22 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Кадры решают всё: как скрасить невыездной сезон с помощью фототуризма
Путешествия путешествия туризм фото

Кадры решают всё: как скрасить невыездной сезон с помощью фототуризма

Чем только не занимались со скуки россияне на самоизоляции, если судить по соцсетям: готовили экзотические блюда, вышивали крестиком, изучали оригами, устраивали флешмобы. Креатив понадобится и при организации летнего досуга, ведь большая часть туристических направлений по разным причинам недоступна. Зато, если подойти к отпуску нестандартно, можно заново открыть для себя знакомые места внутри страны и даже своего региона.

Карты Путешествия

©Shutterstock

Одним из вариантов творческого отдыха может стать фототуризм. Это давно известный, но до сих пор не вполне ясно очерченный сегмент туристического рынка на стыке авторских туров и коуч-туризма. Путешествия – хорошо, саморазвитие и получение новых навыков – тоже; если же совместить одно с другим, возникает мощный синергетический эффект: такова концепция подобных поездок.


Как выбрать фототур

Даже самый талантливый фотограф не обязательно окажется хорошим организатором, способным обеспечить комфорт и дисциплину в группе. С другой стороны, представители турфирмы могут хорошо планировать маршрут, но при этом ограничиться доставкой фотографов на местность, не углубляясь в творческие детали. Поэтому оптимальный, хотя и наиболее дорогой вариант – когда турфирма занимается организационными вопросами, а в качестве гида нанимает фотографа. Или, напротив, когда фотограф-организатор привлекает для решения бытовых и логистических вопросов местную туркомпанию.

Стоит внимательно изучить программу тура: не перегружена ли она переездами? Не всем под силу выдержать походный ритм ради красивых кадров, иногда частая смена декораций утомляет, не способствует концентрации на творческом процессе. Отправляться на «дикие» территории можно только с опытным гидом, который уже не раз там бывал. Не стоит записываться даже к хорошему фотографу, если регион съемок ему незнаком, а участие местных сопровождающих не предполагается: это значит, что фотограф хочет «протестировать» за счет туристов интересную для себя местность.

При отсутствии опыта съемок стоит отдельно уточнить, подразумеваются ли обучение, консультации, разбор отснятых фотографий. Комфортное число участников группы – не более 8 человек, в противном случае на точке съемки будет тесно, что помешает сосредоточиться на поиске интересных ракурсов.

Самое главное – не выбирать фототур исключительно по красивым картинкам на сайте: иногда они просто собраны на просторах интернета.


Россиянам повезло: наша страна является одним из самых желанных направлений для зарубежных фотографов. Иными словами, то, за чем признанные мастера едут из других частей света, нам доступно даже во времена закрытых границ. Правда, говорить о большом международном потенциале фототуризма в России сложно: такие поездки вряд ли покорят массовый рынок, ведь мало у кого есть соответствующий творческий зуд, не говоря уже о техническом оснащении. Впрочем, новички могут не переживать: в фототуристы берут даже тех, кто вовсе не умеет пользоваться камерой, а раздобыть необходимое оборудование можно по весьма умеренной цене. Решающим становится другой фактор: желание по-новому взглянуть на мир.

«Побочный продукт»

Фотосъемкой на отдыхе так или иначе занимаются все. Чем же отличаются фототуры? Их многолетний организатор, фотограф-пейзажист Дмитрий Купрацевич дает простое определение: если в обычной поездке снятые кадры являются «побочным продуктом» туристического опыта, то в данном случае это и есть та цель, ради которой все затевалось.

Вне зоны доступа: почему на открывшиеся курорты попадут не все

Более того, перед организатором прямо ставится задача обеспечить участникам получение фотоснимков высокого уровня. При этом сами туры не являются мероприятиями для избранных. «Исторически фототуры восходят к экспедициям фотографов-профессионалов, – рассказал «Профилю» Купрацевич. – Но сегодня основной аудиторией являются уже не «профи», а просто люди, желающие путешествовать не в формате традиционных экскурсий, которыми они пресытились. Многодневное ожидание удачного кадра – такого сейчас не встретишь. Люди просто хотят «пощелкать» в красивом месте, и их можно понять».

Впрочем, программа-максимум в фототурах не сводится к «набиванию» кадров. И даже получить от опытных наставников инструкции, как управляться с камерой, не самое главное. В конце концов, современные смартфоны, обладающие интуитивно понятным интерфейсом, уже приблизились (а возможно, и обогнали) по качеству съемки многие камеры начального уровня. Но технический прогресс лишь подтверждает старое правило: не «вылизанная» картинка, но умение творчески строить кадр, искать сюжет, композиционные и цветовые решения – вот что создает фотографию.

В этом смысле терапевтический эффект фототуров в том, что они расширяют границы восприятия, позволяя увидеть красоту окружающего мира с новых ракурсов. Смотреть на жизнь как художник, а не как потребитель – навык, которого часто не хватает в повседневности…


Сколько стоит фототур

Пеший фототур с проживанием в палатках обойдется не дороже стандартного похода с турклубом по тому же маршруту. По сути, фотопутешествие даже проще в организации, так как акцент смещен с преодоления больших расстояний на несложные выходы в красивые места во время заката и рассвета. Стоимость возрастает пропорционально степени комфорта: при желании туристов проживание может быть организовано на турбазе, перемещение до точек съемки – на удобном транспорте, а за питание будет отвечать повар. Совсем другое дело – экспедиции по уникальным регионам. При минимальном комфорте их стоимость сопоставима с отдыхом на элитном курорте, так как приходится нанимать целую команду из местных сопровождающих, а в качестве транспорта использовать яхты, вездеходы и вертолеты.

К примеру, фототур по Байкалу походного формата во время теплого сезона обойдется в 20–30 тыс. рублей. В зимний сезон с частным фотографом – 40–50 тысяч, так как необходимо проживание на отапливаемой турбазе и перемещение на микроавтобусах. Зимой с турфирмой – уже от 80 тысяч, так как в стоимость включена страховка, а переезды осуществляются на хивусе – катере на воздушной подушке, самом безопасном транспорте для перемещения по льду. А добраться до отдаленных, нетуристических уголков Байкала можно в составе экспедиции на корабле – стоимость начинается от 150 тыс. рублей.


Фотографы Телевик Закат Рассвет Восход

Шедевры на экспорт

Для России фототуризм – относительно новое направление. Отечественная фотография унаследовала традиции советской, знаменитой своим новостным, социальным репортажем. Фотосъемка природы зачастую была приложением к научно-популярным, исследовательским статьям. С одной стороны, существовали фотокружки, готовившие технически подкованных фотолюбителей, но не практиковавшие выезды «на пленэр». С другой – в СССР был популярен спортивный туризм, и его приверженцы, конечно, брали с собой пленочные камеры, но в основном ограничивались фиксацией походных будней.

Развитие организованных коммерческих фототуров совпало с появлением на рынке недорогих зеркальных фотоаппаратов со сменной оптикой. Как рассказала «Профилю» основательница Байкальской академии фотографии Наталья Байбородина, стоявшая у истоков фототуризма в России, «взрывной» рост этого направления был зафиксирован в начале 2010-х.

Москвичей и петербуржцев могут не пустить на курорты

«В 2008 году я разработала бизнес-проект по проведению обучающих фототуров, многие коллеги не верили в него, называли фантастическим, – вспоминает Байбородина. – Но стоило нам запуститься, как желающие пошли потоком. В 2009 году состоялось четыре тура, в 2010-м – около десяти, в 2011-м – еще вдвое больше. На Байкал поехали люди со всех уголков страны, в том числе в зимние месяцы. Пик популярности пришелся на 2012–2016 годы».

Примечательно, что Россия является крайне востребованным направлением для иностранных фотографов. Снимки ледяного Байкала и камчатских бурых мишек в их исполнении регулярно становятся призерами престижных международных конкурсов. Соперничать с нашими красотами могут только экзотические страны – например, ЮАР, где не одно десятилетие проводятся фотосафари на базе местных национальных парков.

Поток фотолюбителей в Россию мог бы стать больше при условии комплексного продвижения этого продукта на международном рынке. Пока же предложение отстает от спроса. «Я помогала с организацией туров на Байкал для швейцарцев и сингапурцев, – вспоминает Байбородина. – Сотрудничать с продающей туры иностранной турфирмой было непросто. Сами туристы прекрасно понимали, что хотят, а вот в агентстве с трудом постигали специфику тура – например, то, что надо учитывать дополнительные транспортные расходы для съемок во время рассветов и закатов, в ночные часы. Взаимодействие наладилось только после того, как первые туристы стали оставлять восторженные отзывы о России».

Рынок в режиме инкогнито

Сколько всего в России проходит фототуров, никто толком не знает. Да и едва ли возможно это подсчитать, ведь организационные критерии весьма смутны. Во-первых, подобные поездки предлагают региональные турагентства, знакомые со спецификой «домашнего» региона: в этом случае клиенты могут ожидать официальный договор, четко прописанные условия проживания и питания, страховку. Во-вторых, собственные обучающие туры проводят фотоклубы и фотошколы: здесь формальностей уже меньше, зато все в порядке с творческой составляющей. На сайтах таких организаций можно найти расписание поездок – правда, стоит учесть, что некоторые из них все же предполагают «входной барьер» в смысле уровня подготовки участников. Но есть и мероприятия для новичков.

Третья и самая массовая категория – авторские туры от фотографов. Отчасти этот сегмент рынка «серый», далеко не все организаторы оформляют ИП, а вместо заключения договоров с клиентами просто «бьют по рукам». Информацию о наборе в группу и «добровольных пожертвованиях» за участие можно найти на персональном сайте или страничках фотографа в соцсетях. Звучит не слишком надежно? Но подобные туры пользуются неизменной популярностью. Во-первых, они по понятным причинам дешевле, чем аналогичные предложения от компаний. Во-вторых, опытный фотограф лучше всего понимает, какие условия необходимо обеспечить, чтобы клиент мог снять кадр своей мечты.

«Когда произошел скачок спроса на фототуры, они вошли в «меню» почти всех турфирм, работающих на внутреннем рынке, – говорит Байбородина. – Но быстро выяснилось, что далекие от мира фотографии турагенты не способны организовать качественный творческий опыт. И тогда инициативу перехватили продвинутые фотографы-путешественники».

«Количественно оценить рынок фототуров невозможно – кто только не пробует на нем свои силы, – разводит руками Купрацевич. – Но можно предположить, что в текущей экономической ситуации рынок расти не будет. Если в период популярности фототуризма организаторы постоянно разрабатывали новые направления, то теперь это слишком рискованно. Будут работать в проверенных местах – там, где удалось найти сочетание инфраструктуры, логистики и понятного бюджета».

Фотогеничные уголки России

Куда же ехать в фототур? Зависит от времени года. В отличие от традиционного туризма, понятий «высокого» и «низкого» сезона здесь нет, ведь далеко не всегда природа раскрывается во всей красе в комфортное для человека время года. И все же можно выделить несколько направлений, востребованных в любую погоду.

Самым популярным, пожалуй, является Байкал. Наиболее комфортный месяц для пребывания на озере – июль. Но фотографы со всего мира съезжаются на Байкал и в суровые зимние месяцы, чтобы запечатлеть виды ледяной глади, простирающейся на многие километры.

«Высокий» фотосезон на Алтае – весна и осень. Весной склоны гор окрашены в фиолетовые и ярко-розовые тона, ведь на май приходится цветение маральника. А золотая осень в горах – не самое теплое, но идеальное для пейзажной фотографии время.

В Крым также едут весной, когда пляжи еще пусты, а в горах начинают распускаться первоцветы, чуть позже, в апреле – тюльпаны Шренка, в мае – поля алых маков. А осенью, когда отдыхающие уже разъехались, леса и горы Крыма окутывают густые туманы, сквозь которые пробиваются всполохи огненно-желтой листвы.

На Кольский полуостров фотографы съезжаются к концу лета. Погода начинает портиться, моросят мелкие дожди… Но зато под ногами – ковры из разноцветных мхов, а над головой переливается полярное сияние.

Анималистические фототуры и вовсе привязаны к ритму жизни животных, далеко не всегда совпадающему с человеческим. Так, в Кроноцкий заповедник на востоке Камчатки едут в июле–августе, чтобы снять бурых медведей, увлеченных рыбалкой и почти не обращающих внимание на фотографов. В Петропавловске-Камчатском находится известное среди анималистов лежбище сивучей, а на Таймыре (Красноярский край) и Чукотке можно сделать эффектные кадры с овцебыками и песцами.

Если нет возможности отправиться в далекую экспедицию, то можно посоветовать анималистам столичного региона национальный парк «Лосиный остров», а также заповедник «Калужские засеки», известный уникальной популяцией зубров.


Подбираем оптику

Приобрести камеру – лишь полдела. Для фототура важно тщательно подобрать объективы. На вопросы по этой теме организаторы отмахиваются – мол, берите с собой все что есть. Но все-таки стоит задуматься об оптимизации комплекта, особенно если речь идет о долгих прогулках, когда каждый грамм веса на счету.

Для обучения и уличных съемок хватит стандартного зум-объектива. Его картинка считается не слишком качественной, но в репортаже куда важнее поймать момент, для чего зум будет весьма уместен. Для съемки портретов используются светосильные «фиксы», обеспечивающие красивое размытие заднего плана. Профессиональные «портретники» (85mm f/1.4 разных систем) стоят до 90 тыс. рублей, но для любительской съемки хватит и недорогого «полтинника» (50mm f/1.4 – чуть больше 20 тыс. рублей).

В пейзажной и архитектурной съемке востребованы широкоугольные объективы. Выдаваемый ими результат впечатляет, но стоимость автофокусных премиум-моделей превышает 100 тыс. рублей. Впрочем, если прибегнуть к «ширикам» сторонних производителей (Sigma, Tamron), можно сэкономить более 50% этой суммы.

Большой популярностью у туристов пользуются телеобъективы. Телевик может применяться даже в пейзаже: он позволяет выделять объекты, сделать акцент, например, на рельефе гор. Тут цена зависит от светосилы: для статичных пейзажей сгодится бюджетный «темный» телевик, а для фотоохоты на диких животных придется обзавестись супертелеобъективом (100-400, 200-500, 150-600 мм.) по цене от 100 тыс. рублей.


Новичок, любитель, профессионал

Впрочем, если вы «откопали» в недрах шкафа старую зеркалку или решили постигать фотоискусство с нуля, сразу идти в фотоохоту на медведя, пожалуй, не стоит. По уровню требований к участникам можно выделить три категории фототуров.

Если навыков взаимодействия с камерой нет или в качестве нее и вовсе выступает смартфон, но при этом хочется прочувствовать все тонкости работы фотографа, то подходящий вариант – фототуры выходного дня. Часто они проходят по городам Золотого кольца или этнодеревням в формате «выездных сессий» для учеников фотошкол – подробный инструктаж и комфортные бытовые условия гарантированы.

С рюкзаком по стране: как путешествовать по национальным паркам России

Если есть готовность к лишениям, можно попробовать следующий уровень сложности – путешествия с длительными походами, но без спортивного экстрима. Степень комфорта здесь – вопрос исключительно финансовый: на Камчатке, Байкале, Алтае, в Крыму и на Кавказе вполне развита туристическая инфраструктура. Можно жить как в палаточном лагере, так и на благоустроенной турбазе – на качестве снимков это вряд ли скажется. Но все же, отправляясь в столь дальний путь, желательно обзавестись хотя бы любительской камерой со сменной оптикой и попрактиковаться с ней до начала поездки.

Наконец, третий, самый продвинутый уровень – полноценная экспедиция к труднодоступным памятникам природы или местам обитания редких животных. Здесь уже кроме свободного владения фототехникой потребуется и опыт проживания в условиях дикой природы. На бытовые удобства рассчитывать трудно, но настоящих фотоэнтузиастов это не смущает, за хорошими кадрами они готовы отправиться хоть на край света.

Технический регламент

Жизнь фототуриста нелегка. В буквальном смысле! Ведь, в отличие от обычного «походника», он несет на себе не только рюкзак с личными вещами, но и дополнительную емкость с фотооборудованием. А перед началом тура, следовательно, нужно ее укомплектовать. Насколько это удорожит поездку? Конечно, совсем дешевой фототехника не бывает. Но можно успокоить начинающих фотолюбителей – обзаводиться профессиональным комплектом необходимости нет.

Так, для обучающих туров подойдет недорогая любительская зеркалка с «китовым» (входившим в комплект при продаже) зум-объективом. Стоимость такого набора (Canon EOS 4000D Kit, Nikon D3500 Kit и т.д.) варьируется в пределах 20–30 тыс. рублей. Кстати, фотоаппарат не обязательно должен быть новым. Можно раздобыть «пожилую» цифровую камеру, много лет пылившуюся на полке у кого-нибудь из знакомых. Главное, чтобы на ней имелись ручные настройки выдержки, диафрагмы и светочувствительности (ISO).

На природу с комфортом: как правильно собираться в поход

Ступенькой выше в фотоиерархии располагаются «продвинутые» любительские зеркалки (Canon EOS 77D Kit, Nikon D7500 Kit и т.д.) – 60–70 тыс. рублей. Разница в цене объясняется не только улучшенными характеристиками, но и наличием на корпусе дополнительных элементов управления, позволяющих оперативно работать с настройками камеры.

И лишь когда спортивный интерес перерастает в серьезное увлечение или предстоит снимать в сложных условиях, можно рассматривать покупку фотоаппарата с полнокадровой матрицей. В этом случае комплект с объективом (Canon EOS 6D Mark II Kit, Nikon D750 Kit и т.д.) обойдется чуть больше чем в 100 тыс. рублей.

Что касается беззеркальных камер, которые становятся все популярнее в последние годы, то они не уступают своим зеркальным «коллегам» по качеству снимков, но стоят дороже: любительский комплект (Canon EOS M5 Kit, Nikon Z50 Kit и т.д.) обойдется в 60 тыс. рублей, полнокадровый (Canon EOS R Kit, Nikon Z6 Kit и т.д.) – от 170 тыс. рублей.

За счет отсутствия системы оптического видоискателя беззеркалки легче и компактнее, что немаловажно в дороге (с другой стороны, аккумуляторы у них садятся быстрее, что весьма досаждает путешественникам). Стоит ли за это переплачивать – дело вкуса. Нередко опытные фотографы советуют сэкономить на камере, но зато вложиться в оптику, от которой во многом зависит итоговое качество снимка.

Таким образом, комплект техники для фототренинга на природе можно собрать как за 30, так и за 300 тысяч рублей, а максимальный уровень вовсе не ограничен. Если же вас в принципе пугают цифры со множеством нулей, не спешите отказываться от идеи фотопутешествия. Чтобы не тратиться на девайс, который пригодится в одной поездке, можно обратиться к услугам прокатов. Обычно стоимость аренды любительской зеркалки составляет 500–1000 рублей в день, профессиональной – 2000–3000 рублей в день. А комплект оптики можно собрать, уплатив 500–1000 рублей в день за каждый объектив. Словом, если чувствуете в себе творческий порыв, технические вопросы вполне решаемы.


Аксессуары первой необходимости

Покупкой камеры и объектива дело не ограничивается. Для защиты линз в условиях дикой природы рекомендуется докупить uv-фильтр (от 1000 рублей), а для цветастых пейзажей – поляризационный фильтр (от 2000 рублей). Нельзя забывать о штативе: подойдет напольный трипод с шаровой головой, высотой 1,5-1,7 м. Штативы изготавливаются из алюминиевого сплава или из углеволокна (карбоновые) – второй вариант легче, но и дороже (10 тыс. рублей против 6 тыс. за алюминиевый).

И, наконец, фотосумка или фоторюкзак. Сумкой можно ограничиться в городских турах с минимальным количеством оптики. Для продолжительных походов с использованием нескольких объективов и штатива рюкзак безальтернативен – вопросом комфорта не следует пренебрегать. Фоторюкзаки бывают нескольких видов: классические (с фронтальным доступом к оборудованию), универсальные (совмещающие отделение для фототехники и карман для личных вещей) и однолямочные (слинги) – у каждого есть свои плюсы и минусы. Цены начинаются от 3 тысяч рублей и достигают 30 тысяч.


Автор – член Союза фотографов дикой природы и Русского географического общества.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".