21 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Проклятие «Зов могилы»" и "Полночь с дьяволом": два хитовых хоррора в прокате
кинофильмы Культура

"Проклятие «Зов могилы»" и "Полночь с дьяволом": два хитовых хоррора в прокате

На экранах кинотеатров сейчас можно посмотреть два фильма ужасов, которые стали большими хитами. Корейская картина «Проклятие "Зов могилы"» Чан Джэ-хёна стала на родине кассовой сенсацией, перебив показатели и «Поезда в Пусан» и «Паразитов». Мировые сборы превысили бюджет фильма в девять раз.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Проклятие «Зов могилы»"

©«Кино.Арт.Про»

Хоррор «Полночь с дьяволом» австралийцев Колина и Кэмерона Кернсов коммерчески менее успешен, но огромную любовь критиков и киноманов он завоевал сразу после премьеры на важном фестивале независимого кино SXSW. Сейчас у «Полночи с дьяволом», которая совершила гастроль по главным жанровым смотрам мира, кинокритический рейтинг 97% на агрегаторе Rotten Tomatoes. Обе картины, и австралийская и корейская, не только визуально нетривиальны, но и неожиданны по смыслам.

«Проклятие "Зов могилы"»

Действие картины Чан Джэ-хёна начинает раскручиваться с того, что богатый молодой кореец нанимает специалистов по паранормальным явлениям, чтобы излечить от неведомой болезни новорожденного сына. Герой подозревает, что непрекращающийся плач сына, как и его собственные ночные кошмары, связаны с неким родовым проклятием. Шаманка Хва-рим (Ким Го-ын) и ее напарник (Ли До-хён) сообщают герою, что нужно будет совершить эксгумацию тела дедушки, чей дух, вероятно, чем-то недоволен. Хва-рим нанимает в качестве помощников еще двух человек: геоманта, то есть специалиста по фэншую Ким Сан-дока (Чхве Мин-сик из культового «Олдбоя»), который подбирает самые благоприятные места для могил, и владельца похоронного бюро (Ю Хэ-джин).

Beat Film Festival – 2024 : лучшее документальное кино о культуре и жизни

Поначалу эта четверка производит впечатление скорее аферистов, которые зарабатывают большие деньги обманом. Однако вскоре, когда выясняется, что в деле реально замешаны духи, оказывается, что герои не уступают в своих умениях персонажам поп-культуры, которые борются с нечистью. После эксгумации неугомонный дух деда, случайно выпущенный из гроба, начинает преследовать своих потомков, которые не откликнулись на его зов из могилы. Однако это лишь первая и не самая важная из сюжетных линий: во второй половине картины события будут развиваться совершенно непредсказуемо.

«Проклятие "Зов могилы"», может, и не самый страшный хоррор (хотя пугающие сцены в нем есть), но это определенно один из самых эстетских фильмов ужасов последнего времени. Фильм густо замешан на фольклоре, и в картине есть несколько очень ярких, запоминающихся эпизодов, связанных с мрачными ритуалами по изгнанию духов. Центральную роль в них играет шаманка Хва-рим в исполнении дивной красоты актрисы Ким Го-ын, которая заряжает свою героиню почти первобытной энергией. Подкупает и то, что фильм явно рассчитан в первую очередь на корейскую, а не международную публику, что подразумевает высокую степень аутентичности.

"Нужды путешественника": кино как сеанс у психолога

Проблема, которой в конечном счете оказывается посвящен фильм, собственно, носит на первый взгляд локальный характер. Речь о неизжитой травме войны: о японской оккупации, о коллаборационистах среди корейцев и о дальнейшем разделении страны на Южную и Северную Кореи. Конфликты Японии и Кореи начались, разумеется, задолго до XX века (Имдинская война 1592–1598 годов, в которой Корея победила, но понесла огромные потери), и к этому в фильме тоже есть отсылки. В «Проклятии» образ японца для корейцев прочно связан с образом агрессора, и, кажется, это отражает некоторые общественные настроения.

В то же время проблематика «Проклятия» вполне универсальна. В фильме в конфликт вступают те, кто увяз в прошлом, в своих фантазиях о военных победах, и те, кто хочет мирно жить в настоящем. Первые так и норовят утащить в могилу последних.

«Полночь с дьяволом»

«Полночь с дьяволом» – не просто хоррор, а изысканная стилизация под американское кино и телевидение 1970-х, да еще и сделанная в жанре мокъюментари – фейк-документалистики. Основное действие развивается в течение примерно одного часа в 1977 году.

Кадр из фильма "Полночь с дьяволом"

Кадр из фильма "Полночь с дьяволом"

«Экспонента Фильм»

Давид Дастмалчян, мелькавший в «Отряде самоубийц: миссия навылет», «Дюне» и «Оппенгеймере», сыграл свою первую значительную (и впечатляющую) роль в картине Колина и Кэмерона Кернсов. Его героем в «Полночи с дьяволом» стал Джек Делрой – ведущий шоу в жанре Late Night под названием «Вечерние совы».

"Майор Гром: Игра": бодрое продолжение приключений супергероя-полицейского

Джек отчаянно борется за рейтинги, но постоянно проигрывает своему более успешному коллеге. Потеряв свою горячо любимую жену, сгоревшую от рака, Джек пропадает с радаров на месяц, но потом снова возвращается в эфир. Однако, находясь в плохом моральном состоянии, он делает ошибку за ошибкой и начинает терять как расположение публики, так и доверие телевизионных боссов.

Джек делает огромную ставку на Хэллоуинский эфир 1977 года, куда он приглашает, во-первых, медиума, а, во-вторых, парапсихолога Джун Росс-Митчелл (Лаура Гордон) с ее подопечной Лилли (Ингрид Торелли). Лилли была выращена в стенах сатанинского культа, все адепты которого погибли во время штурма полиции. Лилли выжила, но, похоже, в нее периодически вселяется демон. Сеанс экзорцизма будет проведен непосредственно в прямом эфире, запись и бэкстейдж которого мы будто бы и смотрим.

Некоторые сетуют, что «Полночь с дьяволом» недостаточно пугает, но степень чувствительности у всех разная, и назвать картину совсем безобидной все же нельзя. Однако примитивное устрашение публики явно не было главной задачей Кернсов, которые создали все же концептуальный так называемый «постхоррор».

"Министерство неджентльменских дел": Гай Ричи снова играет в фильмы про Бонда

Они хотели исследовать психологию человека, который желает добиться невероятной славы, хочет быть как минимум на всех экранах своей страны, стать номером один. В 1970-х таких людей, вероятно, было меньше, а сейчас об этом мечтает каждый второй, тем более что и возможностей с развитием соцсетей стало гораздо больше.

Кернсы показывают теневую сторону этого явления. Девочка Лилли, появляясь в студии и пристально глядя в камеру, заставляет поежиться. Совсем не сразу осознаешь, что на самом деле ужасает не ее потенциальная одержимость демоном, а взгляд, полный желания понравиться камере, публике. Но является ли Лилли главным источником опасности в студии?

«Полночь с дьяволом» – картина о том, что звездная карьера в шоу-бизнесе требует сделки с сатаной, кем бы он ни оказался. Кернсы на визуальном уровне много играют с иллюзией, с гипнозом. Иллюзией может быть все: наши воспоминания, наши ожидания, наша честность. И уж, конечно, самая большая иллюзия – это телевидение и кино. «Ночные совы» не то, чем кажутся – не зря Давид Дастмалчян играл и в «Твин Пикс».

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".