- Главная страница
- Статьи
- Падение доходов и изменения на рынке фитнес-услуг могут закрыть россиянам дорогу к здоровому образу жизни
Падение доходов и изменения на рынке фитнес-услуг могут закрыть россиянам дорогу к здоровому образу жизни
По мере того как социологи фиксируют рост интереса россиян к спорту, растет и интерес государства к этой индустрии. В этом году законодатели решили ввести в правовые рамки деятельность фитнес-клубов. Игроки рынка понимают, чем это может обернуться, но беспокоят их не новые нормы, а падение доходов населения.
Занятия спортом не обязательно сопряжены с серьезными тратами. Для того чтобы начать бегать, достаточно купить пару кроссовок. Однако бег далеко не всем подходит и уж тем более не всем нравится. Попробовать себя в каком-то другом спорте проще всего в фитнес-клубе.
До начала XX века массовых занятий спортом практически и не было. «Занимались спортом лишь те, кто имел для этого время и деньги, – аристократия и люди военных профессий, но их занятия были чисто прикладными», – говорит основатель международного спортивного проекта Vortex Sport Тимур Кузьмин.
Массовый спорт стал входить в обыденную жизнь людей в 1960‑е в США, и до сих пор Штаты остаются в этом смысле лидером, занимая треть всего спортивного рынка. «Международный рынок спортивной индустрии по итогам 2017 года превысил $790 млрд, ожидается рост на 4,5% ежегодно, – продолжает Кузьмин. – Индустрия клубов для занятия фитнесом и бодибилдингом со всей необходимой инфраструктурой для тренировок самого разного профиля оценивается в $80 млрд в год. На конец 2016‑го в мире насчитывалось примерно 180 тысяч клубов, из которых 34 тысячи находятся в США и обслуживают 55 млн человек».
Полезная пропаганда
Прошлогодний опрос ВЦИОМ показал, что в России 60% людей занимаются спортом. В 2006‑м таковых было только 38%. При этом интерес к фитнесу, наоборот, сократился с 43% до 22%. Самыми популярными видами спорта стали бег и спортивная ходьба. Правда, в эти 60% «спортсменов» входят даже те, кто занимается физкультурой всего несколько раз в год.
Что касается фитнеса, то сами игроки рынка более скромны в своих оценках. По их данным, фитнес пользуется популярностью только у 3% россиян. Тогда как в Европе и США речь идет о 8–10%. В крупных городах России уровень проникновения оценивается в 10%, а на Западе – в 30%. «Так что российской фитнес-индустрии однозначно есть куда расти, – считает президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева. – Динамика роста все последние годы положительная, особенно активно сейчас стала развиваться фитнес-отрасль в городах с населением от 300 тысяч человек».
Пропаганда ЗОЖ органами государственной власти очень положительно сказывается на индустрии. Активный образ жизни действительно становится популярнее. «Отчасти влияет и смена поколений, – считает Киселева. – Миллениалы более активные, в какой-то степени сознательные в отношении собственного здоровья. То же касается и людей, которые входят в «серебряный возраст». У них уже есть опыт посещения фитнес-клубов, они хотят сохранить активность на долгие годы, что ведет к увеличению в клубах числа пожилых клиентов».
Но именно с подростками и пожилыми людьми фитнес-клубы пока не научились работать. Все упирается в финансы. Тинейджеры зависят от пожеланий родителей, а у пожилых людей зачастую просто нет денег. «К 13–14 годам подросток чаще всего уходит из спортшколы, куда его в свое время отправили родители, – утверждает Кузьмин. – По разным причинам – не нравится вид спорта, нет перспектив, надоело. А замены таким занятиям нет. Финансы контролируют родители, они же устанавливают приоритеты, например, потратить бюджет на репетитора по математике или на тренера по бегу или плаванию».
Следующий пик активности приходится на возраст 60+, когда люди выходят на пенсию, у них довольно много проблем со здоровьем и появляется время, чтобы заняться собой. Однако, по словам Кузьмина, фитнес-клубы «не готовы и не умеют по-честному работать с «бабушками». К тому же российские пенсионеры – не самая обеспеченная категория людей, они мало покупают сопутствующие услуги. А те, что они бы купили, например, медицинское сопровождение занятий, клубы не предоставляют. «Медицина в одном месте, спорт – в другом. А зря. Например, в Германии, Польше, Франции одними из главных факторов ЗОЖ и продления молодости жители назвали регулярные медицинские осмотры, прием витаминов и поддерживающих препаратов по возрасту», – говорит Кузьмин.
Сдать ГТО
Между тем государство активно взялось регулировать эту отрасль. В конце июля Совет Федерации одобрил поправки к закону «О физической культуре и спорте в РФ», которые непосредственно касаются работы фитнес-центров.
Во‑первых, закон теперь дает им официальное определение: «физкультурно-спортивные организации, целью деятельности которых является оказание гражданам услуг по физической подготовке и физическому развитию».
Во‑вторых, поправки дают фитнес-центрам право организовывать и проводить спортивные соревнования и готовить население к сдаче норм ГТО, а также быть членами общероссийских и международных спортивных объединений.
В‑третьих, теперь они будут обязаны привлекать только квалифицированных работников и обеспечивать условия для повышения их квалификации, а также передавать статистические и административные данные органам власти. Пункт о квалификации инструкторов и тренеров вызвал наиболее острые вопросы. Так, сенатор Эдуард Исаков заявил, что около 10 тысяч инструкторов, которые сегодня не имеют среднего или высшего профессионального образования, окажутся на улице.
По мнению основательницы сервиса Fitmost Александры Герасимовой, закон имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Среди плюсов – то, что часть бизнеса выйдет из тени. «Существующие оценки рынка фитнес-услуг очень условны, – объясняет она. – Новый закон обязывает фитнес-объединения предоставлять статистику посещаемости занятий. Это даст игрокам полное понимание картины индустрии».
Но есть и минусы – не до конца понятное устройство системы сертификации тренеров. «В зоне риска малый бизнес и игроки массового сегмента, которые понесут издержки за переобучение персонала, – считает Герасимова. – Если число небольших игроков сократится, то рынок просядет. Большие клубы и сети не смогут способствовать развитию отрасли, появлению новых спортивных направлений. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы в разработке профстандартов участвовали представители малого и среднего бизнеса, чтобы защитить свои интересы».
Сертификация как знак качества
По мнению Герасимовой, переобучение не затронет большую часть персонала, если дипломы базовых образовательных спортивных учреждений и курсов признают релевантными. Но если сертификат можно будет получить только в 10 сертифицированных компаниях, то большая часть малого бизнеса окажется вне закона. Непонятна также судьба сертификатов, полученных за границей.
«Закон в большей степени регулирует деятельность фитнес-клубов, – отмечает Герасимова. – Среди их сотрудников – персональные тренеры и ведущие групповых программ, давно существующих в России. Для них подтверждение квалификации сотрудников будет действительно важным этапом и не принесет существенных издержек. Права же тренеров бутиковых фитнес-студий (сконцентрированных на одном виде спорта) или индивидуальных специалистов новым законом не защищены. В спорте регулярно появляются новые направления, как, например, фитнес-боксинг, кроссфит, пилоксинг».
Фитнес-инструктор Алена Годжиева, в свою очередь, обратила внимание, что на разработку профессиональных стандартов у законодателей уйдет еще год-полтора, поэтому паниковать рано. «Скорее всего, очень многим придется проходить переподготовку в тех учебных заведениях, которые будут аккредитованы государством, – полагает она. – Но важно то, что профстандарт для должности «тренер» уже есть и вступил в силу, поэтому именовать себя так и вносить в штатное расписание специалиста можно при условии соответствия данному профстандарту и имея профильное образование. Для инструкторов ожидается специальный профстандарт «специалист фитнес-центра».
Тем не менее большинство сотрудников фитнес-индустрии часто работают, даже не имея за плечами тренерских курсов, не говоря уже о профессиональном образовании. Это могут быть менеджеры по продажам, экономисты или юристы в тренерской форме. «Такие «знатоки» довольствуются изучением статей в интернете и собственным опытом в тренажерном зале, не имеющим ничего общего с целями и задачами клиента», – говорит врач-нутрициолог, консультант NL International Александр Филимонов.
«В спортивной школе имеет право работать только квалифицированный тренер, в коммерческой организации – увы, кто угодно, – согласен Кузьмин. – Если на скалодроме с посетителями работает не тренер, а «оператор аттракциона», то это преступление против безопасности посетителей». Государственный интерес даст возможность навести порядок хотя бы с профессиональными стандартами и кадровым вопросом, считает он.
Однако у бизнеса есть способы обойти новые требования: большинство инструкторов в фитнес-залах имеют статус ИП (индивидуальных предпринимателей), и таким образом фитнес-клубы снимают с себя ответственность.
Ассоциация операторов фитнес-индустрии положительно относится к новым нормам. «До настоящего момента деятельность фитнес-клубов практически никак не регулировалась, что могло плохо сказываться на качестве услуг, – говорит Киселева. – Кроме того, в государственных учебных заведениях практически не было программ, по которым бы готовились специалисты для фитнес-клубов. Мы в крупные сети вынуждены были брать сотрудников с высшим физкультурным образованием, а затем заниматься их обучением, переквалификацией, так как тренировочный процесс в спорте и фитнесе различается очень сильно. Сейчас мы надеемся, это упущение будет исправлено и учебные заведения в сотрудничестве с бизнесом создадут столь необходимые фитнес-отрасли образовательные программы».
В процессе подготовки к законопроекту ассоциация разработала собственные профессиональные стандарты и направила их в Министерство труда. Она предложила сделать сертификацию для коммерческих фитнес-клубов добровольной, во всяком случае, первое время. Такая сертификация станет как бы знаком качества.
Абонемент как роскошь
Как это может отразиться на клиентах фитнес-центров? Мнения экспертов разделились. Александра Герасимова считает, что рост цен на фитнес-услуги вполне возможен. А вот насколько, будет зависеть от того, сколько новые меры обучения будут стоить и на чьи плечи ляжет вопрос о сертификации – на тренеров или на фитнес-клубы.
Ассоциация, напротив, успокаивает, что цены не взлетят. «На самом деле принятие закона позволяет фитнес-отрасли начать переговоры с органами государственной власти о возможных мерах поддержки развития – субсидировании кредитов, налоговых льготах и т.д., – объясняет Киселева. – Это может помочь сделать фитнес более доступным для клиентов».
Цена абонемента зависит от уровня клуба и сегмента, к которому он относится, – эконом, средний или премиум. Стоимость годового абонемента варьируется от 15 тысяч до 60–80 тысяч рублей. «Цены на абонементы в последние годы растут несильно, их рост однозначно не превышает темпов инфляции», – уверяет Киселева.
По словам Кузьмина, рост цен составляет примерно 7–10% в год, что явно выше инфляции. «Есть исследования, показывающие, что только 3% людей, регулярно занимающихся спортом, откажутся от занятий при ухудшении экономической ситуации, – рассказывает он. – Так что поклонники спорта – очень лояльная аудитория. Вопрос в том, за счет кого эту аудиторию нарастить».
Главная проблема, мешающая развитию, – падение доходов населения. «Если у граждан возникают проблемы с покупкой сезонной обуви, то абонемент в фитнес-клуб становится роскошью», – замечает собеседник.
Новая жизнь с воскресенья
Число россиян, вовлеченных в фитнес, по-прежнему невелико. Связано это не только с нехваткой свободного времени, но и с особенностями менталитета русского человека, сетует врач Филимонов. «Даже если абонемент в фитнес-клуб куплен, вероятность систематического появления там новоиспеченного клиента по-прежнему невысока», – полагает он.
Жизнь россияне начинают с воскресенья, утверждает Герасимова. «По данным нашего сервиса, это наиболее популярный день для покупки абонементов, а уже занятия начинают с новой недели, – рассказывает она. – Всплеск интереса к фитнесу характерен в январе. Тем не менее те, кто начинает заниматься спортом в начале года, быстро бросают тренировки».
Для фитнес-центров это самые желанные клиенты – те, кто тратит деньги, но не посещает зал. Наиболее дисциплинированные посетители – обычно те, кто решает заниматься без привязки к дате: «с понедельника», «в новом году» и т. д. «При этом сейчас все больше людей делают выбор в пользу не годовых фитнес-абонементов, а ограниченных по времени или числу посещений, – замечает Герасимова. – Это связано с изменением модели потребления: люди готовы платить больше, но при этом знать, за что платят».
Бросившим фитнес людям она советует продолжать искать подходящий вид спорта: «Не все знают о разнообразии направлений, ограничиваются походом в спортзал. Для того чтобы не пропускать тренировки, важно сформировать привычку. Тот, кто регулярно занимается спортом, остается лоялен ему на протяжении всей жизни».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".