26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Черный рынок: роль Украины в мировой торговле нелегальным оружием
Military оружие торговля Украина

Черный рынок: роль Украины в мировой торговле нелегальным оружием

«Украина превратилась в самый большой в Европе рынок по продаже нелегального оружия», – такое заявление сделала украинская Национальная полиция по итогам крупной спецоперации «Оружие и взрывчатка», проведенной осенью 2017 года. Было изъято 857 единиц незарегистрированного оружия, включая новейшие боевые западные образцы, и 393 единицы взрывчатых веществ. Это абсолютный рекорд на тот момент, и местные власти признали: вопрос нелегального оборота оружия в стране стоит очень остро. Какую роль Украина сыграла в торговле нелегальным оружием в мировом масштабе, разбирался «Профиль».

Захваченное в ходе специальной военной операции вооружение на Украине

©Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС

Содержание:

Предпосылки

В мировом рейтинге крупнейших экспортеров оружия Украина всегда была далеко не на первых строчках. Согласно исследованию Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), она заняла 12-е место в 2019-м, пропустив вперед и США с Канадой, и Германию, и Российскую Федерацию, и Китай. Но вместе с тем Украина занимает особое положение в этом «Табеле о рангах».

Во времена Советского Союза именно Украинская ССР была самым вооруженным регионом. На ее территории располагались три ключевых военных округа (Киевский, Одесский и Прикарпатский, со штабом во Львове), которые могли стать основной ударной силой прорыва на запад. В 1991 году после распада СССР вся эта мощь осталась на Украине. И сразу стала объектом пристального внимания организованной и не очень организованной преступности. По скромным оценкам, на черный оружейный рынок ушла треть всего военного имущества. Некоторые специалисты говорят, что было продано 90% вооружений, включая танки, БМП, вертолеты и самолеты.

Дело в том, что после 1945 года в мире сложилось всего два стандарта боевого оружия – советский и американский. Рынки сбыта были поделены, а распад СССР и экономический кризис на его территории привели к резкому дефициту запчастей и комплектующих советского образца, включая боеприпасы. И склады Украины представляли огромный интерес. Ни одна армия мира не в состоянии быстро и полностью перейти на другой стандарт: это баснословно дорого.

В докладе Проекта по разоблачению организованной преступности и коррупции (OCCRP) в 2017-м подчеркивалось, что украинские власти и компании «сделали страну ключевым узлом в сети, поставляющей оружие советского образца из Европы в Африку и на Ближний Восток». Возможно, были поставки боевикам ИГИЛ («Исламское государство», террористическая организация, запрещена в РФ).

«Уже тогда сразу была отмечена особенность украинского рынка оружия: его в первую очередь занимали не стрелковое и легкое вооружение, а мины, боеприпасы, ракеты, взрывчатка и специальные средства, а также бронированные машины, – рассказал "Профилю" на условиях анонимности один из высокопоставленных офицеров российской армии. – Для понимания: если в других регионах пистолеты и автоматы занимают до 80% сбыта, то в потоке с Украины они составляли суммарно не более 35–40%, и то эта цифра в основном за счет поставок автоматов Калашникова в Афганистан и Чечню. Именно отсюда уходили крупные партии "Семтекса" – взрывчатки чехословацкого происхождения, с конца 60-х годов популярной у террористов во всем мире».

Развитие рынка

На Украине 20 января 1992 года создали государственную компанию «Украинский дом», которая и получила право продажи военной техники и вооружения за рубеж. Но уже через два года торговали оружием, по оценкам специалистов СБУ, 115 фирм, причем в их уставах этот вид деятельности не был указан, что не мешало разрешительным органам официально согласовывать контракты.

Именно к этому периоду относится скандал, известный как «Кучмагейт», или «Плёнки майора Мельниченко». На обнародованных записях зафиксирован голос, который мог принадлежать первому президенту Украины Леониду Кучме. Якобы он приказал главе МВД Юрию Кравченко избавиться от журналиста Георгия Гонгадзе. Среди записей есть и другой диалог – обсуждение поставок восьми совершенно секретных станций контроля радиоэлектронной обстановки «Кольчуга» в исламскую республику Иран в обход введенных международных санкций. При участии фирмы, которую можно идентифицировать как «Украинский дом» или ее дочернюю структуру.

Эксперты СБУ, как и специалисты из Вашингтона, сделали заключение, что записи подлинные. В 2002 году Генеральная прокуратура Украины официально объявила, что комплексы «Кольчуга», изготовленные на заводе «Топаз» в Донецке, в Иран не поставлялись. Но специалисты из США в 1993 году зафиксировали применение «Кольчуг» спецслужбами Ирана, а позже даже получили фотографии по меньшей мере четырех станций. Эта история стала серьезным скандалом, отголоски которого гремят до сих пор.

«Появление на международном черном рынке оружия такого игрока, как Украина, готового в то время на все, в том числе на поставки секретных образцов советского вооружения, не могло не привлечь внимания других участников процесса, – рассказывает источник "Профиля". – К тому же по ряду причин этот игрок не был конкурентом – он ворвался на рынок с эксклюзивными советскими разработками. В этом были заинтересованы и разведки стран НАТО, и армии тех стран, которые нуждались в запасных частях и комплектующих стоящих на вооружении советских образцов оружия».

В результате в 1992–1996 годах сформировался украинский рынок нелегального оружия. Коррупционные связи позволяли многие операции проводить под видом официальных, что обеспечивало защиту от международных правоохранительных органов. Сформировался и рынок сбыта. Отголоски заметны и в легальном обороте оружия: немецкая фирма «Шмайсер», например, создала совместное предприятие по производству нелетальных образцов оружия и вложилась своей инженерной мыслью. Как результат – появление украинских образцов оружия под маркой «Форт», ставших вполне конкурентоспособными.

Есть и другие доказательства, что Украина торговала оружием и технологиями. Существуют десятки подобных историй с минимум косвенными подтверждениями. Международная правозащитная организация Amnesty International 25 сентября 2017 года обвинила Украину в поставках в Южный Судан тысяч пулеметов, минометов, ручных противотанковых гранатометов и миллионов боеприпасов. В качестве доказательств были представлены данные о двух контрактах, заключенных между «Укринмаш» и частной фирмой из ОАЭ. Эти контракты противоречат международным обязательствам Украины.

По оценке экспертов, косвенным доказательством активного участия «граждан Украины» в международной торговле оружием является количество ЧП в арсеналах страны: их непропорционально много. После марта 2014 года подобные инциденты реже не стали, но теперь сложно дифференцировать, какие из них явились следствием действий диверсионно-разведывательных групп, а какие – попытками скрыть недостачу. Так, например, 23 марта 2017 года в городе Балаклее Харьковской области в результате взрыва и пожара оказались повреждены или уничтожены 125 тыс. т боеприпасов. Вечером 26 сентября 2017 года аналогичное ЧП произошло в городе Калиновке Винницкой области.

Надо отметить, что с начала 2014 года на международном рынке вооружений спрос на боеприпасы советских стандартов резко вырос, а вот предложение, наоборот, сократилось, и это напрямую связано с событиями на Украине. Напомним, по данным международных экспертов, Украина была одним из основных поставщиков именно боеприпасов и взрывчатки.

Новейший след

Служба безопасности Украины 22 октября 2022 года задержала президента двигателестроительной госкорпорации «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева и директора по внешнеэкономической деятельности Олега Дзюбу. Обоим предъявлены обвинения в транснациональных поставках оптовых партий двигателей для военной техники «в другую страну в сговоре с представителями стороны-агрессора».

При этом были обнародованы записи телефонных переговоров об участии Богуслаева в налаженных схемах международной торговли. Но все судебные заседания (о мерах пресечения арестованным) по требованию Генеральной прокуратуры Украины проходят за закрытыми дверями: на них оглашают данные, содержащие государственную тайну.

Ростех официально заявил, что провел импортозамещение и с 2014 года с «Мотор Сич» не сотрудничает. Можно говорить, что, расследуя антиукраинскую деятельность, СБУ наткнулась на один из налаженных каналов нелегальной международной торговли авиадвигателями и получила доказательства причастности к ним высокопоставленного чиновника, Героя Украины Вячеслава Богуслаева. Это расследование может принести неожиданные результаты.

К тому же Богуслаев не впервые стал фигурантом уголовного дела, возбужденного СБУ. Еще в 2018 году украинские спецслужбы заподозрили, что часть оборудования «Мотор Сич» для производства двигателей была незаконно вывезена в Китай, где предприятие построило целый завод. 23 апреля на предприятии прошел обыск, была изъята документация, но развития дело не получило. Вячеслав Богуслаев, в то время председатель правления «Мотор Сич», назвал эти действия «рейдерским захватом».

Но при этом выяснилась интересная деталь: комментируя уголовное дело, Офис Генпрокурора Украины заявил, что в отношении руководства «Мотор Сич» расследуется несколько уголовных дел, в том числе о незаконном выводе акций на международный рынок. По данным СМИ, в конце 2022 года все эти дела реанимировали.

Стрелковое оружие

Эксперты Управления ООН по наркотикам и преступности еще в 2010 году вывели формулу «пятнадцать к девяти» – из 15 произведенных в мире единиц стрелкового оружия девять остаются в легальном обороте, а шесть переходят в теневой сектор. Эта формула является показателем качества контроля оружия в государстве.

По данным международных экспертов, для Украины последние годы пригодна формула «один к шести»: из семи единиц оружия шесть находятся в нелегальном обороте. Так, по информации Украинской ассоциации владельцев оружия, у граждан Украины в 2017 году было около 5 млн нелегальных единиц оружия. В 2021 году это официально подтвердил советник офиса президента Украины Алексей Арестович. Говоря о вооружении территориальной обороны страны, он сказал: «На Украине практически свободная продажа оружия, пять миллионов нарезных стволов на руках у населения».

В 2018 году экс-президент Украины Пётр Порошенко объявил о постепенном переходе республики на стандарты НАТО, а в 2020 году Верховная рада Украины приняла соответствующий закон. Помимо прочего, он предусматривал и переход на новые калибры, отличные от традиционных. За короткий период десятки тысяч единиц стрелкового оружия, особенно автоматы и винтовки, стали не нужны государству и подлежат замене. Но утилизировать старые вряд ли будут – они пойдут в продажу и, как считают эксперты, насытят нелегальный рынок.

Именно зоны боевых действий становятся основным поставщиком оружия на криминальный рынок страны. Если говорить о России, первые массовые потоки оружия пошли во время югоосетинского конфликта (1989 год), вторая волна – это грузино-абхазская война (1992–1993 годы), а затем – первая чеченская (1995 год). Именно в этот период тысячи стволов оказались в российской глубинке, и до сих пор в уголовных делах можно встретить справки «оружие утеряно в мае 1996 года в Ведено», «оружие утеряно в 1991 году в городе Гагра».

Например, на вооружении банды Аслана Гагиева (Джако) оказались секретные стрелковые комплексы «Гром», которые были утеряны в Южной Осетии и Абхазии, «Ореховские» пользовались оружием, исчезнувшим в Грозном, в том числе экспериментальными образцами, следы которых легко отслеживались.

С 2014 года в Россию рекой потекло оружие с юго-востока Украины. Причем если в первые годы это были старые ТТ и ПМ, долго хранившиеся на складах, то в последние годы это в основном – импортные образцы, такие как, например, пистолеты Glock, в том числе автоматический Glock-20 с магазинами на 33 патрона, штурмовые винтовки Heckler & Koch, противотанковые гранатометы Javelin.

«В одно время цены на оружие на черном рынке резко упали, – рассказал "Профилю" высокопоставленный офицер российского МВД. – Автомат Калашникова стоил около 800 долларов, пистолет Макарова – 400 долларов, граната Ф-1 – 15 долларов, патроны продавались за сущие копейки».

И не только в Россию: в 2015 году СБУ сообщило, что при покупке оружия для совершения терактов во время чемпионата Европы по футболу «Евро-2016» с поличным был задержан гражданин Франции, который приобрел пять автоматов Калашникова, 5400 патронов к ним, два противотанковых гранатомета РПU-7 и 18 выстрелов к ним, 125 кг тротила, 100 электродетонаторов и 20 балаклав.

22 мая 2022 года в подмосковных Мытищах, на улице Матросова, в багажнике припаркованного автомобиля Kia Sorento самопроизвольно сработал противотанковый гранатомет Javelin. В поврежденной машине были обнаружены еще два. Очень быстро выяснилось, что это оружие поступило на вооружение ВСУ и вроде как было использовано в боевых действиях. Причем от момента появления этих экземпляров на Украине до ЧП в Подмосковье прошло менее трех месяцев.

Только этот пример показывает, что вооруженные конфликты между странами никогда не были препятствием для активных участников черного рынка – в разгар любых боевых действий торговля стволами и боеприпасами только активизируется. Уже сейчас оружие из зоны специальной военной операции всплывает во всех регионах Российской Федерации: Москве, Краснодаре, Иркутске, Новосибирске, Забайкалье.

И даже за границей: в сентябре 2022 года в Стокгольме полиция изъяла среди прочего три гранатомета, купленные местными преступными группировками «за рубежом». Официально было объявлено, что один из них имеет югославское происхождение и поступил с Балкан. Про два других официально ничего не говорилось, но специалисты утверждают: это гранатометы, переданные Вооружённым силам Украины уже после февраля 2022 года.

Крупнейший рынок в Европе

Что Украина превратилась в самый крупный рынок торговли оружием в Европе, признали и в национальной полиции Украины, и в Европоле. Конфликт на юго-востоке страны стал катализатором этого процесса на всех уровнях.

Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) констатировал, что в 2016 году Украина экспортировала оружия на сумму $528 млн, но «Укроборонпром» отчитался, что в этом же 2016 году экспортировал вооружений и продукции военного и специального назначения на $756 млн. Разницу между этими цифрами никак не объясняют.

На Украине пытались исправить ситуацию, предлагая выкупить нелегальное оружие у местных жителей. За каждый автомат Калашникова предлагали более 10 тыс. руб. в пересчете на российские деньги, но сдавать оружие за такую скромную сумму никто не спешит.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».