- Главная страница
- Статьи
- Каннский фестиваль – 2024: Дональд Трамп, Эдуард Лимонов и русские в Нью-Йорке
Каннский фестиваль – 2024: Дональд Трамп, Эдуард Лимонов и русские в Нью-Йорке
Сегодня открывается 77-й Каннский фестиваль, который продлится до 25 мая. Жюри главного кинофестиваля в мире возглавила одна из ведущих женщин в киноиндустрии прямо сейчас Грета Гервиг. Создательница кассового хита «Барби» не единственная кинематографистка в жюри, номинированная в этом году на «Оскар». В состав жюри вошла также Лили Гладстоун, сыгравшая в фильме Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны». Испанский режиссер Хуан Антонио Байона, претендовавший в этом году на «Оскар» за лучшую картину на иностранном языке («Общество снега»), также будет участвовать в присуждении наград основного конкурса. Другими членами жюри стали премированные на Каннском фестивале режиссеры Хирокадзу Корээда и Надин Лабаки, актеры Ева Грин, Омар Си и Пьерфранческо Фавино, сценаристка Эбру Джейлан.
За «Золотую пальмовую ветвь» поборются новые картины Фрэнсиса Форда Копполы, Йоргоса Лантимоса, Дэвида Кроненберга, Кирилла Серебренникова, Паоло Соррентино, Цзя Чжанкэ, Андреа Арнольд, Шона Бейкера и многих других. Одним из самых громких во всех смыслах внеконкурсных показов, вероятно, станет «Фуриоса» Джорджа Миллера с Аней Тейлор-Джой и Крисом Хемсвортом. Новая картина австралийца Миллера посвящена молодости бесстрашной воительницы Фуриосы, обитающей в постапокалиптическом мире «Безумного Макса». Рассказываем подробнее о других ожидаемых фильмах смотра.
«Второй акт», режиссер Квентин Дюпье
На экранах российских кинотеатров сейчас фантазийный фильм-портрет Сальвадора Дали, снятый французским абсурдистом Квентином Дюпье («Даааааали!»). Каннский фестиваль же открывает внеконкурсный показ его свежей работы «Второй акт» с Луи Гаррелем, Леа Сейду, Венсаном Линдоном и Рафаэлем Кенаром, фирменным актером Дюпье.
Комедии Дюпье всегда остроумны, лаконичны по хронометражу и изобретательны. В его лентах встречаются шина-убийца («Шина»), ковбойская куртка, заставляющая своего владельца совершать хладнокровные преступления («Оленья кожа») и, например, гигантская-муха, которую хотят выдрессировать на ограбление банков («Жвалы»). Дюпье высмеивает пороки и дурости современного человека, но относится ко многим из своих персонажей с симпатией.
Действие «Второго акта» крутится вокруг четырех героев, которые встречаются в ресторане где-то у черта на куличках. Флоренс хочет представить своему отцу Дэвида, мужчину, в которого она безумно влюблена. Но тот не отвечает ей взаимностью и пытается свести девушку со своим другом Уилли. Картина уже куплена для российского проката.
«Лимонов, баллада об Эдичке», режиссер Кирилл Серебренников
Кирилл Серебренников будет принимать участие в Каннском фестивале уже в пятый раз. Дебютировал на этом смотре режиссер в 2016 году, когда во втором по важности конкурсе «Особый взгляд» показывали его драму «Ученик» (она получила приз Франсуа Шале, присуждаемый фильмам на актуальные темы). Потом уже в самом престижном основном конкурсе показывали его «Лето», «Петровых в гриппе» и «Жену Чайковского».
«Лимонов, баллада об Эдичке» – англоязычный дебют Серебренникова, в котором скандального писателя, публициста и политика Эдуарда Лимонова сыграл Бен Уишоу – звезда фильмов «Парфюмер: история одного убийцы» и «Облачный атлас», ученый Q в лентах о Джеймсе Бонде и голос медвежонка Паддингтона. Также в фильме заняты Сандрин Боннер, Виктория Мирошниченко, Томас Арана и другие.
Одним из сценаристов выступил оскароносный поляк Павел Павликовский, автор «Иды» и «Холодной войны». В основу сценария легла книга Эммануэля Каррера «Лимонов».
«Анора», режиссер Шон Бейкер
«Анора» американца Шона Бейкера тоже связана с Россией: в картине сыграли российские звезды Юра Борисов, Марк Эйдельштейн и Дарья Екамасова. В образе главной героини по имени Анора предстанет молодая актриса Майки Мэдисон, известная по сериалу Памелы Адлон «Всё к лучшему» и по последнему «Крику». Ее героиня – секс-работница из Бруклина, которая обретает шанс на хеппи-энд в духе сказки про Золушку. Анора внезапно выходит замуж за сына олигарха. Однако когда его родители в России узнают о поступке сына, то вылетают в Нью-Йорк, чтобы этот брак срочно аннулировали.
Шон Бейкер – один из самых талантливых режиссеров американского независимого кино, автор фильмов «Мандарин», «Проект Флорида», «Красная ракета». Последние два также принимали участие в программе Каннского фестиваля. Бейкер чаще всего посвящает свои фильмы людям, тем или иным образом связанным с секс-индустрией. Он снимает с них стигму и, что немаловажно, делает кино, наполненное легким дыханием, витальностью, юмором. Что, однако, не исключает драматических поворотов сюжета.
Известнее всего в России его картина «Проект Флорида» – нежный портрет молодой матери и дочери, живущих в дешевом мотеле недалеко от сказочного Диснейленда. Этот фильм будто бы снят с точки зрения маленькой девочки-хулиганки, для которой до поры до времени жизненные трудности совершенно не заметны на фоне радости и наполненности детства.
«Мегалополис», режиссер Фрэнсис Форд Коппола
Это первая картина Фрэнсиса Форда Копполы за последние 13 лет, а работу над ней он начал и вовсе 40 лет назад. Есть что-то бесконечно грустное в том, что даже такие легенды, как он, вынуждены годами собирать деньги на проект мечты. Ради съемок «Мегалополиса» автор «Апокалипсиса сегодня» и трилогии «Крёстный отец» даже продал свои виноградники. После огромного количества проблем на съемках все-таки стал виден свет в конце тоннеля в виде премьеры в конкурсе Каннского фестиваля, но Копполу ожидал еще один удар – смерть жены Элинор, которая, к слову, в последние годы активно занималась режиссурой.
Судьба проката «Мегалополиса» туманна: по слухам, дистрибьюторы, для которых устраивали закрытый показ, не увидели в картине коммерческого потенциала. Однако трейлер фильма с Адамом Драйвером, Джанкарло Эспозито и Натали Эммануэль в главных ролях выглядит по-настоящему эпично и завораживающе. Коппола отталкивался в сценарии от трактата «О заговоре Катилины» древнеримского историка Гая Салюстия Криспа. Сюжет «Мегалополиса» разворачивается в альтернативной, постапокалиптической версии Нью-Йорка, которая носит название Новый Рим.
Архитектор Цезарь стремится восстановить город таким образом, чтобы он превратился в прекрасную утопию. Ему противостоит коррумпированный мэр города, желающий оставить все как было. Между ними, как меж двух огней, мечется молодая женщина – дочь мэра и возлюбленная архитектора. Постепенно эта светская львица проникается ценностями, которыми живет Цезарь.
«Птица», режиссер Андреа Арнольд
Андреа Арнольд – одна из самых ярких британских постановщиц, которая умеет одинаково аутентично рассказывать самые разные истории, будь то радикальная фантазия на тему «Грозового перевала» Эмили Бронте, драма девочки-тинейджера на окраине Лондона («Аквариум»), роуд-трип отвязной молодежи по США («Американская милашка») или печальная жизнь животных на молочной ферме (документалка «Корова»). Арнольд, как и многие участники основного конкурса, не впервые принимает в нем участие.
О ее фильме «Птица» до недавних пор было почти ничего не известно, кроме того, что в нем сыграли мощные артисты Барри Кеоган и Франц Роговский. Однако в центре истории, видимо, вновь будет совсем юная девушка: ее сыграла дебютантка Никия Адамс. У Арнольд прекрасное чутье на молодые таланты: например Саша Лейн, которую, по легенде, Арнольд встретила чуть ли не на пляже и предложила ей главную роль в «Американской милашке», строит сейчас неплохую карьеру в Голливуде.
Героиня Никии Адамс в «Птице», 12-летняя Бэйли, живет со своим отцом-одиночкой и братом в сквоте в Северном Кенте. Пока отец занят большую часть времени своими делами, Бэйли, приближаясь к пубертату, ищет приключений.
«Виды доброты», режиссер Йоргос Лантимос
«Птицу» Андреа Арнольд и «Виды доброты» Йоргоса Лантимоса объединяет знаменитый ирландский оператор Робби Райан, который снял и многие другие работы этих постановщиков. В том числе и предыдущую картину Лантимоса «Бедные-несчастные», принесшую греческому постановщику главный приз Венецианского кинофестиваля, а исполнительнице центральной роли Эмме Стоун – «Оскар».
Лантимосу так понравилось работать с Эммой Стоун, Уиллемом Дефо и Маргарет Куэлли над «Бедными-несчастными», что он пригласил всю компанию и в свою следующую ленту «Виды доброты». Компанию им составили Джесси Племонс, Джо Элвин, Хантер Шеффер и Хонг Чау. Иными словами, уже ради такого прекрасного каста хочется посмотреть эту картину. И, конечно, не стоит сомневаться в том, что вышедший из так называемой греческой странной волны Лантимос снова будет одних зрителей восхищать, а других возмущать уровнем гротескности и кинематографической свободы, а также чернейшим юмором.
«Виды доброты» – триптих с хронометражем почти в три часа. Первая история посвящена мужчине, лишенному выбора, который пытается взять под контроль собственную жизнь. Вторая – полицейскому, к которому возвращается его пропавшая в море жена. Она кажется ему другим человеком. Третья история рассказывает о женщине, стремящейся найти будущего духовного лидера с особенными способностями. Танец Эммы Стоун из тизера картины уже стал вирусным – к этому актрисе не привыкать после яркой и безумной танцевальной сцены из «Бедных-несчастных».
«Ученик», режиссер Али Аббаси
Имя датского режиссера иранского происхождения Али Аббаси впервые прогремело в Каннах в 2018 году, когда в коридорах фестивального дворца только и говорили о его дискомфортном фэнтези «На границе миров». Эта сказка о том, как некрасивая сотрудница таможни однажды выясняет, что она буквально является мифологическим троллем, и впервые начинает жить полной жизнью, обрела в итоге главный приз секции «Особый взгляд».
В 2022 году Аббаси вернулся с совершенно иного рода и жанра картиной «Убийца "Священный паук"» – триллером о маньяке, убивавшем секс-работниц в иранском Мешхеде (фильм основан на реальных событиях). На сей раз Аббаси снова меняет жанр и локацию. «Ученик» – картина о восхождении к власти молодого Дональда Трампа, которое стало возможным благодаря сделке с адвокатом и правым политиком Роем Коном, во время «охоты на ведьм» сотрудничавшим с Джозефом Маккарти.
Трампа изобразил Себастьян Стэн, обладающий необходимым для этой роли отрицательным обаянием, а Кона – Джереми Стронг, знающий все о разрушительной силе власти благодаря своей гениальной роле в сериале «Наследники». В образе первой жены Трампа Иваны предстанет болгарская актриса Мария Бакалова, чье имя киноманы запомнили после «Бората 2».
«Партенопа», режиссер Паоло Соррентино
Один из главных итальянских режиссеров современности Паоло Соррентино («Великая красота», «Молодость») снова попробует завоевать «Золотую пальмовую ветвь» – обычно жюри к нему по непонятным причинам не слишком благосклонно. Пока что самым большим его каннским триумфом был приз жюри за биографию премьер-министра Джулио Андреотти «Изумительный».
В «Партенопе» Соррентино обошелся без своего актера-любимца и альтер эго Тони Сервилло, зато в картине заняты оскароносный Гэри Олдман и легенда итальянского кино Стефания Сандрелли. «Партенопа», что непривычно для Соррентино, история не мужская, а женская, причем с мифологическими отсылками. По греческой легенде, это имя носила сирена, бросившаяся в море из-за невозможности соблазнить Одиссея. Считается, что город Неаполь был основан рядом с тем местом, где ее тело выбросило на берег. В римской мифологии Юпитер превратил Партенопу в город Неаполь из-за того, что в нее был влюблен кентавр по имени Везувий.
Партенопа (в молодости ее изображает Селеста Далла Порта), по версии Соррентино, это рожденная в 1950 году девушка, за чьей жизнью мы наблюдаем вплоть до нынешнего дня. Судя по синопсису, зрителей ждет вариация «Великой красоты», где место Рима занимает прекрасный Неаполь, откуда родом сам Соррентино.
«Саван», режиссер Дэвид Кроненберг
Канадский мэтр, исследователь физических и психических мутаций Дэвид Кроненберг («Видеодром», «Оправданная жестокость») тоже один из тех участников Каннского фестиваля, которому редко везет там с наградами. Лишь культовая «Автокатастрофа» удостоилась в далеком 1996-м особого приза жюри. Впрочем, Кроненберг уже в том статусе, когда вряд ли его беспокоят премии кинофестивалей.
«Саван», посвященный умершей жене постановщика, кинематографистке Каролин Зэйфман, кажется заранее одним из самых личных его проектов. По сюжету ученый (Венсан Кассель), потеряв жену (Диана Крюгер), изобретает технологию, благодаря которой за усопшими можно наблюдать внутри погребального савана. Но однажды кто-то оскверняет могилу его жены, и герой принимает решение выследить преступников. В итоге персонаж переосмысляет и свой бизнес, и свою жизнь. Осенью «Саван» обещают выпустить в российских кинотеатрах.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".