16 апреля 2025
USD 82.3 -0.47 EUR 93.68 -0.48
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Битвы звездных прагматиков: чем отличается космическая гонка XXI века от соперничества 1960-х
космос Наука и Технологии

Битвы звездных прагматиков: чем отличается космическая гонка XXI века от соперничества 1960-х

Освоение космоса начиналось как борьба амбиций двух сверхдержав. СССР против США, социализм против капитализма: кто первым запустит искусственный спутник, первым отправит человека в космос, первым ступит на поверхность Луны? Об экономике этих затей тогда мало задумывались. В космической гонке XXI века все иначе. Сегодня околоземное пространство стремительно превращается в новую индустриальную платформу: глобальная связь, глобальная навигация, разведка, управление беспилотными системами. В недалекой перспективе возможен перенос в космос энергоемких вычислительных центров, на очереди – космическая фармацевтика, металлургия, энергетика… Люди все пристальнее присматриваются к Луне и Марсу, размышляя, как извлечь прибыль из этих небесных тел.

космос спутник

©Nanoracks/Voyager Space /Lockhee via Reuters Connect
Содержание:

Космос как бизнес

Космическая гонка 2.0 давно стала реальностью: США, Китай, Россия, Индия наперегонки разрабатывают и реализуют свои космические программы, Вашингтон и Пекин готовы бороться за первенство в строительстве Лунной станции. Только звездных романтиков, мечтавших о «пыльных тропинках далеких планет» и о том, как «на Марсе будут яблони цвести», сменили не менее амбициозные космические прагматики. Внеземное пространство для них – это территория, на которой может быть размещена фундаментальная инфраструктура для множества областей вполне земного бизнеса. Изрядная часть этой инфраструктуры уже действует. Нам трудно представить современное судоходство и работу наземного транспорта без систем GPS или ГЛОНАСС, и даже прогноз погоды вряд ли возможен без космических технологий. В 2015-м в космос отправились первые прототипы спутников системы связи Starlink, а сегодня мы видим, как эта коммерческая сеть в буквальном смысле модерирует военные действия: обеспечивает коммуникации, помогает управлять боевыми беспилотными системами и т. д. Военные эксперты и политики не раз признавали, что отключение Starlink на территории Украины приведет к неизбежному и скорому поражению Киева в военном противостоянии с Москвой. Вот сила космоса.

И на Марсе будет гаолян цвести: перспективы космической программы КНР

Сколько стоит нынешний условно мирный космос? В 2017 году исследовательский отдел Morgan Stanley подсчитал, что космическая индустрия (все сегменты экономики, использующие технологии, полученные благодаря освоению внеземного пространства) в 2016-м сгенерировала $350 млрд. Главными игроками и драйверами в деле коммерческого освоения космоса тогда были названы частные компании SpaceX Илона Маска и Amazon Джеффа Безоса. По прогнозу, к 2040 году оборот этой индустрии должен вырасти до $1,1 трлн.

Спустя шесть лет, в 2023-м, аналитики McKinsey&Company совместно с экспертами Всемирного экономического форума оценили размер космической экономики уже в $630 млрд и заявили, что к 2035-му она превысит $1,79 трлн, а возможно, и $2,3 трлн, если соответствующие технологии подешевеют и доступ к ним упростится. Причем к космической индустрии будут относиться не только традиционно ассоциирующиеся с ней цифровые коммуникации, системы наблюдения и военная отрасль, но и пищевая промышленность, производство потребительских товаров и даже развлечения и спорт.

Российские ученые в рамках исследовательского проекта «Горизонты 2040» тоже прогнозируют «вторую космическую революцию» в период с 2023 по 2050 год. Сейчас, по их словам, идет стремительное освоение низких околоземных и геостационарных орбит, наблюдается максимальное распространение космической связи, навигации, использование спутников связи для отслеживания транспортных потоков, дистанционного зондирования Земли. В ближайшие годы на орбиту переместится большая часть земных коммуникаций и связанных с ними сервисов, в том числе управление всевозможными беспилотными системами, а также произойдет всплеск космического туризма. Далее нас ждет перенос в космос как минимум элементов различных земных производств. В итоге на горизонте 2050–2060 годов глобальная космическая экономика будет измеряться десятками триллионов долларов.

Лунная база

Вашингтон и Пекин готовы бороться за первенство в строительстве Лунной станции

P.Carril/Bridgeman Images via AFP/East News

Прочь с зеленой планеты

По словам венчурного инвестора и футуролога Евгения Кузнецова, прорывом в коммерческом освоении космоса мы обязаны компании SpaceX. Еще 10 лет назад мало кто верил, что производство космических спутников и их вывод на орбиту могут быть поставлены на поток. Однако сегодня SpaceX выпускает несколько спутников в день, принадлежащая ей группировка Starlink насчитывает более 6,5 тыс. аппаратов, а в планах довести ее до 42 тысяч. «Космическая экономика из эксклюзивных разработок превращается в массовое серийное производство, – говорит эксперт. – Дешевые пуски многоразовых ракет-носителей Falcon и Starship делают коммерчески оправданным создание в том числе космических заводов и фабрик». Уже сейчас тестируются элементы орбитальных фармацевтических производств – на орбите делают вещества, выпуск которых на Земле дорог и долог, – ведутся эксперименты по 3D-печати коленных менисков. А в будущем в космос переместится значительная часть земной промышленности, например, металлургии, поскольку некоторые металлы проще будет добывать на Луне или на астероидах.

Заоблачные успехи: чем сегодня может похвастаться российская космонавтика

Скажем, развитие водородной энергетики буксует из-за дефицита платины – этот металл необходим для производства водородных двигателей, а на Земле его не так много. Зато некоторые астероиды, двигающиеся по околоземным орбитам, содержат платины больше, чем вся земная кора. Уже сегодня планируются экспедиции, задача которых протестировать возможности добычи платины в космосе. На горизонте двух-трех лет, по мнению Кузнецова, можно ждать проведения соответствующих экспериментов, а через 20–30 лет – создания «гигантской индустрии странового масштаба».

К слову, конкуренция США и Китая за выбор наиболее удачной площадки для лунной базы связана в том числе с возможностью добычи там титана и железа, а попутно производства воды и кислорода, жизненно важных для дальнейшего освоения космоса.

Чем зарабатывает и как будет развиваться частный космический сектор

Впрочем, до космической металлургии пока далеко, а вот суперкомпьютеры и центры обработки данных (ЦОД, дата-центры) могут отправиться на орбиту в весьма недалеком будущем – исследования в этом направлении идут уже несколько лет и у нас, и за рубежом. Дело в том, что современные цифровые технологии крайне энергозатратны. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2024 году на дата-центры приходилось порядка 1% мирового потребления электроэнергии, а в крупных экономиках этот показатель составлял 2–4%. Повсеместная цифровизация и развитие систем с искусственным интеллектом сулят дальнейший – и очень быстрый – рост энергозатрат на обработку данных. По прогнозу МЭА, в 2026-м потребление электроэнергии дата-центрами удвоится. Если же переместить инфраструктуру ЦОД в космос, то для их питания можно использовать неограниченную, а главное, бесплатную энергию Солнца.

Еще в 2022-м Еврокомиссия сформировала исследовательский консорциум во главе с компанией Thales Alenia Spase, которому поручили в рамках программы Horizon Europe («Горизонт Европы») провести изыскания и подготовить технико-экономическое обоснование для переноса ЦОД на околоземную орбиту. В прошлом году Thales Alenia Spase представила результаты исследования: да, перемещение ЦОД в космос возможно и целесообразно, выгода от этого перемещения к 2050-му будет измеряться миллиардами евро.

Не стать «космической Португалией»

Впрочем, какими окажутся главные выгоды человечества от освоения космоса, мы, скорее всего, даже не представляем. Звучит довольно странно, и тем не менее.

От орбиты до орбиты: рекорды, надежды и неудачи мировой космонавтики в 2024 году

Космическую гонку нередко сравнивают с эпохой Великих географических открытий. Тогда, прокладывая морские пути в неизвестность или осваивая вновь открытые земли, исследователи зачастую не представляли, что они могут найти. Одни надеялись открыть короткий путь в Индию, другие –отыскать «золотую страну» Эльдорадо. Тогда обрело популярность латинское изречение Navigare necesse est, vivere non est necesse, которое можно перевести как «Плавать по морям необходимо, жить не обязательно». Суть его ясна: исследования и открытия ценны уже сами по себе, к ним нужно стремиться, не считаясь с возможными трудностями. На доводы скептиков, зачем «кидать деньги в море», финансируя морские экспедиции непонятно куда, король Португалии Энрике, он же Генрих Мореплаватель, именно так и отвечал: Navigare necesse est, vivere non est necesse.

Сегодня мы знаем, что Великие географические открытия оказали колоссальное влияние на человечество: без них, скорее всего, невозможна была бы промышленная революция XVII–XIX веков. Но основные выгоды, в том числе экономические, были получены совсем не там, где их ждали. Испанцы полагали, что главная польза от новых заморских владений – это золото и серебро, которое галеоны тоннами вывозили в Старый Свет. Но приток драгметаллов не принес счастья и процветания империи Габсбургов: большая часть сокровищ тратилась на различные войны, обилие золота спровоцировало революцию цен, и могучая Испания хирела, буквально сидя на бочках с золотом и серебром.

В ожидании чуда: какими прорывными технологиями будет отмечен наступивший год

А вот картофель, который никто и не предполагал искать, произвел пищевую революцию в Европе: новый дешевый и доступный продукт во многом способствовал экспоненциальному росту населения, что кратно увеличило рост экономик. Не будет большим преувеличением сказать, что промышленная революция была подготовлена революцией аграрной, связанной с картошкой и сахаром (сахарный тростник в больших объемах возделывался в американских колониях). Еще большую роль в судьбе нашей цивилизации сыграли экономические связи и торговый обмен между Старым Светом и новыми землями. Основатель школы мир-системного анализа Иммануил Валлерстайн назвал этот тип отношений мир-экономикой – по сути, географические открытия дали старт глобализации, которая длится и по сей день.

Так и с освоением космоса. По словам футуролога Евгения Кузнецова, это та сфера, «где мы еще толком не знаем, что найдем, но точно найдем то, что радикально изменит нашу жизнь в будущем». Будут ли это биологические формы жизни, новые сплавы или новые способы получения металлов, предсказать невозможно.

А еще важно помнить, что основные дивиденды не всегда достаются тем, кто совершил открытие. Первыми на землю Америки ступили моряки Испании и Португалии, но главными бенефициарами обретения нового континента стали совсем другие страны. Мы справедливо гордимся тем, что первыми отправили человека в космос, но этот факт вовсе не гарантирует нам успеха в дальнейшем освоении внеземного пространства.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".

Метки: космос