Море соблазнов: как проходят круизы на лайнерах
В Дубае стартовал новый круизный сезон. По прогнозам, до весны 2023 года круизные лайнеры совершат почти 170 судозаходов в два порта Дубая и привезут около 900 тыс. пассажиров (в три раза больше, чем в прошлом году). Корреспондент «Профиля» на своем опыте проверил, как проходят морские путешествия, чтобы развеять страхи и стереотипы, образовавшиеся вокруг этого вида отдыха.
- Смокинг или джинсы?
- На палубе с «миллионерами»
- Знакомство с кораблем
- Алкоголь и питание в круизе
- Новый день – новый город
- Чем заняться на корабле
Смокинг или джинсы?
Свой первый круизный тур я купил случайно: работая в интернете, попал на сайт туристической компании, которая специализировалась на продаже морских круизов по всему миру. Покликав по предложениям, понял, что цены тут совсем не страшные. В то время я как раз уже несколько недель раздумывал, как бы покрасивее сделать предложение своей девушке. «Вот на лайнере и сделаешь», – окончательно утвердилась мысль, и я нажал кнопку «забронировать».
Все, что на тот момент я знал о морских круизах, ограничивалось увиденным в фильме «Титаник»: дамы в шикарных нарядах выгуливают по палубам свои лучшие украшения, а мужчины в смокингах собираются в сигарной комнате обсудить последние политические и экономические события. В какой-то момент я даже начал сомневаться в своей идее отправиться в морское путешествие. Мне казалось, что как только скажу об этом своей девушке, то вместо «дорогой, это так классно» услышу: «Ну какой круиз? Мне же нечего надеть».
Море зовет: россиянам стало проще отправиться в круиз в Европе
С тех пор я побывал уже в десяти круизах, и мой вам совет: забудьте все, что вы видели в «Титанике»! Особенно концовку. В современных круизах все совсем не так.
В отношении одежды на круизных лайнерах царит полная демократия: ходить можно в чем угодно, лишь бы вам было удобно. Конечно, на ужин в ресторан вас вряд ли пустят в пляжных шортах и сланцах, но джинсы и поло вполне подойдут.
А «красивая» одежда за весь круиз понадобится вам лишь однажды – на капитанский ужин. Это один вечер за весь круиз, который проходит обычно на вторые-третьи сутки плавания: капитан лично приветствует гостей, собравшихся в ресторане или главном холле корабля. Собственно, именно в это время пассажиры стараются выглядеть особенно элегантно, а команда надевает парадную форму.
Поверьте, после покупки билета на корабль вам не нужно обновлять гардероб в самых дорогих бутиках своего города. И запомните главное: вес багажа каждого пассажира на круизных лайнерах обычно лимитирован 90 кг. Так что не ограничивайте себя.
На палубе с «миллионерами»
«Морские путешествия – это отдых для очень богатых людей», – еще один стереотип, который нужно выбросить из головы. Конечно, по сравнению с горящими путевками в пляжные страны морской круиз потребует больше денег, но это точно не отдых миллионеров.
Тот мой первый круиз из Барселоны в Венецию продолжительностью 14 дней обошелся в 46 тыс. рублей за двоих. В эту стоимость входило посещение восьми городов в четырех странах, проживание на лайнере во внутренней каюте, а также питание (в течение всего дня) и практически все развлечения, которые были на круизном корабле (кроме казино и алкоголя). Попробуйте две недели путешествовать по Европе, питаясь исключительно в ресторанах и проживая в отелях категории не меньше «4 звезды». Уверен, вы потратите намного больше.
Признаю, что путешествие было еще в то время, когда евро стоил вдвое дешевле. Но даже сейчас и в Европе, и в Персидском заливе есть круизы продолжительностью неделю, цены на которые начинаются от 40–50 тыс. рублей с человека.
Круизы как отели: есть дорогие, а есть дешевые. Они даже могут находиться рядом, но в одном номер обойдется в 500 евро за ночь, а в другом – 50 евро. Также и с морскими путешествиями: есть компании, где стоимость круиза начинается от 3–5 тыс. евро за человека, а другие предлагают путешествия по тому же маршруту, но за 500–600 евро.
Впрочем, есть важный момент, который стоит учесть при выборе морского путешествия: дорога до порта и обратно оплачивается отдельно. Грубо говоря, если ваш круиз начинается в Риме или в Дубае, то туда придется лететь. Никаких групповых автобусных трансферов к месту посадки круизные компании не организовывают. Возвращение домой после круиза тоже оплачивается отдельно.
Знакомство с кораблем
Мой первый круиз проходил на лайнере Carnival Legend американской круизной компании Carnival Cruise Lines. Это почти 300-метровое судно высотой с 20-этажный дом (61 м, 12 палуб). Максимально лайнер может вместить около 2600 пассажиров, которых обслуживает команда из 1000 человек. Отличительная особенность круизных лайнеров этой компании – необычная форма трубы: она раздвоена и напоминает плавник кита.
Лето за деньги: 10 курортных стран, куда из России легче всего сбежать от зимы
Билет на круизный лайнер я покупал примерно за полгода до поездки, поэтому у нас было достаточно времени на то, чтобы досконально изучить корабль, на котором предстояло провести две недели. К моменту, когда мы впервые поднимались на борт лайнера в порту Барселоны, мы знали о нем почти все. Я с закрытыми глазами смог бы быстрее всех добежать до спасательной шлюпки из любого бара (а их, между прочим, на лайнере 16), а моя спутница выучила практически весь ассортимент магазинов duty free, которые на судне занимали почти две палубы.
А еще я выяснил, что во время церемонии крещения корабля его «крестная дама» английская актриса Джуди Денч разбила о борт традиционную бутылку шампанского только с третьего раза. Но так как билеты на лайнер были невозвратными, я решил, что не суеверный, а своей спутнице об этом факте вообще не говорил.
На нашем корабле было четыре ресторана и буфет, три бассейна, водные горки и джакузи, спортплощадки и спа-центр, в также зал игровых автоматов, казино, театр и два дискоклуба. А еще он оказался первым кораблем круизной компании, на котором появилась собственная церковь.
«Так может, мы там сразу и свадьбу сыграем?» – мелькнула у меня мысль. Оказалось, это не так просто. Конечно, если вы хотите, то на круизном лайнере можно сыграть свадьбу, правда, об этом надо предупредить команду за несколько месяцев и заплатить за церемонию около $2000. И тогда команда вас поздравит, корабельный кок испечет торт, а капитан или его помощник объявит мужем и женой. Вам даже выдадут свидетельство о браке, которое, впрочем, никакой юридической силы иметь не будет. Свадьбы на круизных лайнерах – это только ради красивых фотографий. По возвращении из круиза все равно придется идти в обычный районный загс и «пережениваться».
Алкоголь и питание в круизе
Отмечать отправление корабля мы отправились на верхнюю палубу, где уже собралась половина пассажиров. Они разливали в бокалы шампанское и вино из бутылок, принесенных с собой. Приносить алкоголь с земли на круизный лайнер пассажиру разрешается лишь раз – в первый день круиза и не более двух бутылок спиртного на человека. В другие дни весь алкоголь, который пассажиры принесут с собой, у них изымается и отправляется на хранение.
Ваши бутылки вам вернут только в последний день плавания. Аналогичным образом поступают и со спиртными напитками, купленными в магазинах на лайнере – их также отправляют на хранение и возвращают перед окончанием путешествия.
Улететь нельзя остаться: что российским туристам предлагают на Новый год
Поэтому, если вы не оплачивали алкогольные напитки при покупке круиза, за них придется платить на месте. А цены в барах и ресторанах, я вам скажу, не самые приятные. При виде цифр в меню за борт, конечно, никто не бросается, но и «погулять вечерком» может обойтись дороже, чем стоил сам круиз.
Впрочем, круизные компании, видя муки выбора у людей за барными стойками, пошли гостям навстречу и предлагают на борту купить пакеты напитков – это когда вы оплачиваете алкоголь до конца круиза из расчета, например, 30–40 евро в сутки, и можете каждый вечер выпивать хоть ящик.
А вот с едой проблем нет: она входит в стоимость круиза, и можно есть с утра до вечера. Хотите – идите в ресторан, где заказ приносит официант. Хочется перекусить быстрее – есть буфет с самообслуживанием (но там иногда бывает очень много народу, особенно по утрам). Еды много, и она самая разнообразная. На круизном лайнере собираются пассажиры со всего мира, и повара стремятся предугадать любые их желания. Нарезанный осьминог на закуску, кролик по-бургундски с картофельным пюре на горячее, десерт и фрукты – обычный ужин на круизном лайнере. Но если вам и в этом случае захочется чего-то «особенного», то можно пойти в платный ресторан и сделать заказ по меню.
Кстати, в круизной компании подсчитали, что, например, за недельное путешествие на таком корабле пассажиры в среднем съедают 3000 стейков, 2268 кг курицы и птицы, 1500 помидоров, 13700 клубней картофеля, 5320 бананов и 3000 яблок. А сока, чая и кофе гости выпивают столько, что хватит трижды наполнить все три бассейна лайнера.
Новый день – новый город
Наш круиз из Барселоны в Венецию длился 14 дней. За это время мы посетили восемь городов в четырех странах – Пальма-де-Майорка (Испания), Марсель (Франция), Ливорно, Чивитавеккья, Ольбия, Неаполь, Мессина (Италия) и Дубровник (Хорватия). Это не считая Барселоны, где начиналось путешествие, и Венеции, где оно закончилось.
Расписание составлено таким образом, что ночью лайнер находится в плавании, а в 7–8 утра практически каждый день туристов ждет новый город. Конечно, такой отдых вряд ли подойдет любителям полежать на пляже, хотя шезлонгов у бассейна на отрытой палубе предостаточно. Но для любителей менять локации морской круиз может стать идеальным вариантом.
У путешествий на лайнере есть огромный плюс перед поездом, автомобилем, автобусом и самолетом: вам не нужно каждый раз разбирать и собирать чемодан. Вы заходите в каюту, вешаете вещи в шкаф и отдыхаете, а лайнер сам ежедневно привозит вас в новое место.
Но есть и минусы – строгий график. Вы не можете задержаться в городе, где вам понравилось, так как корабль уйдет точно по расписанию, и догонять его в следующем порту придется за свои деньги.
Как правило, корабль в порту стоит весь световой день – с 7–8 утра до 19–20 вечера. Двенадцати часов вполне достаточно для изучения главных достопримечательностей не только города, но и окрестностей. К примеру, в Ливорно прямо к трапу корабля подгоняют автомобили для аренды, так как туристы предпочитают не задерживаться в городе, а ехать во Флоренцию и Пизу (около часа езды от порта). В Неаполе мы тоже арендовали машину и прокатились по самому красивому маршруту на планете – Амальфитанскому побережью, а из Мессины на арендованном авто отправились на вулкан Этна.
Если вы не водите машину, то на лайнере можно купить экскурсию – их предлагается десяток на выбор в каждом порту стоянки.
Чем заняться на корабле
Если вы не хотите идти в город, то с корабля насильно никто не гонит. Более того, во время стоянок в портах на многие платные услуги на лайнере (например, спа или массаж) обычно бывают отличные скидки – до 50%. Впрочем, честно признаюсь, мы ни одним подобным заманчивым предложением так и не воспользовались, так как предпочитали изучать города, а не коридоры круизного судна.
За двухнедельное плавание у нас было два дня, которые лайнер полностью провел в море, не заходя ни в один порт. К счастью, погода позволила провести большую часть времени в шезлонгах на открытой палубе у бассейнов. Тогда же мы протестировали и почти все «активности», которые были на нашем судне – от водных горок и игровых автоматов до гольфа и даже скалолазания.
На лайнере нет практически ни одного часа, чтобы в каком-нибудь зале или ресторане не началось развлекательное мероприятие: мастер-класс по приготовлению пиццы или бургеров, обучение латинским танцам, «безумные» скидки в местных бутиках, аукцион картин… Кстати, такие аукционы, как оказалось, очень интересны. И неважно, отличаете ли вы Моне от Мане, главное, что на этих светских раутах разносят бесплатное игристое. Заканчивались дни обычно шоу-программой в корабельном театре (всё входит в стоимость). А на следующее утро пассажиров ждет уже новый город.
К слову, предложение руки и сердца я своей девушке (теперь уже жене) сделал после ужина в первый день круиза, когда мы шли где-то между материковой Испанией и Балеарскими островами. Ответа долго ждать не пришлось: куда-то сбежать, чтобы подумать, с круизного лайнера все равно невозможно.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".