- Главная страница
- Статьи
- Табак ушел в тень: аудиторы предложили разделить доход от табачных акцизов с регионами
Табак ушел в тень: аудиторы предложили разделить доход от табачных акцизов с регионами
Доля нелегального рынка сигарет за пять лет выросла в десять раз. Казна недополучила из-за этого 295,6 млрд рублей. Региональные власти не заинтересованы бороться с контрафактом, так как вся сумма табачного акциза поступает в федеральный бюджет. В 2021 году эта сумма достигнет 710 млрд рублей. Чтобы изменить ситуацию, нужно отдавать регионам 10–15% доходов. Такие выводы сделала Счетная палата РФ по итогам анализа системы налогообложения акцизами табачной и никотинсодержащей продукции.
В настоящее время поступления от табачных акцизов составляют около 3% доходов федерального бюджета. Статья 193 Налогового кодекса РФ устанавливает ставки для восьми видов табачной и никотинсодержащей продукции. Среди них сигареты, папиросы, сигары, табак, электронные системы доставки никотина и жидкости для них, устройства для нагревания табака и т. п. Например, ставка акциза в 2021 году на табак разного вида (трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный) составляет 3806 рублей за 1 кг, а на сигареты – 2359 рублей за 1000 штук.
При этом ставки табачных акцизов постоянно растут. За последние пять лет ставка на сигареты и папиросы – самый распространенный вид табачной продукции – выросла в 1,9 раза. Только в 2021 году рост ставок почти на все виды табачной и никотинсодержащей продукции составил 20%. Возросла и общая налоговая нагрузка на крупнейших производителей этой продукции – в 2020 году она достигла 74,1%, тогда как в 2016 году была 68% (+2,3 п. п. за счет изменения ставки акциза).
При этом объем реализуемой продукции в 2020 году оказался в 1,4 раза ниже уровня 2016 года. То есть при росте ставки акцизов произошло падение поступлений от них. Причина не столько в декларируемом отказе части курильщиков от никотина и в переходе на электронные сигареты, сколько в росте нелегального рынка табачной продукции.
Теневой рынок сигарет
По данным независимого международного агентства Kantar TNS Russia, доля нелегальной табачной продукции в Российской Федерации выросла с 1,1% в 2016 году до 10,7% в 2021-м. Другой эксперт – компания Euromonitor Int, которая специализируется на изучении глобальных рынков, – оценивает ее в 7,5% в 2020 году.
Основная причина роста нелегального оборота сигарет, произведенных в государствах–членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в том, что между ценами на сигареты в России и в этих странах отмечается значительное расхождение, от 39% до 50% в 2021 году. Именно на свободном перемещении товаров в рамках ЕАЭС строится главная схема ухода недобросовестных участников рынка от уплаты акцизов. Табачная продукция, предназначенная для экспорта в третьи страны, не подлежит маркировке акцизными марками, а потому беспрепятственно следует через территорию РФ, а фактически остается в России.
Среди стран ЕАЭС Россия лидирует по абсолютному значению ставки акциза: в 2021 году она составляет 35,87 евро за тысячу штук. В других странах ставки значительно ниже на протяжении многих лет и растут гораздо медленнее. Так, в этом году ставка в России выросла на 11% (в евро), тогда как в Казахстане и Армении – на 4% и 3% соответственно, в Киргизии сохранилась на уровне 2020 года, а в Белоруссии снизилась на 1%.
В результате доля теневого рынка сигарет возле границы с Белоруссией достигает 34,6%, в Брянской области – 42%, в республиках Северного Кавказа и пограничной зоне с Украиной – 21% и 23% соответственно. Пограничная зона Казахстана в Сибири всегда была зоной с наиболее высоким уровнем нелегальных пачек, но в 2021 году она сократилась с 44% до 30%, преимущественно за счет отсутствия потока из стран за пределами ЕАЭС.
За нелегальное производство табака в России предложили ввести уголовную ответственность
В этом году в целом доля теневого рынка табачной продукции несколько снизилась за счет усиленного контроля на практически закрытых таможенных границах РФ из-за распространения коронавируса. Это явление временное, подчеркивают аудиторы.
Порядка 74% нелегальных пачек оказались марки «Корона». В пятерку популярных производителей нелегально реализуемой табачной продукции вошли компании Tabak-lnvest, Grodno Tobacco, Inter Tobacco, MONUS, Peppel.
Система маркировки сигарет, действующая в РФ с 1 июля 2020 года, помогает бороться с нелегальными продажами. В прошлом году были промаркированы более 11 млрд пачек. Однако, по предоставленным в Минпромторг данным, в розничной продаже были реализованы всего 5,6 млрд штук. По мнению аудиторов, это свидетельствует о значительном количестве участников оборота, которые не подают сведения в государственную информационную систему маркировки товаров, хотя это обязательно.
В 2020 году МВД России изъяло из незаконного оборота более 5 млн единиц фальсифицированной и контрафактной табачной продукции. В 2021 году – уже более 9 млн.
Роспотребнадзор только за прошлый год конфисковал табачной продукции почти на 33 млн рублей и выписал штрафов на 6,3 млн рублей.
Поделиться с регионами
Изучив причины роста нелегального оборота табачной продукции в России, Счетная палата пришла к выводу, что необходимо передать часть доходов от акцизов на табак в консолидированные бюджеты регионов. По мнению аудиторов, это поможет изменить ситуацию и вовлечь в систему маркировки больше участников рынка. Сейчас у региональных властей нет заинтересованности бороться за легальность своих рынков, потому что весь акциз поступает в федеральный бюджет.
С 2017 года подобная схема применяется при распределении акциза на крепкий алкоголь и, по мнению экспертов, показывает хороший результат.
Такое перераспределение может повлечь за собой рост налогового потенциала наиболее обеспеченных регионов и, как следствие, увеличение разрыва в уровне бюджетной обеспеченности между субъектами, считает директор департамента доходов Минфина России Елена Лебединская. «Около 90% производства табачной продукции сосредоточено на территории лишь пяти регионов, а существенная часть населения в трудоспособном возрасте проживает в наиболее высокообеспеченных субъектах (Москва, Московская область, Санкт-Петербург), на которые, соответственно, приходится и существенная часть розничных продаж», – пояснила она.
Елена Лебединская отметила, что на сегодня отсутствует полная информация об объемах продаж сигарет в разбивке по регионам, необходимая для объективного анализа последствий перераспределения части акцизов в региональные бюджеты. Поэтому было бы целесообразно вернуться к этому предложению после формирования системы мониторинга за оборотом табачной продукции. Кроме того, важно определить источники компенсации выпадающих доходов федерального бюджета.
Необходимо унифицировать технологии государственных систем маркировки, создаваемых странами ЕАЭС, полагает статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. Также важно внедрить единые правила сквозной прослеживаемости движения табачной продукции на общем таможенном пространстве ЕАЭС и сблизить законодательства в этой области.
По его словам, внедрение госсистемы маркировки уже принесло ощутимые эффекты для экономики России, а уполномоченные органы смогли оперативно реагировать на любые попытки «вброса» на рынок контрафакта и фальсификата. Так, объем незаконного оборота табачной продукции снизился с 15,6% в 2019 году до 10,7% на начало 2021 года. Начисление акцизов увеличилось на 32%. Объем легального производства сигарет вырос на 5%, а налогооблагаемая база (объем отгрузок) – на 10,4%.
Роспотребнадзор также наблюдает эффективность обязательной маркировки в части снижения оборота фальсифицированной продукции. По данным ведомства, если до ее введения от 20% до 75% всех проинспектированных пачек сигарет оказались фальсифицированными и были изъяты из оборота, то во втором полугодии 2020 года (когда маркировка стала обязательной) доля такой продукции снизилась до 1%, а в первом квартале 2021-го – до 0,04%.
Влияние пандемии
Серьезное влияние на табачный рынок оказал экономический шок, связанный с пандемией COVID-19, отмечает заведующая научно-исследовательской лабораторией развития налоговой системы Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Корниенко. Необходимо учитывать не только изменение уровня доходов бюджета, но и падение доходов населения и снижение ценовой доступности табачной и никотинсодержащей продукции. Рост цен на нее стал причиной роста нелегального экспорта еще до пандемии, а сейчас падение доходов в странах ЕАЭС ниже российского уровня будет подталкивать «контрабандистов» к еще большим объемам поставок в РФ.
«С 2016 года наряду с ростом цен на табачную продукцию наблюдается изменение предпочтений потребителей: переход на употребление нетабачной никотинсодержащей продукции как более доступной и менее вредной для потребителя и окружающих играет значительную роль в итоговом результате – поступлениях доходов бюджета от соответствующих акцизов. Важно найти государственный потенциал для проведения исследований текущих изменений ситуации на рынке табачной продукции – замещения традиционных табачных изделий на электронные системы доставки никотина, нетабачную никотинсодержащую продукцию для орального потребления. Результаты этих исследований должны способствовать более точной настройке государственной акцизной политики», – считает эксперт.
Курить – здоровью вредить
По экспертным оценкам, в мире около 1,1–1,3 млрд курильщиков. Несмотря на постепенное снижение их доли во многих развитых странах, их общая численность растет, а рынок табачной продукции является одним из крупнейших рынков потребительских товаров. Объем глобального рынка табака приблизится к 800 млрд долларов, а к 2025 году вырастет еще на 100 млрд. Только в США федеральный бюджет получает от продажи сигарет до 12 млрд долларов.
По данным производителей табака, в настоящее время в производстве табачных изделий официально заняты 17 млн человек. В 2003 году Международная организация труда оценивала их численность в 100 млн (включая занятых в выращивании, производстве, продаже и рекламе).
В то же время, согласно оценкам Всемирного банка, общий ущерб для мировой экономики от потери экономически активного населения и растущей нагрузки на системы здравоохранения оценивается более чем в 1,4 трлн долларов в год. По данным медиков, потребление табака приводит к смерти до 7,7 млн человек в год, а к 2030 году их число превысит 8 млн человек.
Дым становится дороже: разорит ли российских курильщиков новая минимальная цена
Последние данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорят о том, что к 2025 году в мире будет около 1 млрд курильщиков. Это примерно столько же, сколько и сейчас, то есть сокращение их количества остановилось, отмечает председатель совета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов. Количество российских курильщиков ВОЗ оценивает в 34 млн человек (28% населения), тогда как ВЦИОМ приводит цифру около 30 млн человек, считая, что курят у нас в стране 42% мужчин и 15% женщин. Поэтому данные выборочного федерального статистического наблюдения в 2019 и 2020 годах – 21,7% курящего населения – представляются весьма оптимистичными. По мнению эксперта, с учетом консолидации рынка и роста нелегальных продаж весьма вероятно, что в ближайшие годы доля курящих жителей России также перестанет сокращаться.
Повышение в 2021 году ставок акцизов на табачную и никотинсодержащую продукцию на 20% связано с необходимостью дополнительного финансирования борьбы с коронавирусом, напомнила начальник управления профилактики факторов риска и коммуникационных технологий в здравоохранении ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава Дарья Халтурина. Однако уже в 2022 году реальные (с учетом инфляции) значения акцизов могут снизиться, поскольку в статье 193 Налогового кодекса заложено повышение всего на 4%. Всемирная организация здравоохранения рекомендует повысить акцизы на сигареты до 70% от розничной цены. В России этот показатель составляет около 46,6%. Таким образом, у нас нужно не сдерживание, а ускорение роста акцизов на табак, полагает эксперт.
Необходимо также учитывать конфликт интересов между табачной промышленностью и государством, подчеркивает она. России нужна независимая от табачной индустрии, высококачественная и доступная для граждан система мониторинга рынка табака, учитывающая здравоохранные аспекты вопроса.
Согласно исследованиям, повышение налогов на табачные изделия на 10% в среднем снижает потребление на 4% в странах с высоким уровнем доходов и на 8% – в странах с низким и средним уровнями доходов. Повышение цен на сигареты на 10% должно приводить к сокращению потребления сигарет на 5,2%. Также повышение акцизов на табак снижает смертность среди населения. В США повышение акцизов на 1 доллар приводило к снижению смертности на 8%. Повышение акцизов позволяет не только снизить потребление табака и связанные с ним заболеваемость и смертность, но и частично компенсировать затраты на лечение заболеваний, вызываемых курением, включая онкологические, сердечно-сосудистые, инсульты, гангрены, макулярную дегенерацию и др. Кроме того, курение повышает риски более тяжелого течения COVID-19.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".