26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Зачем Росгвардии понадобилось сразу два штурмовых пулемета
Military

Зачем Росгвардии понадобилось сразу два штурмовых пулемета

Росгвардия собирается принять на вооружение сразу два штурмовых пулемета для проведения специальных операций – эту информацию «Профилю» подтвердили в пресс-службе ведомства. Речь идет об изделии ковровского Завода им. Дегтярева под обозначением «Корд 5,45» и новой разработке концерна «Калашников» РПК‑16. Интересно, что эти образцы, по сути, представляют два мировых тренда в развитии легкого стрелкового оружия поддержки. Причем конкуренция между обоими направлениями в последние годы заметно обострилась.

«Профиль» решил разобраться, зачем гвардейцам понадобились специальные пулеметы и когда они будут приняты на вооружение.

К штурму готов

Военные эксперты признают: сегодня у многих спецподразделений мира есть проблема с компактным ручным пулеметом, который обладал бы большой огневой мощью и обеспечивал высокую практическую скорострельность прежде всего за счет магазина большой вместимости.

Проблему пытаются решить уже несколько лет. Еще весной 2016‑го на сайте госзакупок появилась информация о том, что Министерство внутренних дел (Росгвардии тогда еще не было) в лице НПО «Специальная техника и связь» объявило конкурс на разработку нового пулемета под автоматный/промежуточный патрон 5,45х39 мм.

Согласно техзаданию, оружие предназначалось «для работы в городских условиях и закрытых помещениях, для создания высокой плотности огня при поддержке штурмовых групп или действия пулеметчика в составе самой группы для придания ей дополнительной огневой мощи». Пулемет должен был комплектоваться сменными стволами длиной 750 и 900 мм и иметь темп стрельбы 800–900 выстрелов в минуту; иметь комбинированное питание от ленты и от стандартных магазинов АК/РПК плюс оригинальный магазин повышенной емкости на 60 патронов.

Среди других требований – складной приклад с регулировкой по длине и высоте и планки Пикатинни для установки современных прицельных приспособлений (коллиматорные, оптические прицелы и проч.). Исполнителем заказа назначался ковровский Завод им. В. А. Дегтярева (ОАО «ЗиД»), стоимость исследовательских и конструкторских работ оценивалась в 25 млн рублей. Перспективная разработка получила наименование 5,45‑миллиметровый ручной штурмовой пулемет с комбинированным питанием «Корд‑5,45», или сокращенно «Корд‑5,45». Зачем нужно слово «штурмовой» в названии, не совсем ясно, но звучит угрожающе!

Однако примерно через год, в апреле 2017‑го, прошла информация о том, что Росгвардии приглянулась другая модель: инициативная разработка концерна «Калашников» – легкий пулемет РПК‑16 (см. справку), также использующий патрон калибра 5,45 мм. Это оружие впервые было представлено публике на выставке «Армия и вооружение-2016», а за несколько месяцев до того демонстрировалось в закрытом режиме группе журналистов и руководству госкорпорации «Ростех».

Возникала интрига: уж не собирается ли ведомство отказаться от одного проекта в пользу другого? Оказалось, что нет, не собирается. Как рассказали «Профилю» в пресс-службе Росгвардии, с ноября 2018‑го по апрель 2019‑го ее войсковые подразделения специального назначения вели сравнительную апробацию РПК‑16 и «Корда‑5,45». Оба показали себя хорошо и в целом подтвердили заявленные характеристики. Однако к каждому образцу у гвардейцев есть «некоторые вопросы». Поэтому спецслужба хочет принять пулеметы на вооружение (вернее, рассматривает такую возможность), но произойдет это лишь после того, как компании-производители доработают их с учетом рекомендаций, выработанных в ходе испытаний.

Без лишней мощности

РПК-16

Антон Новодережкин / ТАСС

Желание принять на вооружение РПК‑16 и «Корд 5,45» в ведомстве объяснили опытом проведения спецопераций, «где такие пулеметы способны обеспечивать высокую плотность огня, а также мобильность из-за их небольшой собственной массы и массы их боекомплекта». Также отмечались высокая надежность и удобство обслуживания этих систем в бою, например, возможность перезарядки одним человеком «под огнем противника или в движении».

Военные эксперты, а также бывшие бойцы специальных подразделений дополнительно пояснили, что оружие поддержки под промежуточный патрон предпочтительнее при проведении операций в жилой застройке, поскольку пулеметы под полноразмерный винтовочный боеприпас (7,62х54 мм), вроде ПКМ или «Печенега», могут обладать избыточной мощностью. Очереди ПКМ способны «разбирать» кирпичную кладку и прошивать перегородки панельных домов, что повышает риск для гражданских. А начальная энергия пули патрона 5,45х39 в два с лишним раза ниже, чем пули 7,62х54,–1300–1400 Дж против примерно 3500 Дж. Плюс в современной номенклатуре боеприпасов 5,45 есть патрон с пониженной рикошетирующей способностью – он в свое время разрабатывался специально для внутренних войск.

Росгвардия может принять на вооружение РПК-16 и «Корд 5,45» (на фото) от «ЗиД», после того как производители доработают их с учетом рекомендаций, выработанных в ходе испытаний

Андрей Союстов

Сразу бросается в глаза, что концепции «Корд 5,45» и РПК‑16 воспроизводят две основные западные концепции легких пулеметов. Первую представляет FN Minimi от бельгийской FN Herstal, вторую т. н. IAR – Infantry Automatic Rifle (пехотная автоматическая винтовка) на базе автомата НК416 немецкой компании Heckler & Koch.

Начнем с Minimi – это компактный ручной пулемет под малоимпульсный патрон 5,56х45 НАТО. Как и российский «Корд 5,45», он оснащен сменными стволами разной длины и имеет комбинированное питание – лента и автоматный магазин. «Бельгиец» производится с 1975 года и стоит на вооружении в трех десятках стран, в том числе в США (под обозначением М249 SAW), в Британии, Канаде, Австралии. Кроме того, на рубеже 80–90‑х, когда Minimi переживал пик популярности, конструкторы в разных странах создавали по его мотивам свои образцы вроде израильского Negev и южнокорейского Daewoo K3.

Только сам Minimi делался не как штурмовой пулемет для борьбы с террористами, а как оружие третьей мировой – с его помощью солдаты НАТО должны были сдерживать предполагаемые атаки советских войск в Европе. Поначалу Minimi буквально очаровал военных – маленький, легкий, отдачи практически нет, при этом благодаря ленточному питанию и стрельбе с открытого затвора он заметно превосходил по огневой мощи легкие пулеметы, сделанные на базе автоматов вроде советского РПК‑74, австрийского Steyr AUG LMG или британского L86A1.

«Его даже хотели использовать в качестве единого пулемета, то есть перевооружить им пехоту, ставить на бронетехнику, – говорит историк оружия Максим Попенкер. – Но пехота восстала, сочтя патрон 5,56 слишком слабым». Последующий опыт боевых действий, особенно в горах и пустынной местности, лишь подтвердил опасения: на дистанциях порядка 500 метров американцы с М249 вчистую проигрывали боевикам, вооруженным китайскими ПКМ или пакистанскими MG3 под мощные винтовочные патроны. Вдобавок система с комбинированным питанием оказалась излишне сложной, тяжелой и совсем непрактичной. На множестве фото- и видеоматериалов с мест боевых действий, где натовцы используют Minimi, видно, что везде он заряжен лентой и нигде – с автоматным магазином.

Еще одна специфическая проблема, возможно, характерная только для американских военных: магазины с патронами для карабинов М4 и ленты для M249 упаковываются в ящики одинакового размера. Может быть, виной тому стресс или плохая видимость, но отмечались случаи, когда солдаты на передовой вместо автоматных магазинов получали ящики с пулеметными лентами.

Точность против скорости

Как бы то ни было, с конца ХХ века сама концепция Minimi переживает кризис. Чиновники Пентагона стали поговаривать если не об отказе от этого пулемета, то о снижении его роли в войсках. Спецназ предпочитает пулеметы М60 Е3 и М60 Е4 под мощный патрон 7,62х51 мм НАТО. Кроме того, руководство спецподразделений хочет закупить все у той же FN Herstal МК48, которые конструктивно похожи на Minimi, но используют боеприпас 7,62х51. А американские морпехи загорелись «новой» идеей под названием Infantry Automatic Rifle. Новая стоит в кавычках, поскольку это не что иное, как идея советского РПК, только реализованная на новом технологическом уровне.

В начале 2000‑х Корпус морской пехоты США поставил целью на уровне отделений заменить М249 новыми М27 IAR. Последние представляют собой автоматы (карабины) НК416 с утяжеленным стволом стандартной длины и сошками. Для питания боеприпасами используются обычные автоматные магазины на 30 патронов. Разумеется, по огневой мощи М27 вчистую проигрывает Minimi, но современные прицельные приспособления и некоторые особенности конструкции делают огонь IAR более точным.

Меньше выстрелов – больше попаданий, теперь это новая американская мечта. Даже при стрельбе на подавление противника можно выпускать меньше пуль, но так, чтобы они легли ближе к цели. Плюс сам пулеметчик с компактным М27 становится более подвижным, ему легче следовать за другими бойцами. Сходство нового оружия поддержки с обычным карабином М4 затрудняет идентификацию пулеметчика противником, что тоже немаловажно.

Как замечает Максим Попенкер, отечественный РПК‑16 по основным характеристикам вполне сравним с М27 IAR, а благодаря стволам различной длины имеет большую гибкость применения: «С коротким стволом он способен работать как обычный автомат, его можно использовать в транспорте и в помещении». При этом с коротким стволом одиночными выстрелами «можно достаточно точно поражать цели на дистанции 300–350 метров, а с длинным – до 500 метров».

Разумеется, как всякое оружие поддержки на базе автомата, РПК‑16 будет проигрывать по возможности ведения непрерывного огня настоящему пулемету с ленточным питанием и стреляющему с открытого затвора. В то же время, как отмечают в Росгвардии, это оружие «позволит любому бойцу небольшого подразделения вести плотный и эффективный огонь, прикрывая маневр своих товарищей или блокируя внезапные действия противника».

Существенный плюс РПК‑16 по сравнению с тем же М27 – это наличие барабанного магазина на 95 патронов, что серьезно повышает его огневую мощь (американские оружейники так и не смогли создать надежный магазин повышенной вместимости). Главный редактор журнала «Калашников» Михаил Дегтярев полагает, что это едва ли не главная «фишка» ижевского пулемета по сравнению с классическим РПК‑74: «Сменный ствол и современная эргономика не придают оружию принципиально новых качеств».

Но вместительный «барабан» может быть и ахиллесовой пятой нового оружия. Во всяком случае, собеседник «Профиля» уверяет, что советским конструкторам не удалось до конца решить проблемы с надежностью данной системы. «Неспроста барабанный магазин для 5,45 не был принят на вооружение и не получил распространения. Как сейчас решили вопрос с его безотказностью в затрудненных условиях? Могу предположить, что никак, потому что чудес не происходит, проблемам, которые были раньше, некуда деться». Например, сможет ли он обеспечить безотказную работу при перепадах температуры с минуса на плюс и снова на минус (ситуация, когда боец попал с мороза в теплое помещение, а потом обратно на мороз)?

Происходит обмерзание оружия с последующим отпотеванием и новым обмерзанием, при этом изморозь превращается сначала в воду, а затем в лед. Эта критичная схема, по словам Дегтярева, включена в цикл испытаний, и о решение этой задачи «разбилась советская школа». «Кроме того, снаряжение магазинов большой вместимости всегда затруднительно, я уверен, что в случае его реальной эксплуатации будут нарекания на сложность снаряжения».

Впрочем, по версии Максима Попенкера, дела не так плохи и отказ от «барабанов» для РПК‑74 был продиктован прежде всего их дороговизной. Сделать надежный барабанный магазин можно, но стоит это очень недешево. В условиях массовой армии, когда требовались закупки десятков или сотен тысяч магазинов, от такого решения отказались. Может быть, и так. По крайней мере, на гражданском рынке «родные» коробчатые магазины для АКМ стоят в зависимости от модели примерно от 500 до 2000 рублей за штуку, а за барабанный придется выложить уже 6–8 тысяч.

Эксперт отмечает, что решения, непригодные для миллионной армии, могут оказаться вполне оправданными, когда речь идет о компактных спецподразделениях. А, заметим, РПК‑16 с самого начала позиционировался многими наблюдателями как своеобразный «спецназовский пулемет».

Два ствола не роскошь

Если потенциальные возможности РПК‑16 собеседники «Профиля» оценивают достаточно высоко, то о перспективах российского пулемета «а-ля Minimi» говорят с некоторой прохладцей. Бесспорно, оружие с ленточным питанием обеспечит большую плотность огня, но некоторые технические решения ковровского пулемета кажутся сомнительными. «Я не знаю, зачем это нужно», – прокомментировал Михаил Дегтярев установку на «Корде 5,45» системы комбинированного питания. Он еще раз напомнил, что американцы, имеющие огромный опыт использования M249 в военных конфликтах, утратили интерес к этой концепции. Дополнительные функции делают оружие более громоздким и тяжелым, приближая его массогабаритные характеристики к тому же «Печенегу». Может, стоит использовать его? Да, масса боекомплекта существенно выше, но и эффективность стрельбы винтовочным патроном 7,62 несравнима с патроном 5,45. «Нужен ли пулемет именно под 5,45 при наличии ПКМ, великолепнейшего пулемета с ленточным питанием, – вопрос открытый, – соглашается Максим Попенкер. – Понятно, что 5,45 при работе в городской застройке менее опасен для окружающих, более легкая пуля не так далеко полетит и меньше пробьет. С другой стороны, это же ограничивает возможности пулемета при обстреле автомобилей или укрывшегося противника».

Комплектование одного конкретного образца двумя сменными стволами разной длины – еще одно спорное преимущество, которое на практике может превратиться в обременение. «Я не знаком с доводами, которые показывали бы необходимость сменного ствола как элемента боевой работы с оружием», – говорит Михаил Дегтярев. Баллистика стволов будет различной, и возникает вопрос приведения оружия к нормальному бою. Вряд ли в техзадание был включен пункт о том, что СТП (средняя точка прицеливания) двух стволов должна совпадать при использовании оптического прицела.

Впрочем, окончательные выводы можно будет сделать лишь после того, как образцы пройдут все испытания. Дегтярев подчеркивает, что Росгвардия – это структура, «устроенная скорее по военному образцу», а это значит, что образцы, не прошедшие полный цикл государственных испытаний, скорее всего, «рассматриваться для принятия на вооружение не будут».

©Vitaly V. Kuzmin / wikipedia

Что такое РПК‑16

Пулемет РПК‑16 разрабатывался концерном «Калашников» как замена стоящему на вооружении РПК‑74. В конструкции сохранена традиционная схема автомата Калашникова, но использованы решения, примененные на автомате АК‑12. Установлены складной телескопический приклад, вывешенное цевье с планками Пикатинни для крепления дополнительного оборудования. Крышка ствольной коробки также оснащена планкой Пикатинни, а благодаря жесткому креплению позволяет монтировать весь спектр современных прицельных приспособлений. Пулемет имеет возможность установки двух типов стволов – короткого, длиной 415 мм, и длинного, 580 мм. По заявлению представителей концерна, замена ствола занимает несколько минут и требует минимального набора инструментов. Специально для РПК‑16 разработан барабанный магазин на 95 патронов. Кроме того, пулемет может использовать весь спектр магазинов (на 30, 45 патронов) для семейства АК под боеприпас 5,45х39.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».