26 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Новости
  3. Как мозг стирает воспоминания: ученые узнали, есть ли пределы у нашей памяти
агрегатор Наука и Технологии память

Как мозг стирает воспоминания: ученые узнали, есть ли пределы у нашей памяти

Многие полагают, что у мозга безграничная память. Однако, судя по последним исследованиям, Шерлок Холмс все-таки был прав: у нас не так много места для хранения воспоминаний.

Как мозг стирает воспоминания?

©Shutterstock/Fotodom

Исследование провели ученые из Европейской лаборатории молекулярной биологии и университета Пабло Олавиде в Севилье. Статья об открытии опубликована в журнале Nature.

"В первый раз мы выявили путь, связанный в мозге с процессом забывания, активного стирания воспоминаний", – рассказал один из исследователей Корнелий Гросс. Оказалось, когда мы чему-то учимся, параллельно с усвоением новой информации мозг точно так же – активно – забывает старую.

На наиболее простом уровне обучение подразумевает создание ассоциаций, а также их запоминание. Работая с грызунами, Гросс и его коллеги изучали гиппокамп. Речь идет об отделе в мозге, который, как уже давно известно, помогает формировать воспоминания. Данные в него поступают по трем основным путям, и когда воспоминания укрепляются, связи между нейронами вдоль главного пути становятся сильнее.

Ученые заблокировали главный путь, тогда они выяснили, что мыши больше не могут усвоить условный рефлекс – они не ассоциируют звук с последующим событием, а также не предугадывают это событие. Однако, по словам экспертов, если грызуны усвоили рефлекс до блокировки, то они все равно могли получить доступ к воспоминанию, и это указывают на то, что доступ к уже сформированной памяти идет по иному маршруту.

Но блокировка главного пути обернулась необычными последствиями: связи вдоль него стали слабеть, то есть память начала стираться.

"Подобная простая манипуляция не должна была привести к подобному результату, – отмечает Аньес Груарт из университета Пабло Олавиде. – Когда мы стали проводить дальнейшие исследования, то узнали, что связи между нейронами ослабляются из-за активности в другом пути". Отмечается еще и то, что забывание происходит лишь в тех случаях, когда параллельно идет процесс обучения. Когда же исследователи закрывали основной путь к гиппокампу при других обстоятельствах, никакого ослабления связей не случалось. "Одним объяснением этого процесса является то, что мозг располагает только ограниченным пространством для хранения воспоминаний и усвоенным данным, – добавляет Гросс, – поэтому когда вы учитесь, вам нужно ослабить отдельные связи, чтобы дать место для других. Для того, чтобы усвоить новое, вам следует забыть что-то старое".

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".

Метки: память