19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Антикризисный фактор
Главное

Антикризисный фактор

Новым управляющим директором по факторингу Альфа-банка с 1 июня назначен Андрей Ганин (на фото) – финансист с многолетним стажем, в последние годы возглавлявший в банке работу с крупными корпоративными клиентами. На новой должности Ганин намерен реализовать стратегию банка по удержанию топ-позиций на российском рынке факторинга и привлечению к факторингу клиентов малого и среднего бизнеса. Момент подходящий – многие компании в условиях экономического кризиса ищут новые подходы к ведению бизнеса и управлению оборотным капиталом.

АО «Альфа-банк» входит в тройку лидеров российского рынка факторинга – оборот на этом направлении за первый квартал 2016 года превысил 50 млрд рублей. В числе клиентов – российские компании, работающие в сфере металлургии, агропромышленного комплекса, продовольственного и непродовольственного ритейла. В основном, это крупный бизнес – сейчас на его долю приходится 65% портфеля. По словам Ганина, как один из крупнейших банков «Альфа» исторически имеет сильные позиции в высоком сегменте. Работа в данном сегменте требует так называемый «бутиковый» подход, банк практически в каждом случае берет на себя вопросы адаптации процессов и технологий между поставщиками и дебиторами, отмечает Ганин.

Одновременно задачей фактора является активизация работы со средними компаниями, объем выручки которых начинается от 10 млн долларов. Это соответствует общей концепции развития Альфа-банка – в сторону среднего корпоративного сегмента, в том числе в регионах. «Это главный фокус на 2016 год, необходимый для диверсификации портфеля», – говорит Ганин. «Поточное» финансирование средних компаний исключает ручное управление каждой сделкой: нужны стандартизированные, «пакетные» предложения по принципу «все включено». Как уточняет новый руководитель, банк разрабатывает несколько видов «пакетов» по отраслевому принципу с учетом специфики того или иного рынка.

Унификация в этой сфере сопряжена с еще одной актуальной задачей российского факторинга – переходом на электронный документооборот. Альфа-банк первым в России запустил собственную электронную площадку для факторинга Альфа-Finance, которая работает с несколькими крупнейшими провайдерами электронного документооборота. Масштабирование электронного факторинга стартовало в столичном регионе. Фактор планирует наращивать базу дебиторов с постоянным одобренным кредитным лимитом и сами лимиты. Перевод документов в «цифру» избавляет поставщика от лишних расходов и экономит время: вместо 15–20 документов требуется всего пять, а срок одобрения сделки сокращается с 30–40 до 7–10 дней, в течение которых требуется лишь один визит в банк. Также минимизируются риски технической ошибки и мошенничества.

Прогресс частично тормозит консервативность бизнес-сообщества. «Компании очень постепенно переходят на электронный документооборот, особенно в регионах, – объясняет Андрей Ганин. – Еще есть те, кто по старинке ведет бухгалтерию в тетрадках или в Excel, в лучшем случае – в 1С. Да и про факторинг многие недостаточно знают. Когда же возникает потребность в деньгах, автоматически думают про кредит – как будто других способов финансирования нет».

Однако во время кризиса ситуация меняется. Получать кредиты стало непросто, и факторинг приобрел ощутимые преимущества: этот вид финансирования не требует залога и, при наличии договора, позволяет поставщику получить средства «день-в-день», оперативно пополняя оборотный капитал. По сути, в условиях, когда объемы продаж падают и дебиторы откладывают выплаты, факторинг становится страховым продуктом, покрывающим часть бизнес-рисков поставщика. Со своей стороны, факторы демонстрируют все большую лояльность к клиентам, повышая одобренные кредитные лимиты и снижая процентные ставки – сейчас они зачастую ниже, чем по кредитным линиям с аналогичными параметрами. В результате прошлогодний спад факторингового рынка сменился ростом на 15% по итогам I квартала 2016 года.

Динамика Альфа-банка еще успешнее: квартальный рост на 74% по обороту и на 85% – по портфелю сделок. По словам Ганина, факторинг интересен банку в силу более низких рисков, поскольку в сделке присутствуют сразу два источника погашения задолженности, а не один, как в случае с кредитом. Целями на вторую половину года топ-менеджер называет увеличение портфеля сделок за счет среднего бизнеса и крупного отраслевого сегмента и удержание низкого уровня проблемной задолженности.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».