После череды финансовых кризисов темпы глобализации резко упали. На смену интеграционным тенденциям пришел протекционизм, холодная война эволюционировала в войну санкционную. Китай превратился в гиганта мировой экономики, а разрыв между развитыми и развивающимися странами продолжает увеличиваться, несмотря на все усилия Всемирной торговой организации, Международного банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда и Конференции ООН по торговле и развитию.

Во‑вторых, экономические прогнозы гиперглобалистов не оправдались – свобода капитала и международной торговли способствовала вовсе не глобальному экономическому подъему, а глобальному экономическому кризису. В результате ВТО как институт оказалась заложником неправильных стратегий и завышенных ожиданий.

Изначальные цели создания Всемирной торговой организации – установление правил добросовестной международной конкуренции и стимулирование международной торговли – совершенно не вписываются в современный политический контекст, в котором экономические резоны все чаще уступают место политическим соображениям.

США и ВТО: неутешительные перспективы

Например, совершенно очевидно, что санкционное воздействие в условиях глобальной взаимозависимости является крайне неэффективным, однако именно санкции как экономическая альтернатива военно-силовым действиям привели к тому, что этот инструментарий стал использоваться по поводу и без повода вопреки экономическим резонам и здравому смыслу.

В‑третьих, оптимизм первой половины 1990‑х годов, связанный с надеждами на формирование многополюсного мира, не оправдался. Сверхдержавные амбиции США непосредственно влияют на американскую стратегию поведения в мировой экономике, в частности, в структурах ВТО, позволяя любые произвольные действия, в том числе немотивированное введение пошлин, объясняя их 21-й статьей Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), которая позволяет закрывать внутренние рынки из-за якобы «угрозы национальной безопасности».

При этом данная статья может трактоваться максимально произвольно, что создает широкое поле для злоупотреблений. В результате американские протекционистские стратегии подрывают даже те экономические альянсы и связи, которые ранее казались нерушимыми, в том числе между США и Канадой, а также США и Европейским союзом.

В‑четвертых, участившиеся в последнее время дискуссии о том, что первично для современных государств – международные обязательства или же внутреннее законодательство, весьма актуальны и для процессов, происходящих в рамках ВТО. Важно отметить, что любой международный институт вторичен по отношению к государствам, которые определяют ключевые правила игры, в том числе и в мировой экономике.

Семь лет прыжков на месте

Более того, международные экономические объединения зачастую обладают сугубо функциональной природой, а поэтому государства всегда ставят свои интересы выше ценностей международных организаций. Например, с 2017 года в плане действий представителя США на международных торговых переговорах появилась оговорка о том, что Америка может не соблюдать правила ВТО в случае недобросовестной торговой практики других стран. При этом трактовка «недобросовестности», очевидно, является весьма широкой.

В 2018 году США сослались на внутренние законы полувековой давности для оправдания повышения пошлин на сталь и алюминий. Отказ от многосторонних форматов и поиск выгоды «здесь и сейчас», в принципе, не самый страшный из возможных подходов к экономическому взаимодействию. Однако при таком подходе ни один международный экономический институт не может быть по-настоящему эффективным.

В‑пятых, слабая сторона любой организации, претендующей на универсальность, – усредненный подход. Сорокасемилетний процесс создания и согласования ВТО – наглядный пример перманентного поиска компромиссов и соломоновых решений. Поэтому либо государства считают плюсы от существования организации превышающими минусы и действуют по мушкетерскому принципу «один за всех, и все за одного», либо же структура дает сбои, что и происходит сегодня со Всемирной торговой организацией.

Таким образом, реформирование ВТО нельзя рассматривать в отрыве от тех сложных экономических и политических процессов, которые происходят в последние годы. Если говорить о действительно серьезных изменениях и реальном повышении эффективности, а не просто о «косметическом ремонте», можно констатировать, что реформа ВТО неизбежно повлечет реформу МВФ, МБРР и иных «несущих конструкций» мировой экономики. В итоге переформатирование ВТО вполне может проходить по сценарию реформы Организации Объединенных Наций – об этом ежегодно много говорят, но радикальных изменений пока не предвидится.

Существует несколько причин, почему государства с высокой долей вероятности все-таки будут искать пути для сохранения ВТО и повышения ее эффективности. Прежде всего надо помнить, что важнейшим структурным элементом ВТО является механизм разрешения торговых споров, который при этом лишен политизированности настолько, насколько это возможно в современном мире. Для нас это актуально, учитывая, что с 2014 года решения самых разных органов международного правосудия выносятся не в пользу Российской Федерации, причем вердикты зачастую никак не связаны с существом дела.

Другое дело ВТО. В последние годы Россия выиграла в арбитражном механизме организации спор о транзите грузов с Украины, а также спор о блокировании Россией экспорта железнодорожного оборудования. Кроме того, в течение пяти лет рассматривался спор между Россией и Украиной, связанный с трехкратным повышением пошлин на ввоз аммиачной селитры из России. В результате в сентябре 2019 года апелляционный орган ВТО окончательно подтвердил победу России и заявил, что Украина нарушила антидемпинговые правила организации.

Это свидетельствует, что реальной альтернативы ВТО как универсальной международной организации, регулирующей правила мировой торговли, в настоящее время нет. Сотни действующих региональных соглашений не могут составить серьезной конкуренции универсальному институту. Несмотря на растущие протекционистские тенденции, возвращение к сугубо региональному формату экономического взаимодействия воспринимается большинством государств как существенный регресс.

Несмотря на присутствие во Всемирной торговой организации таких экономических гигантов, как Китай и США, принятие решений происходит на основании консенсуса, поэтому для небольших государств ВТО представляется достаточно демократичной структурой, создающей хотя бы иллюзию равных возможностей.

Автор — доцент РАНХиГС

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK