Смокинг для новостройки
На фоне падения доходов населения застройщики вынуждены изобретать все новые способы привлечения покупателей. Помимо акций и скидок многие из них стали предлагать квартиры с отделкой. Причем подобные предложения появились не только в новостройках эконом-класса, но даже в элитном сегменте.
Одним из последствий кризиса стало, как ни странно, повышение качества жилых новостроек. Их сейчас много, и застройщики стараются выделиться среди других – борьба за покупателя ведется жесткая. Но если одни девелоперы идут по пути снижения цен, то другие работают над товаром, предлагая новые опции. Одна из них – отделка, которая позволяет покупателям сэкономить деньги и время, а застройщикам – привлечь тех, для кого эта экономия имеет принципиальное значение.
Разложили по корзинам
Предложение квартир и апартаментов с отделкой в Москве планомерно растет во всех сегментах. По данным «Метриум Групп», в массовом сегменте доля вариантов «под ключ» выросла с 14% до 16,7%, в бизнес-классе – с 1% до 1,2%. На рынке апартаментов показатели гораздо выше: в комфорт-классе на лоты с отделкой приходится 17,5%, в бизнес-классе – 27,2%. Для сравнения: два с половиной года назад квартиры с отделкой занимали в среднем по рынку 9%, апартаменты – 15%.
Из 18 новых жилых комплексов, которые вышли на массовый рынок Москвы в текущем году, в 5 покупатели могут приобрести квартиру с ремонтом. При этом в первой половине прошлого года ни один из стартовавших тогда проектов данную опцию не предлагал. Несмотря на такую динамику, застройщики, выводящие проекты в сегменте комфорт-класса, пока пробуют отделку «дозированно», предлагая ее в одном или нескольких корпусах или секциях. Например, в не так давно поступившей в продажу первой монолитной очереди проекта «Кварталы 21/19» отделка предлагается лишь в одном из четырех корпусов. В другом недавно стартовавшем комплексе, «Level Амурская», распределение составляет уже 50/50: половина корпусов реализуется с отделкой, вторая половина предлагается без нее, при этом в случае повышенного спроса застройщик готов увеличить долю лотов с финишной отделкой. Также продажи квартир с полной отделкой предусматривает значительная часть проектов строительного гиганта ГК ПИК: за последние несколько месяцев новые корпуса с отделкой появились в жилых комплексах «Столичные поляны», «Оранж Парк», «Митино Парк», «Бунинские луга», «Жемчужина Зеленограда».
Основной мотив застройщиков – предложить покупателям привлекательные опции, чтобы выгодно отличаться от конкурентов. «Представьте, что в одной локации находится пять жилых комплексов, среди которых явно лучший – один, но в нем нет отделки. При этом у оставшихся четырех конкурентов есть изъяны, но там предлагается отделка. В такой ситуации неизбежно найдется 5–10% клиентов, которые выберут жилой комплекс с отделкой, несмотря на его слабые стороны. Отделка применяется именно для перетягивания на свою сторону этих покупателей, которым крайне важно прибрести готовую к заселению квартиру», – комментирует управляющий партнер ГК «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский.
Пока в массовом сегменте в «старых» границах Москвы нет ни одного проекта, где все квартиры предлагались бы с отделкой. «Большинство современных жилых комплексов комфорт-класса насчитывают сотни квартир и несколько очередей строительства. Предложить покупателю квартиры исключительно с отделкой – это все равно что сложить все яйца в одну корзину. Можно проиграть в цене конкурентам, или сам дизайн квартир может не понравиться клиенту, что сорвет успешные продажи», – объясняет осторожность девелоперов Андрей Колочинский.
Согласно исследованию, проведенному компанией «Метриум Групп», 55–60% покупателей жилья комфорт-класса выбирают жилье без отделки, «в бетоне», еще 15–20% хотят приобрести жилье с чистовой отделкой, где выполнены все «грязные работы» и проведена подготовка под финишное покрытие. И только 25% покупателей готовы приобрести жилье с ремонтом. Причем 60% из тех, кто проголосовал за отделку, согласны купить квартиру «под ключ» только в случае, если ремонт не обойдется им очень дорого. Поэтому недвижимость комфорт-класса с отделкой – это прежде всего расширение линейки предложения в ответ на кризисные тенденции, уверены аналитики компании.
Единственный столичный проект массового сегмента, где абсолютно все квартиры продаются с отделкой «под ключ», находится в Новой Москве, это район «Новые Ватутинки». Но этот комплекс стартовал еще шесть лет назад и стал одним из первых, где покупатели могли рассчитывать на жилье с готовым ремонтом. «Причем, в отличие от сегодняшних проектов с отделкой от застройщика, вышедших в последние два-три года, в «Новых Ватутинках» решение продавать жилье «под ключ» было изначально заложено в концепцию, а не вызвано кризисными тенденциями. Как показывают продажи, подобная стратегия девелопера полностью себя оправдала, и новостройка входит в пятерку лидеров по продажам в Новой Москве», – отмечает Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп».
Элита хочет все
Любопытно, что застройщики, работающие с элитным жильем, складывать яйца в одну корзину не боятся. И это при том, что ранее считалось, что покупатели дорогого жилья ни за что не согласятся на отделку, некоторые эксперты до сих пор полагают, что это невостребованное предложение. Несмотря на такой скептицизм, уже известны успешные проекты, где все лоты предлагаются с чистовой отделкой – в частности, такой путь развития для себя выбрала компания Vesper, которая уже несколько лет продает элитные комплексы только с отделкой. В этом году вышли на рынок также проекты от других компаний (например, Barkli Gallery и MOSS Apartments), где все лоты тоже представлены с финишной отделкой.
«Полагаю, что в будущем все новые жилые комплексы будут сдаваться с ремонтом в том или ином формате. Конечно, полная отделка вряд ли завоюет весь рынок, все-таки часть клиентов предпочитают переустроить жилье на свой лад, и для них девелоперы сохранят какую-то долю квартир без ремонта. Однако даже в этом случае отделка будет предчистовой, а такое понятие, как «черновая отделка», уйдет в прошлое», – уверен Андрей Колочинский из ГК «ВекторСтройФинанс». Квартиры без полной отделки также будут востребованы у тех покупателей массового жилья, которые вынуждены растягивать финансовую нагрузку на семейный бюджет и откладывать ремонт до накопления денежных средств.
Также некоторый процент жилья без чистовой отделки должен остаться и в высокобюджетном сегменте, считает директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова. По мнению эксперта, в этой категории покупателей всегда будут клиенты, которые захотят сделать что-то дизайнерское, создать жилье «под себя». В качестве примера она приводит такие редкие форматы, как лофты, пентхаусы, объекты реконструкции и квартиры под объединение, которые предполагают уникальный дизайн и отделку.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".