Рубль на распутье
Почему падает российский рынок и что ждать от рубля. Новые сенсации от Росстата – есть ли в стране промышленный спад. Выполняет ли Россия соглашение с ОПЕК. Европейский центробанк «прогнулся» под Америку. Почему буксует Brexit.
Штиль в ожидании 15 марта
Мировые финансовые рынки замерли перед заседанием ФРС 15 марта. Вероятность третьего повышения ставки до 0,75–1% рынок оценивает выше 80%, чему способствовали заявления главы ФРС Джанет Йеллен и хорошие новости. Рынки явно качнулись в сторону «кэша», понемногу выходя из акций, облигаций и развивающихся стран.
Отчасти с этим связан и негативный тренд на российском рынке, обозначившийся еще в конце января и усилившийся во второй половине февраля, – падение ММВБ, рост доходности ОФЗ, торможение роста, а затем и падение рубля. Сейчас вполне очевидно, что иностранцы сворачивают операции carry trade и выходят из российского рынка, пока медленно и без паники. Возможно, этот тренд остановится после 15 марта, когда неопределенность со ставкой ФРС снимется.
Эта ситуация очень нервирует Центробанк, заседание совета директоров которого удачно назначено на 24 марта – ЦБ сможет посмотреть на динамику российских рынков и нефти перед принятием решения. Скорее всего, он не станет понижать ключевую ставку, хотя она явно завышена: 10% при текущей инфляции в феврале 2,4% годовых (к январю) или 4,6% к февралю 2016-го. Высокая ставка тормозит возможный экономический рост в стране, про который все увереннее говорит правительство. Но для ЦБ синица в руке (финансовая стабильность) явно ближе журавля в небе (экономического роста).
ЦБ находится в обычной для себя «ловушке сильного рубля» – он был бы не против, чтобы рубль упал, это снизило бы «хрупкость» и напряженность рынка, но очень боится пути – самого процесса падения, который может привести к потере контроля над ситуацией и нарушению финансовой стабильности. Он был рад инициативе Минфина по скупке валюты на рынке, которая противостоит чрезмерной выгодности операций carry trade (дешево занять в иностранном банке в валюте и вложиться в рублевые активы). Минфин в марте решил еще увеличить скупку валюты, теперь не только для хранения нефтегазовых доходов, но и для аккумулирования средств для оплаты внешнего долга, пользуясь дешевизной валюты. ИК «Атон» также подтвердила, что российские миллионеры (держатели счетов свыше $1 млн) по примеру Минфина начали переводить свои деньги из рублевых активов в валютные и под распродажу попали в первую очередь российские нефтяные акции и облигации.
Очень важно, прекратятся ли негативные тенденции на российском рынке после 15 марта – от этого зависит их долгосрочный тренд. Потому что если нет, то это может стать знаком рыночного разворота и предвестником гораздо более сильного движения, началом реального бегства капиталов из России.
8 марта – шторм на рынке нефти
Прошлая неделя началась с нефтяной конференции в Хьюстоне, где собрались все основные ньюсмейкеры рынка. Американские сланцевики излучали уверенность, ОПЕК явно нервничала, а МЭА (международное энергетическое агентство) пыталось увести дискуссию в сторону (инвестиций в нефтянку). В частности, ОПЕК катком «наехала» на министра энергетики РФ Александра Новака (на фото) за то, что Россия недостаточно быстро снижает нефтедобычу. Ситуация, когда страна фактически 2 месяца не снижает ее (по отношению к декабрю 2016-го), а по отношению к октябрю 2016-го выполняет свои обязательства менее чем на 50%, позволила ОПЕК высказать публичное недовольство российской политикой. Новак пообещал реальное сокращение уже в первой декаде марта, а к концу апреля довести его до 100% (минус 300 тыс. б/с к октябрю).
Не успела конференция закончиться, хорошие новости из США (рост запасов нефти и пересмотр прогнозов по добыче нефти в сторону увеличения) 8 марта просто обрушили рынок. За день нефть упала более чем на 5%, на трехмесячные минимумы, явно выйдя из комфортной зоны вокруг 55 долл./барр. Впрочем, ушла она недалеко – до 51,5 долл./барр., после чего стала потихоньку корректироваться обратно, в привычный диапазон.
Сенсации Росстата‑2
Росстат продолжает радовать нас своим беспощадным пересмотром «неудобного прошлого». Теперь он изменил методологию промышленной статистики, и она чудесным образом резко улучшилась. Оказывается, промышленный спад в стране уже полностью преодолен: по совокупности за 2015–2016 годы ранее он фиксировался в размере 2,3%, а теперь, после пересмотра, промышленность показывает рост на 0,5%. Промышленность, по новым данным, начала свой рост еще полтора года назад – в середине 2015‑го. Такими темпами мы скоро вообще избавимся от позорной страницы в российской истории под названием «экономический кризис 2015–2016 годов». Ведь впереди выборы президента, а ему такая страница не нужна… Похоже, российской статистике верить больше нельзя.
Драги дрогнул
Хотя ЕЦБ на своем заседании 9 марта оставил ставку и программу выкупа активов неизменными, аналитики говорят о готовности банка прислушаться к критике Дональда Трампа и притормозить эмиссию евро. Они обращают внимание на то, что из заявления главы ЕЦБ Марио Драги исчез пункт о готовности ЕЦБ использовать «все доступные инструменты» для экономического роста в зоне евро. Агентство Bloomberg предположило, что речь идет прежде всего о программе TLTRO (выдача комбанкам кредитов под 0%), по которой за последние 2 года им был выдан почти 1 трлн евро. Рынок отреагировал на это падением евро почти на цент. А аналитики заговорили о движении к уровню 1,10 долл./евро и о недостижимости паритета с долларом (1:1).
Brexit буксует
Премьер Великобритании Тереза Мэй легко провела законопроект о процедуре выхода страны из ЕС через нижнюю палату британского парламента (там большинство у ее партии), но проект затормозился в верхней палате, где у консервативной партии Мэй меньше трети голосов. Сначала палата лордов озаботилась правами граждан ЕС, проживающих в Британии. Потом потребовала согласования с ними условий выхода и основы будущего договора до голосования в Европарламенте. Любая поправка означает «пинг-понг»: возврат законопроекта в нижнюю палату. Процесс затягивается, и Мэй может не успеть начать процедуру выхода до конца марта, как она обещала. Последняя поправка не имеет большого смысла – если британский парламент не одобрит соглашение Мэй, то Британия все равно выйдет из ЕС через 2 года после начала процедуры и будет строить свои отношения со странами Европы на правилах ВТО, без каких-либо преференций. Кажется, лорды просто тянут время, будучи так и не в силах смириться с решением референдума о выходе.
составила инфляция в первую неделю марта (28 февраля – 6 марта). Цены в стране больше не растут, за последние три недели это второй нулевой результат. С начала года инфляция составила 0,9%.
составили активы банков Китая в 2016 году, по исследованиюКитай стал № 1 по этому показателю в мире, впервые обогнав еврозону ($31 трлн), США ($16 трлн) и Японию ($7 трлн).
стоил 1 биткойн 4 марта 2017-го. Это его новый исторический рекорд, и, что символически важно, впервые виртуальная валюта обогнала стоимость тройской унции золота (31,1 грамма).
сократились продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России за первые два месяца 2017 года, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Ожидаемо при таком падении реальных доходов населения.
заплатили россияне по полученным кредитам в 2016 году, подсчитали экономисты РАНХиГС. При общем долге в 10,7 трлн руб. (данные ЦБ), расходы только по процентам составили 1,8 трлн руб. При этом новых кредитов банки выдали только на 200 млрд рублей. Банковская система из инструмента финансирования развития и стимулирования потребительского спроса превратилась в «пылесос», который выкачивает деньги из карманов людей.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".