- Главная страница
- Статьи
- "Человек, чуть не убивший Черчилля": как немецкий подводник стал героем военных мифов
"Человек, чуть не убивший Черчилля": как немецкий подводник стал героем военных мифов
В последний день октября 1939-го произошло неординарное событие, до сих пор служащее предметом кривотолков: немецкая подлодка атаковала британский линкор, где, по слухам, находился Черчилль. Это нападение положило начало цепочке событий, не только прославивших командира лодки Вильгельма Цана как невероятного неудачника, но и сделавших его одной из ключевых фигур в катастрофе лайнера «Вильгельм Густлофф».
- Охота на крупного зверя
- "Человек, чуть не убивший Черчилля"
- От неудачи к неудаче
- "Расстрелянный" по приказу фюрера
Охота на крупного зверя
Кораблям нужны базы. Если эти базы недостаточно укреплены, флот не может решать свои задачи. Понимая это, командующий немецкими подлодками Карл Дениц задумал изгнать британский флот из Северного моря, лишив его главной базы в Скапа-Флоу на Оркнейских островах. План Деница увенчался успехом, когда в ночь на 14 октября 1939-го в Скапа-Флоу проникла U-47, потопив прямо на рейде линкор «Ройал Оук». После этого британцам пришлось увести свои тяжелые корабли в залив Лох-Ю на северо-западе Шотландии.
Дениц логично рассудил, что после атаки Скапа-Флоу британская эскадра не появится в Северном море. Единственный шанс встретить ее оставался к западу от Оркнейских островов. Силы ПЛО в том районе были невелики, и отправленные туда четыре малых лодки второй серии могли открыть охоту на линкоры. В конце октября немецкие субмарины заняли позиции севернее Шотландии, патрулируя район подходов к проливу Фэр-Айл.
Рано утром 30 октября в 45 милях севернее мыса Рат находилась U-56 капитан-лейтенанта Вильгельма Цана. Это был опытный подводник, служивший на флоте с 1930 года. Поэтому, когда он получил доклад акустика о шумах винтов вражеской эскадры, то в своих последующих действиях не допустил ни одной ошибки.
Подняв перископ, Цан внимательно осмотрел горизонт. Сначала море казалось пустым, но в 9:00 он заметил вдалеке верхушки мачт, принадлежавшие британским линкорам. Оказалось, что прямо через позицию U-56 шли главные силы флота метрополии: линкоры «Родней», «Нельсон» и линейный крейсер «Худ» в сопровождении шести эсминцев. Шанс атаковать такие цели выпадал командирам подлодок крайне редко. Цан приказал экипажу быть готовым к торпедной атаке, начав предзалповое маневрирование.
Казалось бы, фортуна благоволила немцам, поскольку эсминцы, которые должны были защищать линкоры от подлодок, промчались на большом расстоянии от своих подопечных. Таким образом, U-56 оказалась между эсминцами и линкорами, никем не замеченная и готовая нанести удар.
Сначала Цан не поверил своей удаче, отметив, что «три линкора шли на меня лоб в лоб, что делало атаку затруднительной, если не невозможной». Но внезапно британские корабли повернули на 20–30°, и субмарина оказалась на идеальной позиции для стрельбы. Первым шел линкор «Родней», но командир U-56 решил его пропустить, сосредоточив внимание на «Нельсоне» – флагмане британского флота.
В 9:41, когда «Нельсон» находился менее чем в тысяче метров от U-56, она выпустила в него три торпеды. Увидеть результат атаки Цан не смог, так как сразу после залпа облегчившаяся лодка начала всплывать. Не желая себя демаскировать, Цан приказал погрузиться на 80 м. Все это время его экипаж напряженно ждал взрыва торпед. Но сначала сверху прогудели винты линкора, спустя три минуты раздался громкий звук удара металла о металл, а еще через три минуты вдалеке бабахнул взрыв.
Немцам страшно не повезло: две торпеды врезались в борт «Нельсона», но не взорвались. А третья, хоть и взорвалась, прошла мимо цели. Британцы услышали этот взрыв, после чего быстро скрылись из виду. Цан был настолько потрясен неудачей, что доложил о ней Деницу лишь вечером, что помешало тому отправить на перехват эскадры находившуюся рядом U-58.
Но в тот день Дениц не винил своего офицера, а проклинал Торпедную инспекцию, игнорировавшую жалобы подводников на бракованные боеприпасы. Хотя с самого начала войны поступали сообщения о том, что многие торпеды либо не взрывались, либо детонировали преждевременно, для решения этого вопроса ничего толком не было сделано. Инспекция упорно отказывалась принимать меры, настаивая, что подводники просто оправдывают свои промахи изъянами техники. В результате 31 октября Дениц написал: «Из всех проблем подводной войны самой насущной является проблема отказа торпед».
"Человек, чуть не убивший Черчилля"
При этом было одно обстоятельство, удручавшее Деница в связи с неудачей Цана гораздо больше, чем очередное подтверждение низкого качества немецких торпед. Согласно данным разведки, когда U-56 атаковала «Нельсон», на борту линкора находился глава Адмиралтейства и будущий премьер Великобритании Уинстон Черчилль. Этой версии гросс-адмирал придерживался долгие годы, написав в мемуарах, что после войны ему попалась на глаза газетная заметка, подтверждавшая эту информацию.
Так с легкой руки Деница родилась легенда о том, что Цан мог нанести британцам обезглавливающий удар, поскольку на «Нельсоне» якобы находился не только Черчилль, но также Первый морской лорд Дадли Паунд и командующий флотом метрополии Чарльз Форбс. В результате за Цаном закрепилось прозвище Человек, чуть не убивший Черчилля.
Насколько оно справедливо? В мемуарах Черчилль писал, что 31 октября он вместе с Паундом отправился в Скапа-Флоу для того, чтобы обсудить укрепление обороны этой базы.
Совещание, по словам Черчилля, должно было пройти на «флагманском корабле Форбса».
Авантюра Черчилля: как британский флот разменял свой авианосец на немецкую подлодку
Эскадра Форбса с 23 октября находилась в море: сначала прикрывала проводку конвоя из Норвегии, а после пыталась помочь захваченному немцами американскому судну «Сити оф Флинт».
31 октября корабли Форбса вернулись в Клайд. Поэтому, вероятно, Черчилль и ошибся, указав место встречи с Форбсом.
Очевидно, что до 31 октября Черчилль физически не мог посетить «Нельсон», находившийся в походе.
От неудачи к неудаче
Еще одна неточность Деница: в мемуарах он написал, что после неудачи с «Нельсоном» Цан был настолько потрясен случившимся, «что я принял решение отозвать его из действующего флота и использовать в тылу для обучения команд подводных лодок».
На самом деле Цан продолжил командовать U-56 до января 1940-го. За это время она совершила два похода, в которых открыла боевой счет. В первом походе Цан торпедировал и повредил британский лесовоз, а затем потопил шведское судно, не разглядев, что оно шло под флагом нейтральной страны. Во втором походе Цан установил минное поле у юго-восточного побережья Великобритании, проходя через которое, погиб финский пароход.
Но пережитый стресс не прошел для подводника бесследно – в отличие от своих коллег, Цан действовал вяло. Из-за этого Дениц усомнился в его дееспособности и назначил Цана преподавателем торпедных стрельб в военно-морском училище. Но и там экс-командир U-56 не нашел покоя. По свидетельству сослуживцев, из-за депрессии Цан с трудом справлялся с работой и в итоге оказался в психиатрической клинике.
После того как Цан выписался оттуда, Дениц дал ему второй шанс, назначив командиром U-69, известной как «Смеющаяся корова». В первом походе на этой субмарине Цан никак себя не проявил, он был излишне осторожен и так и не выпустил ни одной торпеды. В следующем походе U-69 действовала в составе «волчьей стаи». На этот раз Цан был активнее, атаковал, но из-за плохой погоды успеха не достиг. В третьем походе U-69 также успеха не имела.
В итоге Дениц решил, что ее неудачи объясняются не только невезением командира, но и нехваткой у того «мастерства и инициативы» как в управлении лодкой, так и в атаке. В апреле 1942-го Цана сняли с должности и направили на штабную работу в Киль.
"Расстрелянный" по приказу фюрера
Следующий этап службы подводника оказался связан еще с одним знаменитым мифом Второй мировой. В октябре 1943-го Цана назначили командиром батальона второй учебной дивизии подплава в Готенхафене. Он снова должен был готовить кадры, ведя занятия на вспомогательном судне ВМС «Вильгельм Густлофф».
Как вокруг потопления «Вильгельм Густлофф» расплодились мифы и почему им нельзя верить
Учеба закончилась в январе 1945-го, когда Восточная Пруссия стала зоной боевых действий. Продвижение Красной армии заставило Деница начать эвакуацию населения на запад. 30 января в море вышел конвой в составе «Густлоффа» и кораблей эскорта, который должен был доставить подводников и беженцев в Киль.
Будучи военным комендантом «Густлоффа», Цан попытался убедить его капитана, что лучшая защита от подлодок – это скорость в 15–16 узлов и светомаскировка. Но тот не внял совету, решив, что состояние судовых двигателей не позволяет дать больше 12 узлов. Хуже того, капитан зажег судовые огни, когда пришло сообщение о тральщиках, якобы шедших навстречу. Эти и другие ошибки привели к одной из самых страшных морских катастроф, унесшей тысячи жизней.
Огни лайнера заметила советская подлодка «С-13» Александра Маринеско. Она догнала и потопила «Густлофф». В результате из 173 членов экипажа, 918 подводников, 373 женщин-военнослужащих из вспомогательной службы ВМС, 162 раненых и почти 5000 (по другим данным, свыше 8000) беженцев выжили лишь 1239 человек, включая Цана.
После войны в СССР на основе непроверенной информации возник миф о том, что «С-13» разом покончила с 3700 немецкими подводниками, якобы находившимися на «Густлоффе». А так как мифы плодят мифы, скоро заговорили о том, что Гитлер был столь разъярен потоплением лайнера, что объявил Маринеско своим личным врагом, а командира конвоя велел расстрелять.
Сейчас уже известно, что все это неправда, Цан не был расстрелян и умер в 1976 году. На гражданке он занимался предпринимательством, что выглядит удивительным, учитывая его реноме хронического неудачника.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".