20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Успей купить онлайн
Экономика

Успей купить онлайн

Сразу два налога на заграничную онлайн-торговлю обсуждаются сейчас в правительстве: уплата таможенной пошлины с меньшей суммы покупки и НДС (или налог с продаж). Оба налога будут введены в течение 2017–2018 годов. «Профиль» разбирался, что это за налоги и почему они вредны и для покупателей, и для самих магазинов, которые их лоббируют, и для всей экономики.

Владельцы офлайн магазинов и российских торговых интернет-площадок могут праздновать победу: власть наконец решила обложить их конкурентов из иностранных онлайн-магазинов новыми налогами. Платить эти налоги будет в конечном счете российский покупатель.

Новые налоги «прилетят» сразу с двух сторон: уплата НДС (или налога с продаж) и таможенные пошлины. Соответствующее поручение правительству дал президент РФ Владимир Путин. Срок для подготовки предложений – до нового года. Правительство обещает представить новый законопроект, который обложит зарубежных ритейлеров НДС, уже весной. Иностранные площадки, напуганные серьезным размахом данной инициативы, предлагают заменить НДС (18%) более мягким налогом с продаж (8–10%). В интересах покупателей, чтобы этот быстрорастущий рынок оставили в покое. Однако у лоббистов от торговли другие устремления.

НДС

Инициатива ввести НДС для иностранных онлайн-ритейлеров принадлежит Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и активно лоббируется ее главными спикерами – президентом ассоциации Алексеем Федоровым (по совместительству – управляющий партнер ГК «220 Вольт») и президентом «М.Видео» Александром Тынкованом.

Забавно, что один из этих магазинов активно сотрудничает с зарубежными торговыми площадками: «220 Вольт» вот уже 2 года является официальным поставщиком китайской «Алибабы».

Именно Тынкован обратился к Путину с просьбой ввести НДС-регистрацию на съезде «Деловой России» в октябре этого года. Вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил на съезде, что до конца этого года правительство «отработает» нормативную базу по этому вопросу и в весеннюю сессию внесет ее на рассмотрение в Госдуму. «Правительство против того, чтобы снижать (таможенный. – «Профиль») порог до того, как мы выстроим нормальную работающую систему платежей по соответствующим посылкам, поэтому попытаемся идти по пути НДС-регистрации, как коллеги и сказали, отработать нормативную базу до конца этого года, будем смотреть, как заработает система платежей по услугам, которая уже заложена в Налоговый кодекс, и надеемся ввести как можно быстрее НДС-регистрацию уже по товарам», – сказал президенту вице-премьер. По его мнению, это создаст равные условия для российских и иностранных игроков рынка интернет-торговли. В этом случае реализации варианта с НДС-регистрацией крупных онлайн-игроков обяжут регистрироваться в качестве налоговых резидентов России.

Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ), в состав которой входят такие международные компании, как eBay и Pony Express, обратилась к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой отказаться от идеи вводить НДС для зарубежных интернет-ритейлеров. По мнению НАДТ, эта мера будет иметь отрицательные последствия для развития всего отечественного рынка электронной коммерции. Но, понимая неизбежность роста налогов, вместо НДС предложила ввести налог с продаж.

В любом случае – будет это НДС или налог с продаж – расплачиваться предстоит россиянам, которые в кризис только начали изучать возможности онлайн-покупок и активно пользоваться преимуществами интернет-шопинга. Хотя представители АКИТ утверждают, что это не так. Так, руководитель комитета по стандартизации АКИТ Александр Логунов заявил «Профилю», что стоимость товаров при введении системы НДС-регистрации увеличиться не должна. По его мнению, иностранным онлайн-ритейлерам придется «лишь слегка поступиться своей маржой», которая «многократно выше маржинальности российских компаний» из-за неких неравных конкурентных условий. Однако тут же представитель АКИТ заявил, что «цены на сайтах уже должны будут включать необходимые фискальные платежи», тем самым признав потенциальный рост стоимости товаров для клиентов магазинов. «Механизм НДС-регистрации очень прост и понятен. Сейчас по нему работает весь мир, он прописан в плане BEPS, который ратифицировала Россия и подписали еще 74 страны мира. В этом плане прописана НДС-регистрация как самый главный и правильный метод здоровой конкуренции между местными и иностранными интернет-магазинами во всем мире», – сказал Логунов. 

По прогнозам АКИТ, такой налог поможет пополнить бюджет на 300 млрд рублей за первые три года действия. Эту же цифру назвал и Андрей Макаров («Единая Россия»), глава думского бюджетного комитета, который решительно поддержал новую инициативу. «Государство будет терять на этом деньги, – возражает президент НАДТ Александр Иванов. – Во всем мире теряют, и мы тоже будем. Плюс к этому появится серый и черный поток, как это произошло в Белоруссии. И этот поток постепенно даст 70% от объемов рынка, что не так уж мало».

По словам операционного директора группы компаний Pony Express Юрия Келебеева, введение НДС для нерезидентов в мировой практике, как правило, не используется. «Введение НДС – это шаг, который, с нашей точки зрения, негативно повлияет на легальную трансграничную интернет-торговлю, – сказал он. – То есть, скорее всего, произойдет перераспределение грузов между легальными потоками и той их частью, которая, это не секрет, поступает в страну по «серым» и «черным» схемам. Это может привести не к увеличению налоговых поступлений, а совсем наоборот. По крайней мере на первом этапе. Я уже не говорю о сложности администрирования взимания НДС с нерезидентов страны. Пока непонятен сам механизм уплаты НДС зарубежными интернет-магазинами».

«Потребитель будет платить дороже, потому что НДС всегда платит конечный заказчик, последний в этой цепочке. Фактически это его налог», – подтвердил интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. Старший юрист BGP Litigation Денис Савин отметил, что «в этом и суть» инициативы введения НДС-регистрации.

Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) – некоммерческая организация, созданная в 2004 году для развития индустрии дистанционной торговли. На сегодняшний день в нее входят 17 крупных компаний, представляющих интернет-магазины и службы доставки: eBay, Pony Express, Boxberry, DPD, La Redoute, «Мир книги», PickPoint, Hermes, Studio Moderna и др.
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) – появившаяся в 2012 году некоммерческая организация, которая своей целью заявила становление «добросовестных принципов конкуренции, создание зоны безопасного сервиса для клиентов» и «сокращение доли серого рынка». В списке ее членов значатся в основном российские онлайн- и офлайн-ритейлеры: Ozon, Lamodа, Media Markt, «220 Вольт», «М. Видео», «Связной», «Спортмастер», «Эльдорадо», «Юлмарт» и другие.

Таможенная пошлина

Сторонники НДС-регистрации отмечают, что зарубежные площадки находятся в выигрыше, потому что их клиентам, как правило, не приходится платить НДС и таможенные пошлины. Однако при трансграничной торговле таможенная пошлина предусмотрена. Если в течение месяца физическое лицо получает несколько посылок с товарами, стоимость которых превышает 1000 евро или вес 31 килограмм, тогда взимается единая ставка 30% и не менее 4 евро за килограмм веса. Если превышены оба показателя, то платится большая сумма.

«Например, если вес товара 34 кг, а стоит он 500 евро, то пошлина составит 12 евро. А если вес 20 кг, а стоимость 1400 евро, то пошлина будет равна 120 евро, – рассказал Келебеев из Pony Express. – Оплата производится в рублях по курсу ЦБ. Сегодня система выстроена так, что произвести оплату такого платежа может только покупатель – частное лицо».

В апреле этого года ФТС направила предложение Минфину снизить таможенный порог до 22 евро. По данным АКИТ, пошлину придется платить трети сегодняшних покупателей. Однако этот вопрос правительство, по-видимому, решило отложить. «Сегодня тысячу долларов платят буквально по всей стране несколько сотен соответствующих лиц, потому что немного таких покупок. Если порог будет ниже, платить должны будут миллионы, а система платежей пока не работает, мы не смогли пока ее настроить так, чтобы удобно, легко, за одну минуту можно было бы все это уплачивать», – сказал Дворкович на том же съезде «Деловой России».

До недавнего времени центральной инициативой АКИТ было снижение беспошлинного порога по одному из вариантов до 150 евро. Данная позиция и ее лоббирование стали причиной выхода eBay из ассоциации в 2014 году и ее перехода в НАДТ. Источникам «Интерфакса» стало известно, что заканчивается подготовка нового Таможеннго кодекса (ТК) ЕАЭС, в котором предусматривается снижение порога беспошлинной торговли до 500 евро со второго года действия кодекса, а вслед за этим – снижение до 200 евро. Соответствующее поручение дали премьер-министры стран союза на заседании 16 ноября. Подписание ТК ЕАЭС ожидается на встрече глав государств–членов союза 26 декабря. Такой вот рождественский подарок. Под давлением России на это согласился и Казахстан, который до последнего времени настаивал на неизменности порога в 1000 евро и таким образом защищал от роста пошлин и россиян.

Ратификация ТК может занять до полугода, значит, первое снижение порога беспошлинных покупок за рубежом произойдет в середине 2018 года. Увеличение таможенного обложения покупок никак не отменяет обложение их еще и НДС.

Фото: Shutterstock
©Фото: Shutterstock

Российские интернет-площадки против иностранных

У интернет-магазинов есть особая статья расходов – оплата почтовых отправлений. Стоимость доставки зависит от страны, откуда отправляется посылка, от расстояния, которое ей придется преодолеть, и от веса. «Иностранный интернет-магазин сам определяет, кто будет оплачивать доставку. Он может полностью или частично переложить эти расходы на покупателя. В этом случае доставка оплачивается при оформлении заказа, – объяснил руководитель международного направления службы доставки Boxberry Сергей Подкин. – Если интернет-магазин берет на себя расходы по доставке, он может покрыть их за счет наценки на товары. Так работают китайские интернет-магазины, например. Они сотрудничают с «Почтой России», потому что она предлагает самый низкий тариф. И предлагают российским покупателям бесплатную доставку».

Иванов из НАДТ подтвердил, что условия российских и зарубежных интернет-магазинов действительно неравные. И если их сравнивать, то необходимо сравнивать все условия – и закупочные цены, и стоимость доставки, и сферу компетентности. «Когда мы покупаем товар в зарубежном магазине, мы его покупаем по розничной цене. Розничные цены выше оптовых в два-три раза, – рассказал он. – Когда мы покупаем товар в России, то нужно понимать, что он был ввезен сюда оптом. Это самый дешевый способ перевозки. А зарубежный интернет-магазин посылает нам товар посылкой – самым дорогим способом перевозки, там цена уже в 20–30 раз отличается. Здесь мы тоже будем выравнивать условия?»

По мнению Подкина, российские и иностранные игроки сейчас находятся в равных условиях. «Иностранные продавцы не платят российские налоги, но у себя в стране они их выплачивают, – сказал он. – Кроме того, у них большие расходы на логистику. Российские же предприниматели закупают товар по оптовым ценам, доставка до складов в России обходится значительно дешевле».

Как заметил эксперт, если иностранные магазины обяжут платить НДС, то для них налоговое бремя возрастет в два раза: одна ставка в собственной стране и еще одна в России. «Фактически данная мера для российских игроков создаст даже некоторое конкурентное преимущество, так как они имеют возможность корректировать свой НДС на сумму налоговых вычетов, – отметил Денис Савин из BGP Litigation. – У иностранных интернет-магазинов такая возможность от-сутствует».

По словам Келебеева, равные условия НДС не обеспечит, но сблизит ценовые позиции зарубежных и отечественных игроков. «Учитывая существующую разницу в ценах и размер российского НДС, зарубежные интернет-товары все равно будут несколько дешевле, но у российских интернет-магазинов есть важное конкурентное преимущество – возможность оперативной доставки», – сказал он. «Если правительство хочет дать российским игрокам преференции, то оно должно облегчать работу внутри России, а не выстраивать барьеры для входа на рынок иностранных интернет-магазинов», – считает Подкин.

Фото: Shutterstock
©Фото: Shutterstock

Фото: Алексей Совертков⁄«Профиль»
©Фото: Алексей Совертков⁄«Профиль»

Офлайн против онлайна

Опрос НАДТ показал, что 78% российских интернет-магазинов на самом деле считают, что систему интернет-торговли вообще менять не нужно. В появлении НДС-регистрации, по словам Иванова, больше заинтересованы офлайн-ритейлеры. Именно они потеряли существенную часть бизнеса при появлении онлайн-торговли. «Они разве занимаются рассылками? Нет, мы просто бронируем товар и приходим за ним в магазин, чтобы его забрать, – отметил Иванов. – Им неинтересно рекрутирование новых покупателей в регионах, потому что их нет в регионах, они не будут ничего посылать в деревню Гадюкино. Их не интересует развитие логистики. Они вложились в недвижимость, они непозволительно дорогие, они несут коррупционное обременение, в конце концов. С другой стороны, если 18‑процентным налогом обложат китайские товары, то это позволит поднять цены и нашим магазинам».

Развитие кроссбордерной торговли в последнее время получило колоссальный толчок. По данным НАДТ, в 2016 году объем рынка электронной коммерции в России вырастет до 1 трлн 3 млрд рублей по сравнению с 781 млрд в 2015 году. Аналогичную тенденцию показывают и данные АКИТ: объем рынка с 713 млрд рублей в 2014 году увеличится до 900 млрд в текущем. При этом доля трансграничной торговли выросла с 29% до 35%. Около 90% посылок приходится на Китай. Это связано с приходом пару лет назад на российский рынок китайской компании Alibaba Group, которой принадлежит онлайн-гипермаркет AliExpress. И, как правило, речь идет о недорогих покупках: 64,1% заказов не превышает 22 евро.

Развитие кроссбордера, несомненно, оказывает влияние на развитие почтовых сервисов. По словам Подкина из Boxberry, объемы рынка увеличиваются на 30% ежегодно. «На ослабление курса рубля рынок отреагировал сокращением трафика из Европы и США и замещением в Китае, – рассказал директор по развитию бизнеса SPSR Express Алекс Борисов. – Однако мы также видим явные тенденции оживления – если изначальный «шок» выразился в падении трафика из западных стран вплоть до 70% по отдельным брендам, то сейчас мы видим рост на 30–40% по сравнению с преды-дущим годом. Что касается трафика из Китая, сразу при изменении курса он вырос на 120% и сейчас продолжает расти большими темпами 65–70%».

В январе–сентябре 2016 года самый крупный игрок на рынке доставок товаров e‑commerce «Почта России» обработала около 145,7 млн международных посылок (включая импорт, экспорт и транзит). Это почти в два раза выше показателей аналогичного периода 2015 года – 78,5 млн отправлений. «За последние годы благодаря оптимизации логистики и развитию электронного обмена данными «Почта России» добилась значительного сокращения сроков доставки международных отправлений, – отметили в пресс-службе компании. – Средний срок доставки с момента сдачи товарного вложения в почтовом отделении страны отправления до получения в почтовом отделении составляет 10–12 дней».

Изображение кликабельно

Магазины против покупателей

Опрошенные «Профилем» эксперты, как правило, называли только негативные последствия, за исключением самого автора инициативы НДС-регистрации. Помимо обещания пополнить российский бюджет на 300 млрд рублей за три года в АКИТ ожидают развитие локального e‑commerce. «Это развитие обеспечит смещение баланса в сторону локального рынка онлайн-ритейла, что, безусловно, скажется крайне положительно на состоянии российской экономики», – сказал Логунов.

«В случае введения НДС-регистрации товарооборот из зарубежных интернет-магазинов снизится и будет замещаться товарами, приобретение которых возможно на территории России, – считает Борисов из SPSR Express. – Однако со временем благодаря покупательскому поведению и ценообразованию продавцов из-за рубежа спрос может начать восстанавливаться».

Как отметил интернет-омбудсмен Мариничев, рост цен не способен оказать существенное влияние на спрос, поскольку в основном речь идет о дешевых заграничных товарах. Однако юридические сложности, которые последуют за необходимостью становиться налоговым резидентом России, могут поставить под вопрос присутствие на рынке зарубежных игроков. Необходимо учитывать тот факт, что они сами способны отказаться от российских клиентов.

«НДС-регистрация вообще не повлияет на стоимость товаров в иностранных интернет-магазинах. Нужно понимать, что эти магазины не делают основную ставку на продажи в России. Наш рынок им интересен, но это не основной регион сбыта для подавляющего большинства европейских и американских интернет-магазинов, – рассказал Подкин. – Может быть, пара крупных мировых игроков зарегистрируется как плательщик НДС. Но большинство продавцов ничего не будут менять у себя и продолжат отправлять товары в нашу страну с помощью «Почты России», переложив решение проблем с уплатой НДС на покупателей. Соответственно, если таможня перестанет пропускать такие отправления, товарооборот просто замрет. Для нормального развития кроссбордера придется искать решение, которое будет устраивать не только российских продавцов, а всех игроков рынка».

По его словам, введение НДС потребует пересмотра и процедуры таможенного оформления. «Пока непонятно, как ведомство будет разделять отправления от интернет-магазинов и посылки от частных лиц. Сейчас требований к отправителям нет, и грузы идут единым потоком. Если этот момент не продумают заранее, поток посылок вообще может остановиться на какое-то время», – сказал он.

Иванов из НАДТ предсказывает «существенный удар» по онлайн-рынку. «Сегодня покупки у зарубежных интернет-магазинов – это один из драйверов роста, – заявил он. – Во‑первых, он позволяет рекрутировать новых покупателей. Тенденция такова, что 84% всех новых клиентов рекрутируются именно зарубежными интернет-магазинами». В российские онлайн-магазины клиенты приходят, как правило, уже вовлеченные в интернет-торговлю, которая к тому же развивается за счет регионов.

«Это те самые потребители товаров AliExpress и в меньшей степени eBay, – сказал он. – Во‑вторых, это развитие логистики. Есть разница между стоимостью поездки грузовика в населенный пункт с одной или двадцатью тысячами посылок. В 2013 году средняя стоимость доставки по России составляла 440 рублей, а сейчас она меньше 250 рублей. Где еще у нас за это время снизились цены? Чтобы логистика развивалась, посылок должно быть много. И третье – стопроцентная предоплата карточками. Мы учим пользоваться таким современным способом платежа. Согласно нашему опросу, 51% покупателей интернет-магазинов специально завели себе карточки для покупок за рубежом».

Поэтому, по его словам, уход зарубежных игроков отрицательно скажется и на бизнесе отечественных онлайн-ритейлеров. При этом не всегда товар за границей предпочтительнее и обходится дешевле. Так, даже несмотря на то, что в иностранных магазинах смартфоны зачастую стоят на 20% дешевле, клиенты предпочитают покупать у российских. «Потому что есть понятный сервис и гарантия», – объяснил эксперт. Однако разница в ценах на различные «мелочи», на те же аксессуары для смартфонов, она может достигать 500–700%. Поэтому отчасти спрос на зарубежные магазины обусловлен более низкой ценой, а отчасти уникальностью товаров. «Количество товарных позиций, которое там представлено, в сотни и тысячи раз больше, чем те позиции, которые предлагают российские интернет-магазины. Их предложения просто нечем заменить», – заключил Иванов.

Интернет-омбудсмен отметил, что важна не идея взимания налога, а механизм ее реализации. «Я никогда не являлся сторонником взимания НДС для выравнивания конкурентной среды. Я скорее выступал за то, чтобы возвращать нашим компаниям НДС при продажах за границу. К сожалению, я такого стимулирования не вижу. Выровнять конкурентную среду можно разными способами, и взимание НДС – это только один из них, – сказал Мариничев. – Этот способ достаточно сложен в исполнении. Он в любом случае будет носить выборочный характер. Можно было бы привязаться к платежным картам россиян и взимать НДС, но вы никогда не сможете вычленить те транзакции, которые идут за товар, приобретаемый в интернет-магазинах. Привязать это к какому-либо списку организаций, таких как Alibaba, – это будет возможно, но он не будет работать полностью. Это опять-таки создаст преференции для каких-то мелких игроков, и здесь тоже начнутся «разборы полетов».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».