"На самом деле, мы вынуждены признать, и МАГАТЭ уже признало, что ситуация на месте изменилась. Мы запросили агентство: существует ли какой-то протокол или регламент, чтобы инспектировать ядерное сооружение, подвергшееся атаке, и такого протокола нет, потому что нет прецедента. До сих пор ни одно защищенное мирное ядерное сооружение не подвергалось нападению, поэтому нет прецедента, как инспектировать его после атаки", – сказал министр.
По его словам, изменение обстановки на ядерных площадках потребовало поиска отдельных договоренностей с агентством.
Аракчи указал на факторы, которые затрудняют доступ инспекторов к пораженным объектам. "Очевидно, существуют риски безопасности: неразорвавшиеся боеприпасы, ракеты и тому подобное, есть риск радиации, существует угроза со стороны США, что, если кто-либо приблизится к этим объектам, они могут атаковать", – пояснил он.
Глава МИД добавил, что Тегеран выступает за достижение договоренностей с МАГАТЭ по процедурам проверки поврежденных объектов и вел соответствующие консультации с генеральным директором агентства Рафаэлем Гросси.
По словам Аракчи, стороны пришли к пониманию по структуре инспекций в зависимости от статуса площадок. "Мы разделили ядерные объекты Ирана на две категории – те, что были атакованы, и те, что не были. Для тех, что не подверглись нападению, все было как обычно, и они (инспекторы МАГАТЭ. – "Профиль") могли приезжать и проводить инспекции, – сообщил Аракчи. – По подвергшимся нападению объектам нужно было договариваться, и Рафаэль [Гросси] согласился, что нужно договариваться о том, как их инспектировать".
Вместе с тем он отметил, что процесс осложнился после инициатив стран "евротройки" и США в Совбезе ООН по запуску механизма восстановления санкций против ИРИ. "Таким образом, это "евротройка" и США делают эту работу сложной и невозможной. Иначе, мы были бы готовы сотрудничать с агентством", – сказал глава иранской дипломатии.
Накануне глава МИД Ирана Аббас Аракчи назвал проект резолюции о доступе к ядерным объектам Исламской Республики, внесенный "евротройкой" и США в Совет управляющих МАГАТЭ, безответственным и провокационным шагом.
В ночь на 13 июня 2025 года Израиль начал военную операцию против Ирана. Менее чем через сутки исламская республика осуществила ответную атаку. США вступили в конфликт спустя девять дней после его эскалации, нанеся удары по иранским ядерным объектам в Фордо, Натанзе и Исфахане.


