22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Охотники за допингом
Общество

Охотники за допингом

В США на спортсменов-обманщиков, употребляющих допинг, охотится «спецназ» USADA (Национальное антидопинговое агентство США), в состав которого входят следователи и медики. В декабре 2016 года хакерская группа Fancy Bears предоставила редакции Der Siegel несколько баз данных, содержащих документы в форматах PDF и Word, и несколько сотен внутренних электронных писем USADA и WADA (Всемирное антидопинговое агентство). Они позволяют заглянуть в будни борцов с допингом в олимпийском 2016 году. Редакция журнала Der Spiegel проанализировала внутреннюю переписку агентств и убедилась, с каким энтузиазмом они работают и почему порой доходят до грани отчаяния.

И вечный бой

9 месяцев до начала Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. В эпической борьбе с темной стороной спорта намечается небольшая победа над армией допинговых обманщиков, любителей инъекций ЭПО (гормона эритропоэтина) и тестостерона, глотателей анаболиков. «Служба безопасности отеля Hilton нашла еще один шприц в номере, где проживают двое спортсменов» – с таких слов начинается электронное письмо, отправленное оперативником USADA 22 ноября 2015 года в 17 часов 24 минуты. Виктор Бургос, до этого работавший в нью-йоркской полиции, пишет: «Я передал имена атлетов и номера комнат Брэдли, он собирает доказательства»…

В штаб-квартире USADA начинается ажиотаж. Директор агентства Трэвис Тайгарт хочет знать, какую страну представляют спортсмены. Это две женщины из Египта, тяжелоатлетки, рапортует Брэдли Гуйе, которому доверили расследование. Они остановились в отеле Hilton в Хьюстоне, где проходит чемпионат мира. Гуйе интересуется, проводился ли допинг-контроль. Из штаб-квартиры USADA следует ответ: «Да». Помимо проб мочи необходима также кровь, чтобы на основании ДНК определить, кто из них воспользовался шприцем.

Тут Гуйе получает письмо от анонимного свидетеля, который якобы видел, как один из тяжелоатлетов перед официальным взвешиванием сделал себе некую инъекцию. Похоже, на ЧМ в Хьюстоне не все ладно.

Имена спортсменок, в номере которых был обнаружен шприц, не играют особой роли. Они на какой-то момент появились на радарах борцов с допингом, чтобы снова исчезнуть. USADA взяло у них пробы на допинг прямо в хьюстонском номере, результат оказался отрицательным. Операция ничего не дала. В отчете для Международной федерации тяжелой атлетики USADA указало, что было бы неплохо перейти к политике «полного запрета «игл». Больше охотникам за допинговыми нарушениями ничего не оставалось.

Борьба с допингом подобна борьбе с наркотиками. Победа в ней едва ли возможна, однако борьбу нельзя прекращать, иначе ситуация полностью выйдет из-под контроля. Любители допинга действуют все более дерзко. Они находят все новые и новые средства. Обман организуют дилеры, врачи, тренеры и функционеры, снабжающие свою клиентуру «товаром» и хорошо на этом зарабатывающие.

Фото: DPA⁄Vostock Photo
©Фото: DPA⁄Vostock Photo

Озонотерапия

В данный момент в списках запрещенных веществ WADA содержится около 300 позиций, и каждый день к ним добавляются новые. Медикамент, который еще пару месяцев назад был разрешен, сегодня может обернуться для спортсмена дисквалификацией. Отслеживать изменения – обязанность самих атлетов. Но, по всей видимости, многие из них с этим не справляются, часто сотрудникам USADA приходится дивиться тому, как плохо спортсмены знают или хотят знать правила.

В начале мая, за три месяца до церемонии открытия Олимпиады в Рио, на информационную линию USADA поступает звонок. Один из членов сборной в ходе разговора упоминает, что проходил озонотерапию. Сотрудники USADA в шоке. При озонотерапии врачи производят забор крови, которую обогащают смесью озона и кислорода и затем вливают в вены. Данная методика приравнена к кровяному допингу, запрещенному WADA в 2011 году. Спортсмен об этом «даже не догадывался». Врач атлета, с которым связывается USADA, тоже «потрясен» известием, что подобные процедуры спортсменам запрещены.

В итоге одна из сотрудниц USADA составляет любезное письмо на адрес американского общества озонотерапии: «К нашему сожалению, мы обнаружили, что врачи по незнанию ставят под угрозу возможность спортсменов стартовать на Олимпиаде, поскольку им неизвестно, что внутривенные вливания, равно как и гемотерапия или озонотерапия, по правилам Всемирного антидопингового агентства признаны запрещенными. Возможно, это было доведено до сведения не всех членов вашей организации»…

Кто стоит за Fancy Bears?
Фото: Shutterstock

Fancy Bears – это группа хакеров, в прошлом году осуществивших ряд кибератак на спортивные институты. Среди их целей была, в частности, база данных Всемирного антидопингового агентства (WADA). В сентябре хакеры опубликовали на своем сайте сведения о более чем ста спортсменах. Стало известно, что теннисистка Серена Уильямс, чемпион Tour de France Крис Фрум и олимпийская чемпионка по гимнастике Симона Байлз имели разрешения на прием в порядке исключения медикаментов из допингового списка. Процедуры WADA это допускают.
До сих пор остается неясным, кто стоит за Fancy Bears. Американские спецслужбы сообщают о принадлежности последних к российскому Минобороны. «Цель соответствующих киберпреступлений – отвлечь от того факта, что в России существует система допинга, поддерживаемая со стороны государства», – утверждает источник в USADA. Редакции Der Spiegel группа Fancy Bears сообщила следующее: «Мы – международная команда хакеров, наш проект объединил активистов, выступающих за чистый спорт и за честную игру. Мы не работаем ни на какое правительство, мы стоим над политикой. Мы хотим, чтобы существующая антидопинговая система WADA подверглась реформе. Она поощряет коррупцию, является неэффективной и дает топовым спортсменам возможность принимать запрещенные вещества». Der Spiegel контактировал с Fancy Bears в течение нескольких месяцев. После тщательной собственной проверки редакция сочла предоставленные ими базы данных подлинными и с учетом их важности решила опубликовать содержащуюся в них информацию.

Рыбий жир и кортизон

Так с чего же начинается допинг? Перед каждым допинг-тестом спортсменам приходится заполнять декларацию об употреблении (Declaration of Use, DOU). В ней они сообщают, какие медикаменты и вещества принимали в последние дни. В редакции Der Spiegel имеются DOU-протоколы десятков американских спортсменов, в том числе велосипедистов, футболистов и легкоатлетов. Они показывают: в преддверии Игр в Рио в ход шло чуть ли не все, что можно раздобыть на легальном рынке.

Были тяжелоатлеты, которые ели сывороточный белок, чтобы нарастить мышечную массу. Теннисисты глотали ацетилкарнитин, чтобы повысить концентрацию внимания, а триатлонисты возлагали надежды на рыбий жир – не важно, почему. Некоторые декларации наводят на размышления. Так, Гален Рапп, взявший на марафоне в Рио бронзу и считающийся самым быстрым белым бегуном на длинные дистанции, принимает препарат от астмы «Адваир». И одновременно – «Комбивент», способствующий расширению дыхательных путей. И «Цитомел», помогающий сбросить вес. Сам Рапп подчеркивает: он это делает в лечебных целях. Он уже много лет страдает от астмы и гипофункции щитовидной железы: «Данные медикаменты не запрещены».

С помощью WADA сотрудникам USADA удалось раздобыть список с именами китайских пловцов, многие из которых были призерами чемпионатов мира и Олимпийских игр. Как следовало из дополнительной информации, до сих пор они редко проходили тестирование на гормоны роста и эритропоэтин (а некоторые вообще никогда). В Китае соответствующие исследования крови не проводятся.

В электронной переписке, с которой имел возможность ознакомиться журнал Der Spiegel, не говорится, какое развитие получила эта ситуация. Федерация плавания КНР отвергает соответствующие подозрения и заявляет о «нулевой терпимости» в отношении допинга. Известно одно: на Олимпийских играх в Рио китайская пловчиха Чэнь Синьи сдала положительный тест на мочегонный препарат гидрохлоротиазид, который может использоваться для «маскировки» допинга. Ее дисквалифицировали на два года.

Кровяной допинг и кокаин

На годы Олимпийских игр всегда приходится и максимум допинговых злоупотреблений. Ради медали многие спортсмены готовы глотать и колоть себе все, что возможно. Для охотников за нарушителями тоже наступает горячая пора. Им важно выявить как можно больше допинговых обманщиков еще до начала большого спортивного праздника. Каждый раз им приходится бежать наперегонки со временем, и в этой гонке, как показывает печальная действительность, редко выигрывают блюстители чистоты спорта.

©
14 июля USADA получает запрос от WADA о содействии. Девяти спортсменам международного уровня, пишет заместитель директора WADA Стюарт Кэмп, которые будут готовиться к Олимпиаде в Рио в Штатах, борцами с запрещенными препаратами присвоен «высокий приоритет», поскольку «они до сих пор не проходили допингового тестирования».

Федерации, мало отличившиеся в борьбе с допингом, всегда вызывают особые подозрения. Кэмп перечисляет спортсменов, в том числе Веронику Кэмпбелл-Браун с Ямайки, трехкратную олимпийскую чемпионку по спринту, и бегунью с Багамских островов Шони Миллер, считающуюся одной из вероятных победительниц в Рио в беге на 400 метров. Антидопинговые организации Карибского региона уже давно вызывают критику: у них нет денег, нет людей, проверки проводятся слишком редко. Кэмп просит USADA как можно быстрее взять пробы у этих «участниц Олимпиады с повышенными допинговыми рисками. Сможете?» «Постараемся», – отвечает ему координатор деятельности по допинговому тестированию Молли Томлонович. Впрочем, отмечает она, соответствующие попытки взять пробы у части из названных спортсменов «остались безрезультатными». И в настоящий момент у Томлонович информация о месте их пребывания отсутствует.

Иными словами, две топовые бегуньи мирового уровня в преддверии Игр, по всей видимости, практически не подвергались проверкам, причем в определенные промежутки времени допинг-контроль даже не мог их разыскать.

Однако борцы с допингом не сдались. Как сообщает USADA, до начала Игр у восьми из девяти спортсменов удалось взять пробы.

Многие документы, с которыми смогла ознакомиться редакция журнала Der Spiegel, вызывают удивление. Удивительно, сколько у антидопинговых органов зацепок, сколько у них информации, как много им открывается и как редко им удается противодействовать нарушителям.

Рид Эйкин из WADA анализирует биологические паспорта спортсменов, в которых приводятся и сопоставляются друг с другом результаты исследования мочи и крови. Они многое рассказывают о спортсменах, о том, как те тренируются и что принимают. За неделю до начала Олимпиады в Рио подозрения Эйкина вызывает биологический паспорт европейской бегуньи на длинные дистанции, выигравшей несколько медалей на международных чемпионатах. «Новое нарушение, – пишет Эйкин в теме письма, которое он отправляет 28 июля нескольким коллегам по WADA. – Эта спортсменка в последние недели очень часто подвергалась допинг-тестированию. Ее гематологический профиль показывает, что она прибегает к кровяному допингу. Она собирается стартовать на Играх».

Что происходит дальше? Спортсмены, чьи биологические паспорта вызывают вопросы, не могут быть отстранены от участия в соревнованиях незамедлительно. Такие подозрения должны быть проверены и подтверждены несколькими экспертами. Это долгий процесс, и «весьма проблематично будет завершить его еще до Рио», – отвечает эксперт WADA по правовым вопросам Жюльен Кивекинг. По запросу журнала Der Spiegel WADA сообщило, что первоначальные подозрения в допинге впоследствии были признаны «процедурной ошибкой»: «Профиль спортсмена был скорректирован, после чего эксперты пересмотрели свою оценку». Дело закрыли, тревога была признана ложной.

К несчастью для борцов с допингом, картина редко бывает однозначной. Им регулярно приходится сражаться с цейтнотом, с запутанными правилами и лабораториями, которые иногда выполняют свою работу халтурно. Поэтому часто все начинается и заканчивается подозрениями. Порой сотрудникам USADA становится трудно смириться с собственной беспомощностью. Чем ближе открытие Игр в Рио, тем более отчаянной выглядит их борьба.

2 августа, за три дня до того, как на стадионе Маракана будет зажжен олимпийский огонь, у юриста USADA Уильяма Бока раздается звонок. Отец одного из спортсменов национальной сборной США сообщает ему, что в олимпийском центре американских борцов, расположенном в Колорадо-Спрингс, практикуется допинг. Дескать, в недели, предшествовавшие Олимпиаде, два десятка борцов принимали кокаин, прежде всего чтобы сбросить вес перед Рио. Все якобы происходило под контролем одного из ассистентов тренера. Звонящий называет фамилии спортсменов – эту информацию он получил от своего сына. Американская федерация борьбы называет данное заявление «смешным и абсолютно не соответствующим действительности». Как бы то ни было, из пяти спортсменов, имена которых были тогда названы, двое впоследствии выступали в Рио.

Сомнения следователей

Глава USADA Трэвис Тайгарт говорит, что, несмотря ни на что, он остается большим поклонником спорта. Летом он смотрел по телевизору многие олимпийские соревнования. И порой ему приходилось нелегко.

Тайгарт видел Шони Миллер, бегунью на 400 метров с Багамских островов, которую какое-то время не удавалось разыскать для проверки на допинг. В финале она из последних сил пришла к финишу и стала олимпийской чемпионкой.

Он видел американских борцов, которые взяли в Рио два золота и одну бронзу. Наконец, китайских пловцов, тоже показавших на Олимпиаде неплохие результаты: шесть медалей. А также многих российских спортсменов, поднимавшихся в Рио на пьедесталы почета.

Несколько недель спустя после бразильской Олимпиады Тайгарт еще раз обменивался впечатлениями от Игр со своими коллегами. У следователей USADA накопилось много причин для недовольства. Один из них писал: «Проблема борьбы с допингом в том, что мы получаем слишком мало поддержки с самого верха». Главный медик USADA Ларри Боуэрс отправил в ночь на 6 сентября сообщение с печальным выводом: «Речь по-прежнему идет о влиянии, о деньгах и о коррупции».

Перевод: Владимир Широков
Публикуется в сокращении

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".