Наверх
3 августа 2021

Крейсер "Эдинбург": кому предназначалось советское золото

Английский легкий крейсер "Эдинбург"

©wikimedia commons

Хотя с окончания Великой Отечественной войны прошло уже больше 70 лет, тему помощи союзников СССР все еще окружают мифы. Например, бытует мнение, что Москва оплачивала программу ленд-лиза золотом. Этот миф возник в том числе в результате гибели английского крейсера «Эдинбург» в 1942 году. На борту этого корабля, шедшего из Мурманска в Великобританию, находилось свыше 465 советских золотых слитков весом более пяти тонн. Все это богатство упокоилось на дне морском вместе с крейсером. Но кому предназначался ценный груз?

Полярные конвои

Первые поставки военных грузов в рамках помощи СССР союзники начали в 1941 году. Кратчайший путь лежал через Баренцево море, поэтому Мурманск и Архангельск стали портами, принимавшими конвои. В первой половине 1941-го из Великобритании туда пришло семь конвоев, шесть из которых были обозначены литерами PQ. При возвращении они уже именовались QP. Ни одно судно из их состава не было потеряно по дороге в СССР и обратно, так как изначально немцы полностью игнорировали судоходный трафик между Великобританией и советскими северными портами.

Почему в СССР существовало несколько версий итога атаки линкора «Тирпиц»

В начале войны с СССР командование военно-морских сил Германии не уделяло особого внимания Арктике, отрядив для действий против советского Северного флота лишь несколько эсминцев, подводных лодок, тральщики и сторожевые корабли. Но в 1942 году ситуация изменилась. Немцы перебросили в Северную Норвегию тяжелые корабли, включая линкор «Тирпиц», и увеличили там свои подводные силы. Теперь для союзников проводка каждого конвоя становилась трудной флотской операцией.

Первым погибшим судном из состава полярных конвоев стал английский транспорт «Вазиристан», потопленный 2 января 1942-го немецкой лодкой U-134. В том же месяце другая субмарина отправила на дно английский эсминец «Матабеле». После этого из-за участившихся нападений немецких военно-морских и военно-воздушных сил, базировавшихся в Норвегии, потери транспортов союзных конвоев и их кораблей охранения стали привычным делом.

В марте 1942-го союзники понесли в Арктике первые серьезные потери во время проводки PQ-13. Два судна из его ордера были потоплены самолетами, еще два транспорта записали на свой счет немецкие подводники, а один пароход был уничтожен немецкими эсминцами. В бою с ними получил повреждения английский легкий крейсер «Тринидад». А уже в апреле пострадал QP-10, потерявший четыре транспорта из-за нападений подлодок и авиации. Однако этим апрельские бедствия для союзников не закончились.

Драма «Эдинбурга»

Английский военно-морской флот играл главную роль в охране полярных конвоев, обеспечивая их безопасность по пути в СССР и обратно. Так как с момента первых проводок существовала угроза нападения немецких надводных кораблей, конвои имели обязательный крейсерский эскорт. Был он и у конвоя QP-11, вышедшего из Мурманска 28 апреля 1942 года. Его непосредственное охранение осуществляли 12 военных кораблей, включая крейсер «Эдинбург».

Английский контр-адмирал С. Бонэм-Картер на мостике "Эдинбурга"

wikimedia commons

На этом корабле находился командующий 18-й эскадрой крейсеров контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер. Среди моряков про него ходило поверье, будто любой корабль под его флагом ждет несчастье. Именно Бонэм-Картер был на «Тринидаде», когда этот крейсер получил повреждение от своей же торпеды в бою с немецкими эсминцами. Поэтому экипаж «Эдинбурга» не ждал от своего адмирала ничего хорошего.

Утром 30 апреля QP-11 атаковала немецкая подлодка U-88. Хотя атака и не увенчалась успехом, Бонэм-Картер был очень обеспокоен угрозой нападения субмарин. Считая, что высокая скорость и противолодочный зигзаг – лучшая защита от вражеских торпед, адмирал приказал командиру крейсера покинуть конвой, чтобы идти отдельно от его ордера. Но, как показали дальнейшие события, это решение стало роковой ошибкой.

Пытаясь помешать проводке конвоя, немцы стянули к нему свои субмарины. Одна из них, U-456 Макса Тайхерта, обнаружила «Эдинбург» еще до полудня. Она преследовала крейсер несколько часов, лишь в 16:18 Тайхерт оказался в удачном положении для торпедной стрельбы, чем и воспользовался. Две торпеды попали в крейсер, нанеся ему тяжелейшие повреждения. Но добить «Эдинбург» U-456 не дали английские эсминцы, пришедшие на помощь своему флагману.

Несмотря на повреждения, «Эдинбург» держался на плаву, что позволило английским и советским кораблям организовать спасательную операцию для его буксировки в Мурманск. Но этому помешали три немецких эсминца, вышедшие из Норвегии для уничтожения «раненого» крейсера после доклада U-456 о своем успехе. Они обнаружили «Эдинбург» и его сопровождение рано утром 2 мая. Разыгрался бой, в котором англичанам удалось дать отпор нападавшим – немецкие корабли потеряли один эсминец и были вынуждены ретироваться.

Однако во время боя в «Эдинбург» попала еще одна торпеда. Крейсер еще держался на плаву, но шансы отбуксировать его в Мурманск стали минимальны, поскольку корабль мог разломиться пополам. Находиться на нем было небезопасно, поэтому Бонэм-Картер приказал кораблям сопровождения снять с крейсера команду и потопить его торпедой. В 08:52 2 мая «Эдинбург» затонул вместе со своим золотым грузом.

"Эдинбург", поврежденный немецкими торпедами

wikimedia commons

Кто был получателем золота?

Находившееся на «Эдинбурге» советское золото продолжает оставаться предметом споров на тему: платил ли СССР за американский ленд-лиз? Крейсер действительно вышел из Кольского залива, имея на борту ящики с 465 золотыми слитками стоимостью свыше $6 млн. Но американцам они не предназначались, да и на момент гибели крейсера программа ленд-лиза на Советский Союз еще не распространялась.

Секреты внешней торговли СССР в годы Великой Отечественной войны

Сразу после нападения Гитлера Москва обратилась к США с просьбой предоставить кредит на закупку американских военных материалов. Но президент Рузвельт не мог ее удовлетворить, не имея поддержки Конгресса и американской общественности. Тем не менее он обеспечил советскую сторону средствами для первых закупок, обязав министерство финансов купить у СССР золото за наличный расчет. Речь об увеличении американской помощи пошла лишь после проведения Московской конференции в сентябре 1941 года. На ней представители Америки и Британии обсудили с советским правительством, что ему необходимо для войны с Германией.

Хотя Рузвельт и не мог распространить программу ленд-лиза на Советский Союз, в начале ноября 1941-го он предоставил Сталину беспроцентный кредит в $1 млрд для оплаты поставок вооружения и сырьевых материалов. Условия его погашения предусматривали начало выплат долга лишь через пять лет после окончания войны. Второй миллиард на таких же условиях президент предоставил в феврале 1942-го. А летом того же года СССР уже стал получать помощь от США в рамках ленд-лиза, обнулившего оба займа Рузвельта Сталину и сделавшего их частью этой программы.

Таким образом, золото «Эдинбурга» не предназначалась американцам, так как весной 1942-го СССР получал от них товары в рамках кредитов, которые не предусматривали оплат во время войны. Кроме того, уже широко известно, что и сама программа ленд-лиза не была коммерческой сделкой. Общая сумма поставок по ленд-лизу составила почти $11 млрд, из которых после победы Москве было предложено оплатить лишь десятую часть за оставленную у себя технику и оборудование.

Однако во время войны Советский Союз получал помощь не только из Америки, но и из Великобритании. Причем англичане совершали поставки советской стороне по двум схемам. К примеру, по сообщению Наркомата внешней торговли СССР, с 22 июня 1941-го по 30 апреля 1944 года Лондон отправил своему советскому союзнику 1150 тыс. тонн военных и гражданских грузов. Из них одна часть была поставлена без всякой оплаты в рамках военной помощи, а другая предоставлялась на основе Соглашения между СССР и Великобританией о взаимных поставках, кредите и порядке платежей.

Английский танк "Вэлинтайн", построенный для СССР

wikimedia commons

Данное соглашение советская и английская стороны заключили 16 августа 1941 года. Изначально оно предусматривало получение Москвой товарного кредита на 10 млн фунтов. Но его условия не были похожи на американские. Согласно заключенному договору, 40% английских поставок Советский Союз оплачивал Великобритании сразу валютой или золотом, а оставшуюся часть был обязан погасить в течение семи лет. В мемуарах Анастас Микоян упоминал, что по соглашению от 16 августа 1941-го Советский Союз получил от Великобритании товаров на сумму 60 млн фунтов. Поэтому не остается сомнений, что золотой груз крейсера «Эдинбург» был частью оплаты СССР товарного кредита, взятого у англичан.

В 1981-м Великобритания и Советский Союз заключили с английской компанией «Джессоп Марин Рикавериз» контракт на поиск и подъем утонувшего золота. Погибший крейсер удалось обнаружить на глубине 250 метров, после чего работы по извлечению из его трюма золотых слитков продолжались пять лет. За это время со дна Баренцева моря было поднято 460 слитков золота общим весом 5474,6 кг. Часть из них получили подрядчики в качестве платы за проведенную работу, а оставшаяся часть поделена: 1/3 – Великобритании, 2/3 – СССР.

В завершение стоит отметить любопытный факт. В послевоенное время в советских официальных источниках занижалось значение ленд-лиза, но не утверждалось, что эта программа имела корыстный мотив. А вот художественная литература такими рамками себя не ограничивала. В своей повести о судьбе конвоя PQ-17 Валентин Пикуль прямо утверждал, что золотом «Эдинбурга» советское правительство «стало расплачиваться с союзниками за поставки по ленд-лизу». Результатом столь вольного обращения с историческими фактами стало рождение еще одного мифа о Великой Отечественной войне.

Читать полностью (время чтения 5 минут )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
03.08.2021