23 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Сарыгюль бросает вызов Эрдогану
Главное

Сарыгюль бросает вызов Эрдогану

Для поклонников он - беззаботный симпатяга, для противников - нувориш с двухстами костюмами в гардеробной. Мустафа Сарыгюль хочет стать мэром Стамбула, но это только начало. "Эрдоган боится меня", - убежден он.

Мустафа Сарыгюль не заходит в помещение просто так, - он нарисовывается на пороге. В сопровождении подчиненных. Один спешит отодвинуть кресло, чтобы начальнику было удобно садиться, другой подает стакан с водой, третий поправляет телефонный аппарат на столе для совещаний, чтобы Сарыгюлю не нужно было тянуться. Тем временем политик „надевает“ улыбку. Кому-то говорит несколько слов, приветствует, на кого-то показывает указательным пальцем и подмигивает.
Сарыгюль - глава стамбульского района Шишли. Образцово-показательного, современного, обеспеченного, с широкими бульварами и красивыми магазинчиками. Большинство уважающих себя фирм представлены здесь.
57-летний мужчина выставил свою кандидатуру на выборах мэра Стамбула в минувшее воскресенье. В нескольких тысячах городских администраций страны произойдет перераспределение власти. Стамбул - это крупнейший мегаполис в Турции, тот, кто возглавляет его, ощущает более высокое призвание. Ведь и премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган был мэром Стамбула, прежде чем возглавить правительство страны.
У Сарыгюля тоже есть такие амбиции? - Политик улыбается: „Эрдоган довольно-таки часто меня поминает. Он боится меня“. Друзья Сарыгюля комментируют: Сарыгюлю предъявляют неуплату старых долгов 10 лет назад. И об этом вспомнили не когда-нибудь, а буквально перед выборами. Счета Сарыгюля заблокировали. Это должно было осложнить финансирование предвыборной кампании. Их вывод: Эрдоган трясется от страха.

Стамбульские выборы имеют „общенациональное значение“

Сарыгюль говорит, что стамбульские выборы имеют „общенациональное значение“. И потому его соперник - это не действующий мэр Кадир Топбаш, доверенное лицо премьер-министра, а сам премьер. Согласно опросам, Сарыгюль после президента Абдуллы Гюля и Эрдогана - третий по популярности политик в стране.
Правда ли, что его поддерживает и заклятый враг Эрдогана, Фертуллах Гюлен, который, как полагают, стоит за тайной прослушкой и публикацией стенограм телефонных переговоров Эрдогана? Сарыгюль улыбается и отвечает уклончиво: „Пусть за меня голосуют все. Я в свои объятья всех“.
Он проводит рискованный курс: критикует манию величия и и неуемные градостроительные амбиции Эрдогана. „Повсюду торговые центры, - их уже слишком много!“ - недоволен политик. При этом многим туркам по душе эти райские кущи консьюмеризма поскольку они убеждают их в собственных экономических достижениях последних лет.
Кроме того, Сарыгюль намерен отстаивать зеленые скверы - это его обещание демонстрантам на площади Таксим, прошлым летом протестовавшим в центре Стамбула против застройки парка Гези. Но при этом он не отрекается от прагматизма: с учетом возросшего пассажиропотока он выступает за строительство третьего аэропорта в столице. А вот необходимость третьего моста через Босфор вызывает у него сомнения: не лучше ли инвестировать в развитие метрополитена?
Сарыгюль всегда верил в себя. Он любит говорить о себе в третьем лице. „Тебя удостоили чести работать на Сарыгюля, и что ты делаешь? Спишь! - отчитывает он одного из сотрудников, который осмелился не подойти к телефону в 2 часа ночи. - Скоро выборы, на кону всё!“ - При этих словах Сарыгюль ломает карандаш и бросает его под ноги нерадивому подчиненному.

Политика - это выступление на очень большой сцене

Никто не понимает лучше него, что политика - это в том числе и игра; Сарыгюль любит сцену. Он предстает в амплуа смышленого загоре беззаботного симпатяги, которого любят женщины, но который порой может вести себя агрессивно, может вспылить. Разумеется, только тогда, когда нужно защищать добро. Он сыплет шутками, смеется громче всех, стучит сам себя по плечу и пропадает, чтобы несколькими минутами позднее столь же внезапно появиться снова - и вернуться к своим тирадам. Это постановочные выступления с постановочными исчезновениями.
Сарыгюль умеет меняться: кемалист - по сути, сторонник секулярного государства - сегодня все чаще произносит слово „Аллах“. Он хочет расположить к себе в том числе и религиозных сограждан. „Видите, сколько женщин в платках!“ - говорит он, объезжая на своем предвыборном автобусе отдаленные уголки Стамбула. Даже те, где, как ему известно, живут главным образом поклонники Эрдогана.
Сарыгюль много работает, трудится без передышки, вникает в каждую мелочь. Он говорит своим сотрудникам, какие песни ставить во время „автобусного тура“ - и на какую громкость их включать. Человек, помешанный на контроле.
Когда он видит на улице людей, размахивающих желтыми шарфами (ведь Сарыгюль значит „желтая роза“), политик жестом руки велит водителю ехать медленнее. Сотрудник подает бутылочку с экстрактом трав - для голоса. Сарыгюль встает рядом с водителем, кланяется, улыбается через стекло. Люди видят загарелого мужчину с характерным подбородком, волосами, тщательно уложенными назад, в идеально сидящем костюме.

Вправе ли социал-демократ иметь две сотни костюмов?

Его внешность дает пищу для критики. Оппоненты язвительно заявляют: что это за социал-демократ, у которого насчитывается больше двухсот костюмов? Фотография Сарыгюля в его гардеробной, опубликованная в одной из газет, обошла турецкий Интернет. Кое-кто называет его „выскочкой“, „нуворишем“, „хвастуном“. Дескать, только женитьба на дочери политика, умершей в 1984 году, открыла перед ним двери в высшее общество. Со своей второй женой, которая на выборах в минувшее воскресенье боролась за пост главы стамбульского района Бейоглу, граничащего с Шишли, он разведен.
Об этом говорят даже в кругах Республиканской народной партии, бывший глава которой Дениз Байкал некогда обвинял Сарыгюля в коррупции и связях с майией. Сарыгюля тогда исключили из партии и снова приняли только перед прошедшими выборами, после того как в 2010 году Байкал лишился поста после публикации скандального видеосюжета. Новый глава РНП - Кемаль Кылычдароглу - слишком слаб, недостаточно ярок и не так жаждет власти. Многие в партии считают, что одержать верх над Эрдоганом по силам лишь Сарыгюлю. И потому результаты выборов в минувшее воскресенье могут для него стать „трамплином“ для парламентских выборов весной 2015 года.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".