Вирусный стиль: как медицинские маски превратились в модный аксессуар
Всего за полгода защитные маски для лица стали привычным элементом гардероба. Вероятно, это надолго: несмотря на затухание пандемии COVID-19 в некоторых странах, ВОЗ рекомендовала носить маски всем, вне зависимости от возраста и самочувствия.
Неудивительно, что индустрия моды подхватила тренд: если нужно ходить в маске, почему бы не делать это со вкусом? «Профиль» рассказывает о необычных дизайнерских масках, которыми можно дополнить индивидуальный образ в эпоху пандемии.
Новая классика
История повязок, закрывающих нижнюю часть лица, насчитывает не одно столетие – от чумных «клювов», церемониальных масок и вуалей до балаклав и респираторов. В начале XXI века образ прохожего в маске был наиболее привычен для азиатских мегаполисов. Частично это связано со вспышкой атипичной пневмонии в 2002–2003 годах, после которой в Юго-Восточной Азии принято носить защитные аксессуары даже во время сезонных простуд и аллергий.
Другая причина – ухудшающееся состояние атмосферы: концентрация вредных веществ в воздухе Китая, Южной Кореи и Японии – одна из самых высоких в мире. Соответственно растет и потребность в аксессуарах, защищающих органы дыхания.
Наконец, свою роль играет усугубляющаяся проблема лесных пожаров. Так, в прошлом году в Австралии в огне погибло около 1 млрд животных и пострадало 12 млн гектаров лесных и сельскохозяйственных угодий. По мере того как качество воздуха из-за продуктов горения ухудшалось, в стране рос спрос на медицинские маски и респираторы.
Еще в 2011 году японское издание News Post Seven провело опрос и выяснило, что лицевые повязки воспринимаются как стильное дополнение к гардеробу более чем третью населения страны. Неотъемлемым атрибутом азиатских улиц маски стали и потому, что позволяют сохранять высокий уровень анонимности в публичных местах и даже скрываться от умных камер. Некоторые японцы признались, что носят маски, чтобы завуалировать свои подлинные эмоции или скрыть следы усталости при общении с начальством и коллегами.
Оригинальный ход
Вспышка коронавируса подтолкнула производителей к новым, экстравагантным решениям, позволяющим совместить самоизоляцию с самоидентификацией.
Целое направление сформировали хай-тек маски. Проект Face ID masks из Сан-Франциско оригинально решил проблему разблокировки смартфона «лицом». Теперь каждый может заказать маску с напечатанным селфи. Выглядит жутковато, но работает.
https://www.instagram.com/p/CBg7ZysA8uj/
Стартап Lumen Couture, занимающийся разработкой одежды со светодиодными элементами, пошел еще дальше. Дизайнеры создали маски со съемными LED-матрицами, на которые можно выводить тексты и рисунки через программу на смартфоне.
https://www.instagram.com/p/CCPCXc6JiXf/
Апокалиптические мотивы прослеживаются в коллекциях французского дизайн-ателье Marine Serre. К созданию технологичной маски для лица с воздушным фильтром подключился бренд Airinum, разрабатывающий медицинские гаджеты.
Не обошлось масочное движение и без «идейных» проектов. Датский бренд Helmstedt решил не избавляться от кусков ткани, оставшихся после кройки платьев, а пустить их на изготовление повязок с «наивными» принтами. Выручку перечисляют в местный фонд борьбы с COVID-19.
https://www.instagram.com/p/CAlId2fB5lz/
В США это начинание поддержал нью-йоркский магазин Collina Strada, отшивающий маски из остатков текстиля. За каждый проданный экземпляр владельцы направляют пять медицинских масок на нужды больниц.
https://www.instagram.com/p/B_56DdpgJ_G/
О тонкостях коммуникации в карантинный период подумала американская студентка Эшли Лоуренс. Она разработала повязку с окошком для глухих и слабослышащих людей – теперь они могут следить за движениями губ собеседника и понимать его, не рискуя здоровьем.
Креативные маски необязательно заказывать из-за рубежа: на российском рынке тоже можно найти интересные проекты. Так, мастерская по производству уникальных деревянных украшений «Брошечная им. Билла Трейлора» вдохновилась искусством эпохи Возрождения. Швеи вручную изготавливают маски по мотивам великих картин.
https://www.instagram.com/p/B-fCuB6no_X/
Тему деревянного зодчества раскрывает линейка масок с изображениями резных наличников из Орла, Улан-Удэ, Иркутска, Ивановской, Саратовской областей и Томска.
https://www.instagram.com/p/B-sRYx4nzox/
Орнаменты русского авангарда сподвигли бренд Heart of Moscow разработать многоразовые маски, напоминающие о коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея.
https://www.instagram.com/p/CBVShfVqtym/?igshid=a0hq6u7cve04
Мотивы народных легенд и сказок нашли отражение в аксессуарах российского бренда Sirinbird. Производители подчеркивают, что маска не является медицинским средством защиты.
https://www.instagram.com/p/B_ezv0AnTPG/
Модный блог «Покровка и окрестности» и ателье «Впозе» выпустили специальную линию функциональной одежды для пандемии. В изделия вшили фильтры, кармашки для банковских карт и датчики для пользования сенсорными экранами.
https://www.instagram.com/p/CCJOCNdH6Zn/
А среди украинских проектов можно выделить бренд MONSTRA. Его создатели предлагают яркие маски с нашивками и аппликациями.
https://www.instagram.com/p/B_dEmMzHY-x/
Постепенно аксессуар, который изначально напоминает о болезни и карантине, превращается в нечто привлекательное, отмечает в беседе с «Профилем» стилист Евгения Каткова: «Возможность самовыражения, повышенное удобство, уникальность – все это позволяет носителю маски чувствовать себя уверенно. Что особенно важно в период всеобщего стресса или же в рутинные будни».
Впрочем, масочные аксессуары не задержатся на лицах после окончания пандемии, а останутся ностальгическим отголоском в отдельных коллекциях, считает Каткова. «Каждая волна популярности имеет свой срок жизни, особенно аксессуары. Повальное увлечение стилизованными масками похоже на моду, которую быстро подхватывают, но и быстро забывают. Тем более что для многих это не основное производство – большинство ателье перепрофилировалось, некоторые выпустили отдельные линейки, чтобы выжить и помочь людям пройти через этот период», – резюмирует эксперт.
Не уйти от сути
Между тем представитель ВОЗ в России Мелита Вуйнович крайне обеспокоена возрастающей популярностью масок, созданных в первую очередь для наряда, а не защиты. Из-за повсеместного расслабления, по ее мнению, может произойти подмена понятий – модный аксессуар станет восприниматься как средство гигиены, не будучи им.
«Гонясь за красотой, люди начинают забывать об изначальной функции средств индивидуальной защиты, – соглашается Каткова. – Приобретая такой аксессуар, важно сразу определиться: будет ли он предохранять от вируса или только оживит гардероб».
Так можно ли использовать многоразовые немедицинские маски в качестве средства защиты? Да, если следовать правилам, рекомендованным Роспотребнадзором. Напомним их:
– использовать маску не более двух-трех часов;
– надевать только сухую маску. Заменять на чистую в случае ее намокания;
– не прикасаться к маске необработанными руками и предметами;
– обеспечить плотное прилегание маски к коже;
– снимать и надевать маску, прикасаясь только к завязкам;
– снятую маску до обработки хранить в герметичном пакете;
– стирать маску отдельно от других вещей, обрабатывать паром и высушивать утюгом.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".