Первый опыт обнадеживает
"Газпромбанк Автолизинг" уже развернул первую площадку на 300 единиц техники в Ростове‑на‑Дону, указали в компании. Она собирается масштабировать проект, распространив полученный опыт на другие крупные города.
"Собственный «автосалон», по нашим прогнозам, даст прирост продаж как минимум в два раза от ранее достигнутых значений", – сообщили в "Газпромбанк Автолизинге".
По сведениям осведомленного источника, аналогичные варианты прорабатываются в "Альфа‑Лизинге" и других лизинговых фирмах.
Почему лизинговые компании занялись продажей авто?
Лизинговые компании объясняют переход к собственной рознице накоплением объемов изъятой техники, экономическими издержками хранения и невыгодой работы через посредников из‑за высоких наценок.
По словам представителей лизинговых компаний, затяжная экспозиция ведет к накапливанию убытков, поскольку техника профинансирована банками и по ней продолжают идти платежи. Это побуждает ускорять сделки: либо передавать активы во вторичный лизинг, либо продавать на открытом рынке.
На пути к созданию новой бизнес-модели?
Модель хабов, как предполагается, позволит стандартизировать предпродажную подготовку и сократит издержки логистики и экспозиции.
"На крупных стоянках и СТО партнеров лизинговые фирмы концентрируют изъятую технику. В этих центрах существенно проще осуществлять ее показ и предпродажную подготовку, стандартизируя качество экспозиции", – рассказал директор по правовым вопросам и работе с проблемной задолженностью ГК "Интерлизинг" Сергей Шишкин.
По его словам, в большинстве лизинговых компаний уже организованы профильные подразделения для реализации изъятой техники: "У нас штат менеджеров для ее продажи вырос в 10 раз по сравнению с 2022 годом".
Сколь велики запасы автомобилей у лизинговых компаний?
По данным представителя одной из лизинговых компаний, общий сток изъятых машин превышает 50 тыс. единиц. Преобладают среди них грузовики – их около 44%. Примерно 21% приходится на прицепы, 14% – на спецтехнику, 21% – на легковые и легкие коммерческие автомобили.
Топ-5 изымаемых марок по этим сегментам выглядит так:
- грузовики – Shacman, FAW, SITRAK, КамАЗ и Foton;
- спецтехника – XCMG, LiuGong, LGCE, SANY и Lonking;
- легковые и легкие коммерческие автомобили – Lada, Geely, Exeed, Changan и Haval.
Ценники удивляют и настораживают
Средний размер скидки на такие автомобили и спецтехнику составляет 17–22% от рыночного уровня. Более того, цены могут снижаться еще сильнее, если требуется ускорить оборот и привлечь покупателя.
Как говорит Сергей Шишкин, лизинговые компании выстраивают ценовую политику так, чтобы предложение было максимально привлекательным.
В зависимости от срока экспозиции и характеристик техники дисконт может достигать 40%. Подчас такие автомобили могут оказываться даже вдвое дешевле новых.
Конечно, при таких ценах возникают вопросы.
Заместитель гендиректора "ВТБ Лизинг" Александр Ганчев уверяет, что сделки абсолютно чисты с юридической точки зрения: "Лизинговая компания как первоначальный владелец гарантирует прозрачность документооборота и отсутствие скрытых обременений".
Как может повлиять на рынок активизация лизинговых компаний?
Массового обвала цен участники рынка не ждут, так как в среднем скидки остаются ограниченными.
В большей степени новая стратегия лизинговых фирм может отразиться на сегменте грузового транспорта и спецтехники. Тут, по словам директора департамента автомобилей с пробегом ГК "Автодом" Андрея Гришакова, они уже оттягивают на себя покупателей.
А вот на рынке легковых автомобилей их влияние менее заметно ввиду относительно малых объемов продаж. Кроме того, в стоках этот сегмент в значительной степени представлен автомобилями таксистов, которые весьма интенсивно эксплуатировались, говорит директор по продажам автомобилей с пробегом ГК "Рольф" Вадим Черноусов.
Если ориентироваться на общий размер стоков в 50 тыс. автомобилей, то количество легковых и легких коммерческих автомашин в стоках лизинговых фирм лишь немногим превышает 10 тыс. А, например, в октябре на российском рынке было продано 653 тыс. легковых авто с пробегом – это максимальный уровень за все время ведения статистики вторичного рынка, то есть с 2007 года.


