22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. История боевых беспилотников: от осады Венеции до Второй мировой войны
Military беспилотники

История боевых беспилотников: от осады Венеции до Второй мировой войны

Современные вооруженные конфликты невозможно представить без применения воюющими сторонами беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Однако их история не ограничивается рамками нескольких десятилетий. Когда появилось и как развивалось это «чудо-оружие», разбирался «Профиль».

Немецкий самолет-снаряд Фау-1

Немецкий самолет-снаряд "Фау-1"

©Vostock Photo Archive

О классификации «трутней»

БПЛА, он же «беспилотник» или «дрон» (от английского drone – трутень) – это летательный аппарат без экипажа на борту. Армии большинства стран мира сегодня широко используют их для разведки, целеуказания, радиоэлектронной борьбы, нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и морским целям.

Появление нового универсального оружия привело к значительным изменениям в тактике ведения боевых действий. Яркими примерами явились вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе и специальная военная операция на Украине.

Беспилотники широко применяются и в сугубо мирных целях – для аэрофотосъемки, патрулирования, геодезических изысканий, мониторинга различных объектов и даже для доставки покупок на дом. Например, в прошлом году Росстат использовал дроны при проведении микросельхозпереписи, что позволило существенно повысить точность результатов.

Правила использования воздушного пространства Российской Федерации определяют, что БПЛА – «летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов».

По международной классификации дроны подразделяются на микро-, мини-, легкие, средние, среднетяжелые и тяжелые БПЛА, а также беспилотные боевые самолеты. Взлетная масса, в зависимости от класса, может составлять от нескольких килограммов до полутора тонн, радиус действия – от 10–40 км до 1,5 тыс. км.

Венецианская «премьера» БПЛА

Первый подтвержденный факт боевого применения «беспилотников» датирован 1849 годом. Австро-венгерская армия использовала против восставшей Венеции воздушные шары. Их запускали при подходящем направлении и силе ветра, чтобы сбросить на город бомбы. Подробности атаки неизвестны, но, согласно австрийским отчетам, налеты носили массированный по тем временам характер: на Венецию упало почти 100 бомб.

Воздушная бомбардировка Венеции, 1849 год

Воздушная бомбардировка Венеции, 1849 год

ARCHIVES SNARK/PHOTO12 VIA AFP/EAST NEWS

Впервые возможности управления дроном по радио – правда, беспилотный аппарат был не летающий, а плавающий, – протестировали в 1899 году. Автор принципиально новой технологии – известный ученый и изобретатель Никола Тесла.

История боевых беспилотников: солдаты холодной войны

Во время Первой мировой войны в Германии, Великобритании и США велись работы по созданию БПЛА. Однако в боевых действиях стороны их так и не использовали. В сентябре 1924 года в Соединенных Штатах гидросамолет Curtiss F-5L совершил первый автономный полет в режиме радиоуправления. Машина взлетела, выполнила маневрирование в воздухе, затем оператор посадил ее на воду.

В 1933–1945 годах в Великобритании и США серийно строились радиоуправляемые самолеты-мишени для тренировки летчиков-истребителей и зенитчиков. В период с 1941 по 1945 годы по заказам военного ведомства американская компания «Радиоплан» выпустила более 3800 БПЛА.

Догнать и перегнать Америку

В СССР в довоенный период велись работы сразу над девятью проектами БПЛА. В 1933–1940 годах в ленинградском Научно-испытательном минно-торпедном институте (НИМТИ) разрабатывали планер специального назначения (ПСН) модификаций ПСН-1 и ПСН-2, конструкторы Соломон Валк и Василий Никитин.

Аппараты, вооруженные двумя торпедами или начиненные взрывчаткой, предполагалось доставлять в районы боевого применения бомбардировщиками ТБ-3. В частности, ПСН-2 должен был следовать на буксире за самолетом. За 30–50 км до цели беспилотник отцепляли, он планировал, заходил в атаку и сбрасывал торпеды. Управлял планером оператор с самолета-носителя по инфракрасному лучу с помощью установки «Квант», имевшей три инфракрасных прожектора.

Бомбардировщик ТБ-3 с двумя подвешенными ПСН-1

Бомбардировщик ТБ-3 с двумя подвешенными ПСН-1

Vostock Photo Archive

Первые четыре ПСН построили в 1935-м. Летом следующего года проводились летные испытания с подвеской под ТБ-3. В 1937–1938 годах заказали еще несколько ПСН, но в марте 1938-го работы над этим перспективным проектом неожиданно прекратили – конструкторы попали под маховик репрессий.

В СССР также рассматривалась возможность переоборудования серийных самолетов в телеуправляемые. С 25 по 29 мая 1939 года два телемеханических бомбардировщика ТБ-1 осуществили десять полетов. Машинами управляли по радио с командного самолета или с наземного командного пункта. Программа испытаний включала взлет, полет по заданному маршруту, наведение на цель, возвращение и посадку. Управление с наземного пункта осуществлялось с дальности до 25 км, а с командного ТБ-1 – до 6 км.

Кроме того, проводились работы по созданию дрона-камикадзе – радиоуправляемого бомбардировщика ТБ-3 (проект «Бомба») одноразового использования. Самолет нес боевой заряд огромной мощности (вес взрывчатки 6,2 тонны), который размещался внутри фюзеляжа.

25 марта 1942 года имел место единственный случай боевого применения радиоуправляемого ТБ-3. «Бомба» и командный ДБ-3Ф вылетели с подмосковного аэродрома Внуково на уничтожение железнодорожного узла Вязьма. Взлет на самолете-камикадзе был произведен в пилотируемом режиме, чтобы исключить взрыв в случае отказа автоматики на заполненном техникой и войсками аэродроме. После набора высоты и перевода «Бомбы» в режим радиоуправления экипаж покинул борт на парашютах.

Выполнить боевую задачу не удалось: при подлете к Вязьме антенну командного бомбардировщика повредили осколки немецкого зенитного снаряда. Предоставленный самому себе беспилотный ТБ-3 продолжил полет вглубь территории, занятой врагом, пока не упал северо-восточнее Витебска. Второй экземпляр телемеханического ТБ-3 сгорел на аэродроме в Казани. Известно, что пожар спровоцировал взрыв боеприпасов на соседнем самолете.

От Атлантики до Тихого океана

Японский воздушный шар Фу-Го с осколочно-фугасной бомбой

Японский воздушный шар Фу-Го с осколочно-фугасной бомбой

MEPL/Vostock Photo

На европейском театре военных действий в период Второй мировой войны противники достаточно интенсивно использовали телеуправляемые самолеты, самолеты-снаряды «Фау-1», авиабомбы и торпеды. Для наведения на цель применялись радиокомандные, инфракрасные или телевизионные системы, автоматические системы, также управление могло осуществляться по проводам.

Самым массовым применением беспилотников в годы Второй мировой войны стало использование Японией воздушных шаров с бомбами («Фу-Го»)для атак по территории США. С ноября 1944 года по май 1945-го через Тихий океан было отправлено около 9300 шаров. Американского континента достигли не более 10%, причем радиус поражения не ограничивался западным побережьем. Как минимум один шар долетел до Детройта. Властям США удалось предотвратить панику среди мирного населения, а заодно ввести в заблуждение японцев, у которых не было доказательств, что шары все-таки способны перелететь океан. Для этого ввели жесткую цензуру: американской прессе запретили публиковать информацию об инцидентах.

Ущерб от ударов оказался ничтожным, поскольку в большинстве случаев шары-бомбы падали вдали от населенных пунктов и промышленных объектов. Случайными жертвами стали несколько человек, в том числе дети, решившие поиграть с найденным в лесу непонятным предметом. Так что атаки беспилотников не изменили ход войны на Тихом океане. 2 сентября 1945 года Япония капитулировала.

Продолжение следует.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".