- Главная страница
- Статьи
- Мнимые бессребреники: почему главы западных корпораций зарабатывают по $1 в год
Мнимые бессребреники: почему главы западных корпораций зарабатывают по $1 в год
Недавно стало известно, что зарплата генерального директора компании Tesla Илона Маска в 2020 году составила $0. Часто подобные новости интерпретируются в том духе, что первое лицо бренда якобы работает бесплатно, на голом энтузиазме. И этим принципиально отличается от глав российских госкомпаний, оклады которых не раз становились предметом дискуссий.
Но не стоит беспокоиться о благосостоянии Маска, официально признанного одним из богатейших людей планеты. Равно как и за других элитных управленцев, входящих в негласный клуб «однодолларовой зарплаты». «Профиль» рассказывает, откуда на Западе взялся этот феномен, в чем смысл символического вознаграждения и как топ-менеджеры накапливают свои богатства.
По соображениям совести
В начале XX века бизнес-империи в США создавались одна за другой. Их создателей, на практике доказавших свой управленческий талант, привлекали к решению государственных вопросов. Это была своеобразная социальная нагрузка, плата за которую не предусматривалась: нанимаемые специалисты либо получали зарплату в своей компании, либо уже обладали приличным состоянием.
Однако законы США обязывали правительство оплачивать работу госслужащих, чтобы юридически отличать их от волонтеров. Обычно назначалась зарплата в размере $1 – наименьшая возможная ставка, по сути, реализация юридического принципа «горошина перца» (peppercorn rent), смысл которого в создании минимально возможных условий для заключения договора.
В 1900-х первым известным dollar-a-year man («человеком за $1 в год») стал лесопромышленник Гиффорд Пинчот, возглавлявший Лесную службу США при президенте Теодоре Рузвельте. Во время Первой мировой войны помощь правительству на общественных началах стала массовым явлением. В частности, в комиссию при Совете национальной обороны вошли крупные магнаты Бернард Барух и Роберт Брукингс, помогавшие перестраивать экономику страны на военный лад.
Эта же форма государственно-частного партнерства продолжилась во времена Великой депрессии: так, по $1 в год получали президент США в 1929–1933 годах Герберт Гувер и губернатор штата Массачусетс Алван Фуллер. В годы Второй мировой войны светская львица Дорис Дьюк за $1 прислуживала американским морякам на базе в Египте. А в начале 1960-х от президентской зарплаты отказался Джон Кеннеди.
Традиция никуда не делась и поныне, поскольку практика занятия политических должностей бизнесменами в США процветает. От зарплаты отказывались инвестор Ричард Риордан, ставший мэром Лос-Анджелеса, и финансист Джон Корзайн, возглавивший штат Нью-Джерси. Их примеру последовали Майкл Блумберг (бывший мэр Нью-Йорка), Митт Ромни (экс-губернатор Массачусетса), Арнольд Шварценеггер (экс-губернатор Калифорнии) и другие.
Из недавних примеров на слуху Дональд Трамп: еще во время предвыборной кампании в 2016 году миллиардер заявил, что не заинтересован в обогащении на президентском посту. И сдержал слово: заняв Овальный кабинет, 45-й президент США направил причитающуюся ему зарплату ($400 тыс. в год) на благотворительность. А себе оставил один доллар.
Технологичное решение
Между тем в последние годы идея однодолларовой зарплаты захватила ИТ-отрасль. Тут она трактуется иначе. Символическое жалованье назначают себе молодые директора технологических компаний, стоявшие у их истоков. Поскольку ИТ-стартап – дело по определению рисковое и нуждающееся в финансовой подпитке, тот факт, что основатель «горит» проектом и не думает о быстром заработке, подкупает инвесторов и акционеров. Зачастую об отказе от полноценной зарплаты объявляется перед публичным размещением акций (IPO) компании.
Первым из бизнес-звезд новой эпохи на такой жест решился Стив Джобс: с 1998 года вплоть до своей смерти в 2011-м глава Apple официально зарабатывал $1 в год. В 2005 году его примеру последовали основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж (до этого каждый получал по $150 тыс. в год), а затем гендиректор компании Эрик Шмидт. В 2014-м накануне IPO Facebook от годового оклада в $770 тыс. отказался основатель соцсети Марк Цукерберг, официально став ее самым низкооплачиваемым сотрудником.
Финансовые взаимоотношения Илона Маска и Tesla более замысловаты. В 2013 и 2014 годах Маск получил символическую пару долларов. Но в последующие годы в отчетности Tesla напротив фамилии гендиректора фигурировали разные суммы ($46 тыс. в 2016-м, $23,8 тыс. в 2019-м). В компании рассказывали, что жалованье Маска отражает минимальный размер соответствующей ставки в законодательстве Калифорнии. «Однако он никогда не принимал свою зарплату», – уверяют в Tesla.
Всего в рядах получателей символической зарплаты числятся десятки ИТ-коммерсантов, когда-то начинавших свой проект «в гараже»: Джек Дорси (Twitter), Эван Шпигель (Snapchat), Джерри Янг и Дэвид Фило (Yahoo!), Ларри Эллисон (Oracle, разработка софта), Генри Самуэли (Broadcom, производство полупроводников), Джереми Стопплмен (Yelp, интернет-справочник), Марк Пинкус (Zynga, разработка онлайн-игр) и многие другие.
Принцы или нищие?
Конечно, знаменитые топ-менеджеры не бедствуют. Их контракты предусматривают сложную систему компенсаций и выделения долей в собственности фирмы. Общий смысл в стимулировании: чем лучше идут дела на рынке, тем выше курс акций компании и тем больше может заработать руководитель. Для него эта схема также выгодна с точки зрения налогообложения: в США налоги с зарплаты топ-уровня достигают 40%, а прибыль с продажи акций облагается налогом в районе 20% (конкретная ставка зависит от штата).
Forbes: Илон Маск перед юбилеем стал богаче почти на $10 млрд
Яркий пример – соглашение между Илоном Маском и Tesla, заключенное в 2018 году. Перед харизматичным гендиректором была поставлена амбициозная задача в ближайшее десятилетие повысить рыночную капитализацию в 20 раз, с $34 млрд до $650 млрд. При успешном прохождении промежуточных этапов ему предоставляется эксклюзивная возможность (опцион) приобрести акции Tesla по фиксированной низкой цене. Предполагалось, что к 2028 году Илон Маск доведет свою долю в капитале компании до 28%. В реальности все идет быстрее: рыночная оценка Tesla уже превышает $660 млрд, а в июне этого года доля Маска превысила 23%.
На кармане гендиректора отражаются малейшие колебания рыночных настроений. К примеру, в апреле грузовик Tesla попал в аварию в США, погибли два человека. В течение одного дня акции компании подешевели на 3,4%, и Маск потерял более $5 млрд. А в июне на новостях о том, что власти США будут развивать инфраструктуру для электромобилей, Tesla за неделю подорожала на 7,8%, и состояние Маска пополнилось на $10 млрд. По состоянию на 20 августа он занимает вторую строчку в списке богатейших людей мира с показателем $177 млрд.
Ларри Пейдж и Сергей Брин на двоих контролируют 51% Alphabet, материнской компании Google, что в сумме дает им $228 млрд. Только за первый год «бесплатной» работы за счет продажи части принадлежавших им акций они заработали $84 млн.
Неплохо «поднялся» Марк Цукерберг: на момент отказа от регулярной зарплаты его состояние равнялось $19 млрд, а сейчас достигло $128 млрд. Кроме того, Facebook компенсирует «накладные расходы» своего основателя: обеспечение его безопасности и перемещений в 2020 году стоило бюджету соцсети $23,4 млн.
Основатель Snapchat Эван Шпигель обходится своей компании (сейчас она называется Snap) дешевле: на его охрану тратится порядка $900 тыс. в год. На фоне состояния самого Шпигеля (владеет 13% акций Snap, оцениваемых в $15 млрд) сумма едва ли ощутимая.
А Стив Джобс ближе к своей кончине отказался почти от всех бонусов со стороны Apple. В 2009 году он компенсировал только $4 тыс. за перелеты на частном самолете. Конечно, у создателя айфонов была собственная финансовая подушка, но и она по сегодняшним меркам кажется скудной: основу имущества Джобса составляли акции Disney на сумму $4,5 млрд.
Значит ли все это, что получатели зарплаты в $1 на самом деле обманщики, ведущие царскую жизнь под маской альтруизма? Скорее нет. Мотив самоотречения, присутствующий в символической зарплате, накладывает отпечаток на весь образ жизни ИТ-миллиардеров. Они трудоголики: никаких яхт и райских островов, крайне неброский имидж. Так, Илон Маск признавался, что часто ночует прямо в офисе Tesla, имея для этого спальный мешок. А во время трудовых сессий в своей второй компании, Space X, селится в сборно-разборном домике площадью 6х6 метров, расположенном около космодрома в штате Техас. Причем и этот домик (фактически бытовка) не находится в собственности Маска – он арендует его у Space X.
Собственную недвижимость (семь домов в Калифорнии на сумму $100 млн) бизнесмен продал в прошлом году, пообещав направить вырученные средства на космические проекты. «Мне не нужны деньги. Посвящаю себя Марсу и Земле. Имущество просто тянет тебя вниз», – пояснил он.
Этические нюансы
Вне ИТ-индустрии однодолларовая зарплата не слишком распространена: акции компаний из «старых» отраслей экономики генерируют предсказуемый рост, и роль управляющего воспринимается в более традиционном ключе. Тем не менее в разные годы сообщалось о руководителях, добровольно отказавшихся от вознаграждения. В их числе Ли Якокка (Chrysler), Уильям Клэй Форд-мл. (Ford), Эдвард Ламперт (Sears Holdings, ритейл), Джон Макки (Whole Foods, ритейл), Тед Лидди (American International Group, страхование), Даррен Энтвистл (TELUS, телеком-оператор), Ричард Фэйрбанк (Capital One, финансовые услуги), Ричард Хэйн (Urban Outfitters, ритейл), Роберт Даггэн (Pharmacyclics, фармацевтика) и другие.
Зачастую за $1 решают работать антикризисные менеджеры, которые приходят для того, чтобы вывести компанию из тяжелой ситуации, и отказом от зарплаты подчеркивают свою нацеленность на результат. Это случай Ли Якокки, под руководством которого Chrysler добивался помощи правительства США в конце 1970-х, и Теда Лидди, работавшего задаром во время финансового кризиса 2008–2009 годов.
Джон Макки – пример идеологически мотивированного отказа. Глава Whole Foods выступает за «сознательный капитализм», основанный на «героическом духе». Кстати, разброс зарплат в Whole Foods не так велик: руководящие сотрудники получают в 19 раз больше рядовых. В целом же по США разница достигает почти 300 раз, подсчитали в Гарвардской школе бизнеса. Топ-менеджеры американских компаний в среднем зарабатывают $12 млн в год, а их подчиненные – $34 тыс.
За пределами США добровольное лишение себя зарплаты пока не прижилось. Единичные случаи можно встретить в ИТ-компаниях, ориентирующихся на порядки Силиконовой долины. Например, гендиректор интернет-магазина JD.com (Китай) Лю Цян Дун получает 1 юань в год, а глава разработчика ПО Infosys (Индия) Нараяна Мурти довольствуется 1 рупией в год.
Гендиректор Avast Software (Чехия) Ондрей Влчек также вдохновился примером американских коллег, оставив себе $1. «Я решил, что Avast уже дал мне многое. Я владею чуть больше 2% акций компании, это ценность, и я верю, что смогу ее преумножить. Но я не пытаюсь послать сигнал другим руководителям – мол, считаю неэтичным то, что они получают зарплату», – рассказывал Влчек в интервью «Профилю».
Судя по доходам европейских политиков, их трактовка этики действительно не совпадает с американской. Так, примечательный инцидент произошел в 2015 году, когда экс-премьер Великобритании Дэвид Кэмерон повысил себе зарплату на 10%. За это он был подвергнут критике, но решительно отверг обвинения. «Лично я считаю, что правильно получать деньги соответственно количеству работы, [которое вы выполняете]. И я буду это делать», – сказал Кэмерон.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".