Как российские инвесторы адаптируются к новым реалиям на финансовом рынке
Предупреждение об ограничении ответственности: Все приведенные прогнозы носят оценочный характер, прогнозируемая доходность не гарантирует действительной доходности в процессе вашей инвестиционной деятельности. Любые решения, основанные на опубликованной информации, вы принимаете на свой риск.
Сентябрь принес новые испытания российскому финансовому сектору. 20 сентября на фоне сообщений о готовящихся референдумах в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях индекс Мосбиржи упал на 8,8%, индекс РТС – на 9,2%. Это сильнейшее падение с 24 февраля. Впрочем, 21–22 сентября, несмотря на объявление частичной мобилизации, рынок акций устоял и даже отыграл часть падения. Как будет развиваться ситуация, предсказать трудно: движения котировок зависят от политических событий. Однако опыт последних месяцев позволяет определить некоторые закономерности этих колебаний. «Профиль» опросил широкий круг инвесторов и выяснил, каких рисков следует остерегаться на финансовом рынке и какие активы сохраняют привлекательность даже в нынешних условиях.
- Как повлияли санкции
- С чем связан новый запрет ЦБ
- Что теперь делать «неквалам»
- Как стать квалифицированным инвестором
- Что происходит на российском рынке
- Куда инвестировать в условиях кризиса
- Какая стратегия подойдет частным инвесторам
- Что читать и анализировать
- Альтернатива – вложения в недвижимость
Как повлияли санкции
Наиболее заметные потери российских инвесторов связаны с международным рынком. Активы клиентов брокерских компаний, подпавших под санкции («ВТБ Мои инвестиции», «Сбербанк Инвестиции», «Открытие Инвестиции», «Альфа Инвестиции» и других) оказались заблокированы. «Им приходится ждать разморозки активов либо продавать их с существенным дисконтом – примерно минус 40% от рыночной цены», – рассказывает руководитель отдела по работе с состоятельными клиентами инвестиционной компании Fontvielle Сергей Соловых.
В июле Центробанк РФ оценил объем заблокированных иностранных акций в 320 млрд рублей, а число пострадавших инвесторов – в пять миллионов. В начале сентября ЦБ предложил создать фонд для компенсаций инвесторам, использовав доходы от средств нерезидентов, чьи активы заблокированы в России. Однако Минфин не поддержал эту идею.
Адаптационный "карантин": как ЦБ спасает фондовый рынок от падения
Кроме того, работа на международном рынке осложнена препятствиями для проведения платежей. Из-за блокировки SWIFT перевод за рубеж «напоминает дорогостоящий квест», делится инвестиционный советник группы компаний «ЕЮС» Игорь Файнман. По его словам, многие зарубежные брокеры просто отказываются работать с россиянами или выдвигают «неисполнимые требования» по открытию новых счетов.
«Трудностям для частного инвестора из России конца не видно, – сетует собеседник. – Например, 3 апреля Россию отключили от терминала Bloomberg, и теперь инвестиции на американском рынке напоминают езду на автомобиле без зеркал. Нет доступа к аналитике, котировкам и возможности в реальном времени контролировать движения рынка».
Дополнительным ударом по доходности таких инвестиций стали комиссии за обслуживание валютных счетов, которые летом вводили российские банки. «Для российского инвестора становится дорого иметь как саму валюту, так и активы, выраженные в ней. Кто может, избавляется от токсичных активов, кто не может – вынужден платить», – рассказывают в брокерской компании «Ингосстрах-Инвестиции».
С чем связан новый запрет ЦБ
С 1 октября ЦБ ограничивает возможность покупать ценные бумаги эмитентов недружественных стран. Мера распространяется на неквалифицированных инвесторов («неквалов»), которые, по мнению регулятора, особенно уязвимы на международном рынке. Она была анонсирована 20 июля в новой концепции ЦБ по защите частных инвесторов.
Собеседники «Профиля» видят в этом решении и другие мотивы. «Задача – поддержать российский фондовый рынок новыми деньгами, ведь после блокировок нерезидентов он потерял порядка 80% объема торгов», – говорит Сергей Соловых.
«Если рассматривать ценные бумаги как инструмент финансирования экономики страны, то переток капитала в Россию приобретает идеологическую окраску – как ответное действие на антироссийские санкции», – считает декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при правительстве РФ Екатерина Безсмертная. Правда, американский фондовый рынок едва ли почувствует уход наших инвесторов, отмечает она.
Планируется, что запрет ЦБ будет реализован постепенно. С 1 октября доля ценных бумаг недружественных стран должна составлять не более 15% в портфеле инвестора. С 1 ноября – не более 10%, с 1 декабря – не более 5%, а к концу года – упасть до нуля. Правда, некоторые брокерские компании уведомили клиентов, что уже с октября покупка таких бумаг станет полностью недоступна.
«Возможно, план ЦБ будет выполнен быстрее, так как сразу перекрыть доступ технически проще, чем постепенно», – предполагает управляющий активами Cresco Capital Степан Сумин. По его мнению, эта мера приведет к сокращению клиентской базы брокеров и, как следствие, снижению ликвидности российского рынка. «Многие предпочитают торги только зарубежными финансовыми инструментами, – аргументирует эксперт. – Часто они выступали в качестве страховки для инвестора, а теперь риски повышаются».
Большинство представителей инвест-сообщества оценивают действия ЦБ скептически, согласна Екатерина Безсмертная. «Вряд ли инвестор, привыкший к торговле на западных рынках, заинтересуется отечественными инструментами, круг которых ограничен и не обеспечивает необходимый уровень диверсификации портфеля», – считает она.
Какую часть сообщества затрагивают новые правила? Здесь оценки различаются. Инвестор, бывший топ-менеджер компаний «Тройка Диалог» и «Атон» Иван Попов считает, что запрет ударит по 25–30% инвесторов. Старший аналитик Forex Club Валерий Полховский оценивает эту долю в 40–50%.
По данным ЦБ на лето 2022 года, квалифицированных инвесторов («квалов») в России только 2% от общего числа граждан, вкладывающихся в финансовые инструменты (500 тыс. из 25 млн человек). Правда, их становится больше: еще в начале 2021-го было 186 тысяч. А по совокупной стоимости активов на долю «квалов» приходится 63% средств.
Что касается торговли иностранными бумагами, то до 24 февраля объем торгов СПБ Биржи (основной российской площадки, предоставляющей доступ к ним) был сопоставим с Московской биржей. Причем интерес к зарубежным активам устойчиво рос. Но к августу 2022-го показатели СПБ Биржи заметно сократились (на 68% год к году).
Что теперь делать «неквалам»
- Стать квалифицированным инвестором.
- Вкладываться в биржевые паевые инвестфонды (БПИФ), в состав которых входят ценные бумаги недружественных стран. В сентябре на Мосбирже торгуются более 20 таких БПИФ. «Это российский инструмент, даже если он создан на иностранные активы, и под ограничение регулятора не попадает», – поясняет Степан Сумин.
- Работать через отдельных иностранных брокеров. «Пока такая возможность сохраняется, – констатирует аналитик «КСП КапиталУправление активами» Михаил Беспалов. – Правда, она связана с рисками, поскольку в этом случае ваши вложения не защищены российским законодательством».
«Можно открывать счета в дружественных юрисдикциях: в Казахстане, Армении, Дубае», – предлагает Иван Попов. Впрочем, неопытным инвесторам надежнее держать портфели «в российском периметре», считает он.
- Переориентироваться на ценные бумаги дружественных стран, где риски, связанные с выводом средств, ниже. Сейчас многие россияне «на полном серьезе смотрят и изучают азиатские рынки», говорит Игорь Файнман. Генеральный директор Orient Group Андрей Сафронюк приводит в пример рынок акций Узбекистана. «Он действительно привлекательный: идет поэтапная либерализация экономики, а ВВП растет на 6% в год», – утверждает собеседник.
Если эти варианты не подходят, остается отечественный рынок.
Как стать квалифицированным инвестором
Для этого нужно соответствовать одному из критериев на выбор:
- наличие финансовых активов на сумму от 6 млн рублей (недвижимость и прочее имущество не учитывается). В июле ЦБ предложил поднять имущественный ценз до 30 млн рублей, но пока это решение не утверждено;
- опыт работы в компании из финансового сектора (от двух или трех лет в зависимости от типа организации);
- наличие регулярной инвестиционной практики (сделки суммарно на 6 млн рублей и более за предыдущий год, не менее одной сделки в месяц и не менее 10 сделок за квартал);
- профильное финансовое образование.
Чтобы претендовать на статус «квала», необходимо предоставить брокеру подтверждающие документы – выписки с банковских счетов, трудовую книжку, годовой брокерский отчет или диплом по соответствующей специальности.
Что происходит на российском рынке
С 28 февраля по 21 марта торги на фондовом рынке РФ были остановлены – это самая длительная остановка с начала 1990-х годов (для сравнения: в дефолтном 1998 году простой составил всего 4 рабочих дня). По мнению Екатерины Безсмертной, столь радикальное решение себя оправдало. «Было важно не допустить череды эмоциональных продаж и дальнейшей паники на рынке, когда оценить справедливую стоимость бумаг российских эмитентов не представлялось возможным», – объясняет она.
Тем не менее фондовый рынок пострадал: ежемесячный объем торговли акциями на Московской бирже упал с 2,8–3,2 трлн рублей (в конце 2021 года) до 0,6–1 трлн (с апреля по август 2022-го). В первую очередь объем ликвидности сократился из-за ухода зарубежных инвесторов, вложивших в российские ценные бумаги, по оценке НАУФОР, $312 млрд.
Инвестор на распутье: можно ли инвестировать, когда данных о компаниях становится меньше
На этом фоне увеличивается доля частных инвесторов: сейчас они составляют более 70% участников Мосбиржи. Хотя и в этой категории рост затормозился. По подсчетам Безсмертной, за 2021 год число граждан с брокерскими счетами на Мосбирже выросло почти в два раза, а с марта по август 2022-го – только на 12%. Почти не растет и количество открытых индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС).
Но в целом ситуация стабилизировалась. «Прошел первый шок, и рынок осторожно переходит от падения к стагнации», – рассказывает Игорь Файнман. Конкретные сегменты рынка чувствуют себя по-разному. Так, инвесторы, предпочитающие покупку облигаций, в плюсе: индекс гособлигаций RGBITR (учитывающий выплаты по ним) по сравнению с началом года вырос на 3,5%, аналогичный индекс корпоративных облигаций RUCBITR прибавил 6%. А вот индекс акций IMOEX за это же время потерял более 40% (хотя, пройдя нижнюю точку во второй половине июля, к 19 сентября успел прибавить 14%).
Результаты каждого инвестора индивидуальны, резюмирует Сергей Соловых. «Многое зависит от готовности рисковать и действовать оперативно. Пример из моего опыта: покупка акций российских экспортеров и гособлигаций, торгуемых на низких уровнях во время падения рынка, может обеспечить прирост портфеля на 20% за короткий срок», – рассказывает он.
Показательно, что сентябрьское падение котировок оказалось гораздо мягче февральского. Причина в том, что с рынка ушли иностранные игроки, то есть некому устроить массовую распродажу и спровоцировать обвал цен.
Что дальше? Хотя сегодня трудно прогнозировать динамику рынка, опираясь только на экономические факторы, эксперты «Профиля» обозначили вероятные сценарии.
«Инвесторы замерли, ждут отчетов компаний за III и IV кварталы. Там увидим, как экономика живет в новой реальности. До этого сильно падать или расти рынок не будет. На заметный рост стоит рассчитывать не ранее 2023 года», – говорит Иван Попов.
Игорь Файнман до конца года «не ждет чуда», ссылаясь на недостаток ликвидности на рынке. Но долгосрочная перспектива выглядит позитивнее. «Уместно вспомнить опыт фондового рынка Ирана, на котором галопирующий рост котировок начался через три года после введения похожих санкций. И несмотря на высокую инфляцию в стране, основной индекс Тегеранской биржи TEDPIX обгоняет ее уже много лет», – подчеркивает собеседник.
Инвестор, управляющий партнер сети Coffee Like Антон Макаров убежден, что российские акции фундаментально недооценены. «Россия – часть мировой экономики, поэтому на картину следует смотреть глобально, – рассуждает он. – Посмотрите на падение зарубежных индексов – S&P500 (потерял 21% с начала года. – «Профиль») или NASDAQ (потерял 30%. – «Профиль»). Оно сопоставимо с нашим рынком. Поэтому я бы не драматизировал происходящее в России».
Куда инвестировать в условиях кризиса
По мнению Валерия Полховского, в условиях неопределенности стоит отдавать предпочтение самым стабильным, системообразующим компаниям. Особенно привлекательны ценные бумаги компаний, выплачивающих дивиденды акционерам. «Например, позиции "Газпрома" сильно улучшились на новостях по дивидендам за первое полугодие. "Роснефть" также не отказывается от дивидендов и даже обещает их увеличить», – указывает эксперт.
Также есть малый и средний бизнес. Сразу несколько собеседников призвали плотнее изучить этот сектор, ведь уход из России иностранных компаний дает шанс занять освободившиеся ниши. «Когда падают акции "Газпрома", держатели акций не могут повлиять на ситуацию. Малый же бизнес находится у инвестора на расстоянии вытянутой руки. Cтоит вкладываться в те инструменты, которыми можно управлять, влиять на принятие решений», – аргументирует Антон Макаров.
«Растут сферы сбыта, связанные с текстильным и вещевым производством, торговлей на маркетплейсах, загородным строительством, – рассказывает руководитель партнерского направления «ЯрФинТраст» Игорь Поташов. – Для развития бизнесу нужны деньги, и частное финансирование набирает популярность. Доходность инвестора здесь может превышать 30% годовых. Появляются новые инструменты, например, займы бизнесу под залог недвижимости».
Андрей Сафронюк верит в ритейл и логистику. «Торговые сети будут расти до тех пор, пока они отвоевывают потребителя у продуктовых рынков, – поясняет он. – А вложения в логистический бизнес сулят прибыль из-за перекраивания транспортных цепочек в Евразии».
Совладелица сети апарт-отелей Sokroma Дарья Ковалевская рекомендует исследовать перспективы внутреннего туризма. «Россияне будут все чаще выбирать путешествия внутри страны. Бизнес должен обеспечить туристов инфраструктурой, удовлетворяющей спрос, и на этом можно хорошо заработать», – считает она.
Какая стратегия подойдет частным инвесторам
Эксперты упоминают несколько базовых правил, которые следует помнить при составлении портфеля. Первое и главное: диверсифицировать вложения между разными классами и типами активов.
Также следует искать оптимальное соотношение между риском и доходностью. Так, стоимость некоторых акций может выглядеть крайне заманчиво. Но в таких случаях наверняка есть подводные камни, предупреждает Михаил Беспалов.
«В банковском секторе дешевизна бумаг может объясняться отсутствием отчетности (ЦБ разрешил банкам не публиковать текущие финансовые показатели до 1 января 2023 года. – «Профиль»). В металлургической отрасли – санкциями, осложнившими работу. В нефтегазовом секторе – вступающим в силу в декабре эмбарго ЕС на поставки нефти из России. Словом, следует учитывать много рисков. Из-за снижения прозрачности правильно оценивать активы стало сложнее», – сетует он.
Выходом из положения являются инструменты коллективных инвестиций, уверен главный аналитик «Ингосстрах-Инвестиций» Виктор Тунев. «Инвесторам-любителям лучше не пытаться угадать движение акций, а воспользоваться паевыми фондами, – советует он. – Самая простая стратегия – определить для себя долю рисковых активов и вложить ее в ПИФы акций, а часть, которая должна быть надежной и приносить относительно стабильный доход ежегодно, вложить в ПИФы рублевых облигаций».
Сергей Соловых предлагает сначала определиться с временным горизонтом, на который рассчитаны вложения. А после этого распределить их между более надежными (облигации, депозиты) и менее надежными (акции) инструментами. Общее правило: чем короче срок, тем менее рисковым должен быть портфель. Для размещения средств на два года – 80% облигаций и 20% акций. Для размещения на пять лет – 50% и 50%. И так далее.
Что читать и анализировать
Перед принятием инвестиционных решений желательно собрать как можно больше информации. Своим чек-листом поделился финансовый эксперт Глеб Лубенников.
- какие проекты выбирают инвестиционные фонды;
- во что инвестируют крупные компании;
- как меняются крупные IТ-сервисы (например, мессенджер Telegram развивается в сторону блокчейн-технологий);
- обзоры новых проектов экспертами по инвестициям;
- обзоры поисковых запросов;
- новости международных рынков;
- данные инвестиционной платформы Crunchbase;
- прогнозы аудиторских компаний и банков о развитии бизнеса на ближайший год.
Альтернатива – вложения в недвижимость
Покупка жилья – самый традиционный способ «зафиксировать» накопления. По словам экспертов, в 2022 году он по-прежнему актуален. Что бы ни происходило в экономике, стоимость квадратного метра на длинной дистанции растет, поясняет управляющий партнер компании «Метриум» Надежда Коркка.
«У рынка недвижимости есть преимущество – внимание и поддержка государства, выраженное в программах льготной ипотеки, – добавляет она. – Еще один плюс – вариативность действий, которую получает инвестор: можно сразу продать построенный объект либо поделить на доли и сдавать в аренду».
Вложения в готовые квартиры помогут сохранить накопления, а в строящиеся – заработать 20% за 1–2 года до сдачи объекта, считает коммерческий директор «Кортрос-Москва» Дмитрий Железнов. При этом начинающим инвесторам рынок интуитивно понятен: можно отличить хорошую квартиру от плохой, удачную локацию от депрессивной, завышенную цену от заниженной.
«Я бы рекомендовал жилые комплексы бизнес-класса в Москве и других крупных городах. Они имеют оптимальное сочетание цены и качества. Большая находка для инвестора – жилой комплекс рядом с деловым кварталом вроде "Москва-Сити". В такой локации всегда есть платежеспособный спрос», – замечает Железнов.
А коммерческий директор Optima Development Дмитрий Голев призывает оценить преимущества торговой недвижимости. «Можно вложиться в помещения на первых этажах ЖК, это принесет неплохой доход, – рассуждает он. – Но тут много нюансов: нужно не прогадать с расположением объекта внутри ЖК, правильно рассчитать пешеходный трафик, найти надежного арендатора. Зачастую имеет смысл обратиться к консультантам».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".