Пять самых интересных железнодорожных маршрутов по России
Туристические поезда РЖД – один из самых доступных и простых способов путешествовать по России. Составы курсируют по типу круиза – ночью пассажиры, как правило, в пути, а днем осматривают города во время длительных остановок. Мы выбрали пять самых интересных туристических поездов нашей страны.
«Сказы Поволжья»
Это новейший туристический поезд РЖД. Компания объявила о его запуске лишь в августе.
Маршрут: Москва – Казань – Йошкар-Ола – Москва. В пути – четыре дня / три ночи.
В первый рейс состав отправится 3 ноября вечером с Казанского вокзала Москвы. Уже утром на следующий день пассажиры прибудут в Казань, где их ждет обзорная экскурсия «Казань тысячелетняя». Это автобусно-пешеходная экскурсия по самым интересным достопримечательностям города – Казанскому кремлю, Старо-Татарской слободе, старинным и современным улочкам города, а также мечети «Кул-Шариф», Благовещенскому собору, Спасской башне и падающей башне Сююмбике.
Деньги за отдых: куда поехать в России, чтобы получить кешбэк от государства
Пассажиров, которые оформят турпакет, после прогулки ждет кулинарный мастер-класс блюд татарской кухни.
Также есть возможность на автобусе из Казани отправиться в легендарный музейный комплекс под открытым небом «Остров-град Свияжск».
Из Казани поезд отправится около полуночи и на следующее утро прибудет в Йошкар-Олу, где путешественников также ждут экскурсии по центру города с визитом к памятнику Йошкину коту и по набережной Брюгге. Вечером поезд отправится обратно в Москву.
В составе поезда только вагоны люкс, СВ и купе. Также есть вагон-ресторан.
Цена билета в купе – от 13 тыс. руб. с человека. Кстати, в 2022 году поезд сделает всего один рейс (3–6 ноября), но 6 мая 2023 года состав возобновит движение по маршруту «Сказы Поволжья».
«Жемчужина Кавказа»
Туристический поезд с самым долгим маршрутом. В пути состав находится неделю, за которую пассажиры побывают в пяти городах Северного Кавказа.
Маршрут: Москва – Майкоп – Нальчик – Грозный – Дербент – Кисловодск – Москва.
Этот туристический состав был запущен в 2021 году и сразу удостоился премии «Сделано в России», учрежденной при поддержке Ростуризма. Впрочем, первые рейсы были чуть короче, чем сейчас. В 2022 году в РЖД решили возобновить движение состава «Жемчужина Кавказа», но добавили две остановки – в Майкопе (Адыгея) и Нальчике (Кабардино-Балкария).
Собственно, за одну поездку на этом поезде можно увидеть практически все основные достопримечательности российского Кавказа: Каспийское море, реки и озера, Сулакский каньон в Дагестане и Аргунское ущелье в Чечне, Нихалойские водопады (Чечня) и самую высокую гору Европы Эльбрус, а также самую большую в Европе мечеть «Сердце Чечни» в Грозном и один из старейших городов России – Дербент.
Поезд состоит из вагонов бывшего состава «Александр Невский» (фирменный поезд, курсировавший между Москвой и Санкт-Петербургом). Вагоны – только купе и СВ, также в состав входят вагон-душ, вагон-ресторан и вагон-бар. Билеты можно купить как с включенными экскурсиями, так и без них.
В 2022 году поезд отправляется из Москвы все лето по субботам. Последний рейс запланирован на 24 сентября. Стоимость билетов – от 29 тыс. руб. (без экскурсий), от 58,7 тыс. руб. (с экскурсиями и питанием).
«Рускеальский экспресс»
Это по-настоящему уникальный для страны поезд, ведь его тянет паровоз. В момент своего запуска в 2019 году это был единственный в России ежедневный поезд на паровозной тяге (но сейчас уже есть и другие).
«Рускеальский экспресс» дважды в день ходит в Карелии между двумя станциями – Сортавала и Горный парк «Рускеала». В пути около полутора часов.
Поезд стилизован под старину – снаружи вагоны выкрашены в синий цвет и содержат опознавательные надписи на английском и русском языках, внутри интерьеры напоминают составы XIX века. Кстати, проводники также в старинной форме, а дополняет антураж газета «Рускеальскiй экспрессъ», лежащая на столиках в купе.
Поезд состоит из купейных вагонов, а также стилизованного вагона-ресторана и фотокупе. Также есть вагон первого класса, который состоит из четырех VIP-купе и лаунж-зоны. Как сказано на сайте РЖД, «в каждом купе большой стол, уютные диваны и пуфики. В стоимость входят шампанское и фрукты, а также сертификат на 1000 руб., который можно потратить в вагоне-ресторане».
Стоимость обычного билета на «Рускеальский экспресс» начинается от 900 руб. Добраться до станции Сортавала из Москвы можно на поезде №160В Москва – Петрозаводск. Время в пути – 14 часов.
«Графский поезд»
Это интересный маршрут выходного дня в Воронежской области. Состав, который тянет паровоз, отправляется утром каждую субботу и воскресенье из Воронежа до станции Рамонь на севере области. Время в пути в обе стороны – около 8,5 часа (вместе с экскурсиями).
В пути поезд делает остановку на станции Графская, где ради запуска этого маршрута в ретростиле отреставрировали вокзал и воссоздали «Зал ожидания XIX века». Надо сказать, что в позапрошлое столетие пассажиры переносятся уже сразу, как только садятся в «Графский поезд». И хотя снаружи вагоны состава ничем не отличаются от обычных, внутри каждое купе уникально и посвящено историческим личностям XIX века, внесшим вклад в строительство железной дороги и развитие Воронежского края. А проводники работают в специально сшитой по старинным лекалам форме.
Конечная точка маршрута – станция Рамонь, где пассажиров ждет автобусная экскурсия в замок принцессы Ольденбургской. Место поистине уникальное, хотя настоящий замок в староанглийском стиле посреди воронежской глубинки сам по себе не может не быть уникальным. Его построили в начале 1880-х годов для семьи принцессы Евгении Ольденбургской (внучки Николая I и племянницы Александра II). К слову, представителям немецкой династии Ольденбургских принадлежали престолы в Дании, Греции, Норвегии и Швеции.
Внешне замок практически полностью сохранился до наших дней, строение уцелело даже в годы Великой Отечественной войны. Говорят, что фашистские летчики отказывались бомбить имение, когда узнавали, что у их владельцев немецкие корни (хотя сам Воронеж был разрушен практически на 97%).
Кроме замка, городок Рамонь также знаменит тем, что тут родился Сергей Мосин – конструктор знаменитой винтовки, а еще именно тут на опытно-селекционной станции ученые в середине прошлого века совершили переворот в технологии выращивания сахарной свеклы: им удалось получить и размножить образцы односемянной сахарной свеклы, что позволило при высеве одного семени получать одно растение. Через несколько лет после этого открытия в Рамонь даже прилетал Никита Хрущёв, который поставил задачу «собрать в кулак все передовые достижения отечественной селекции» и стать ведущим селекционным центром по сахарной свекле как в СССР, так и в Европе.
Стоимость билетов на «Графский поезд» – около 1000 руб.
«Байкальский экспресс»
Этот маршрут проходит по берегу Байкала по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). Только пусть слово «кругобайкальская» не вводит вас в заблуждение – никаких железных дорог вокруг Байкала нет. Фактически это небольшой отрезок пути вдоль берега озера с северной (иркутской) стороны. По этому участку состав тянет паровоз, так как электричества тут тоже нет.
Свой путь «Байкальский экспресс» начинает либо в Иркутске, либо в Улан-Удэ. Состав доходит станции Слюдянка-1, где к нему цепляют паровоз, и далее начинается самый интересный отрезок пути – вдоль Байкала. Пассажиров ждет несколько остановок – например, в Слюдянке можно увидеть единственный во всем мире вокзал, полностью построенный из мрамора, а на станции Байкал – погулять по берегу озера.
«Байкальский экспресс» – это современный состав, тут в каждом вагоне душевые кабины, электросушилки для рук, кондиционеры. А в ресторане предлагают блюда байкальской кухни: бурятский плов, байкальскую уху из сига, омуля, запеченного в фольге с кедровыми орешками.
К слову, журнал National Geographic Traveler включил этот маршрут в число лучших железнодорожных маршрутов в мире.
Время в пути – три дня (две ночи). В 2022 году поезд ходит по пятницам до 9 сентября. Стоимость билетов – от 60 тыс. руб.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".